САМООБРАЗОВАНИЕ на тему "Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.95 МБ | |
| 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОБЛЕМА : Недостаточность знаний и навыков у детей дошкольного возраста в сфере коммуникативных отношений. АКТУАЛЬНОСТЬ: Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.
Цель : Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми Задачи: воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам; развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении; воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам поведения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- создание эмоционально-положительного климата в группе; - моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим. Основные условия воспитания дружеских отношений у дошкольников :
Детская совместная деятельность Чтение художественной литературы; Рассматривание картинок, иллюстраций; Показ видеофильмов ; Беседы; Игровые упражнения, занятия; Ситуативные игры –истории с элементами драматизации, игры драматизации, инсценировки; Заучивания стихов, пословиц, мирилок ; Пальчиковые игры ; Развлечения; Праздник на тему дружбы;
Художественная Литература • В.В. Маяковского « Что такое хорошо , что такое плохо»; • Е. Серовой « Нехорошая История»; • А.В. Осеевой « Добрые слова», «Волшебное слово» , « Кто наказал его»; • А . Нееловой « Тысячесвет »; • М. Пляцковский . « Урок дружбы»; • Е. Бехлерова «Капустный лист»; • З. Ежиковой « Крот и его друзья»; • В. Драгунского « Тайное становится явным»; • Л. Толстова « Кто разбил?» , « Косточка» и другие…
Беседы с рассматриванием картин
Познавательные мультфильмы • Котенок по имени Гав; • Последний лепесток; • Мешок яблок; • Просто так; • Умка; • Кот Леопольд; • Голубой Щенок.; • Фунтик и его друзья и другие…..
Беседа с детьми Содержание беседы: Можно предложить детям назвать известные им правила поведения, а так же объяснить , как они понимают смысл этих правил.; Можно предложить вспомнить конкретные случаи проявления взаимоотношений в группе и дать оценку поведения детей; Можно прочитать неоконченный рассказ, в котором изображаются различные ситуации, - напоминающие реальные события , происходящие в группе; Предложить закончить рассказ по своему усмотрению . А затем мотивировать поступки героев; ; Можно прочесть рассказ , где описываются разные проблемные ситуации. в которые попал герой – дети должны поставить себя на место участника описаны событий , аргументировать его действия и поступки.
Большую роль на формирование отношения детей друг с другом оказывает игра
Игры и упражнения «Назови себя». Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе. «Позови ласково». Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени. «Волшебный стул». Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать. «Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход. Ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом. «Волшебный цветок». Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
Нам вместе интереснее!
Круг приветствия и пожеланий
• Вместе тесно, а врозь скучно; • Один за всех , и все за одного; • Где дружба прочна , там хорошо идут дела; • Птица сильна крыльями , а человек дружбой • Крепкую дружбу , и водой не разольешь; • Без друга на сердце вьюга; • Дружбу помни , а зло забывай; • Верному другу цены нет ; • Друзья познаются в беде; • Нет друга - ищи , а найдешь - береги ; • Не имей сто рублей , а имей сто друзей; • Старый друг лучше новых двух Пословицы о дружбе
Мирилки помогают сохранить доброжелательные отношения детей друг к другу
Пальчиковые игры по теме « Дружба» Лучший друг Я , я – твой лучший друг , Я , я посмотрю вокруг! Лучше , лучше нет тебя, Мы с тобой друзья! Дружба Дружат в нашей группе Девочки мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз , два , три , четыре, Пять мы закончили считать. Раз , два , два , три , четыре Пять начинай считать опять .
Традиции группы: Дарить друг другу подарки , изготовленные своими руками; отмечать дни рождения; поощрять за добрые дела
Развлечения и праздники
Работа с родителями Домашние задания Консультации Буклеты Беседы Праздники Совместные досуги
Вывод: Осуществляя работу по теме самообразования, к концу учебного года мне удалось снизить детскую конфликтность, научить детей налаживать дружеские взаимоотношения, создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе, обогатить опыт детей в умении выражать свои эмоции, понимать состояния других людей. Вместе с детьми составили памятку «Правила дружбы» ПРАВИЛА ДРУЖБЫ Помогать друг другу Не ссориться Быть честным Не забывай здороваться со всеми своими друзьями Уступать Просить прощенья, если обидел Если твой друг попросил у тебя что-либо – никогда не жадничай, дай ему! Всегда делись с друзьями тем, что у тебя есть Быть внимательным Не злиться Всегда помогай своему товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его этому
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ
по самообразованию на тему:
«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
Актуальность темы:
Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.
Проблема:
Недостаточность знаний и навыков у детей дошкольного возраста в сфере коммуникативных отношений.
Цель :
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Задачи:
- воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам
- развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении
- воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам поведения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
Формы взаимодействия с родителями: педагогические консультации с родителями (индивидуальные, общие); опросные методы (анкеты, тесты); использование информационных стендов.
Вывод: Осуществляя работу по теме самообразования, к концу учебного года мне удалось снизить детскую конфликтность, научить детей налаживать дружеские взаимоотношения, создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе, обогатить опыт детей в умении выражать свои эмоции, понимать состояния других людей. Работа в этом направлении будет продолжена.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы Практические выходы |
Изучение методической литературы, изготовление картотек, консультаций для родителей | Сентябрь - май | Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.
|
Работа с детьми | Октябрь | Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости». Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его» Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав» Драматизация русской народной сказки «Репка» Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке Разучивание с детьми игр на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга» |
Ноябрь | Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки». Просмотр м/ф «Последний лепесток» Дидактическая «Цифры» Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей» Игровая ситуация «Какими качествами должен обладать твой друг?». Определение детьми положительных и отрицательных качеств друга. | |
Декабрь | Этические беседы о дружбе: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Каждая ссора красна примирением», «Урок дружбы» Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет» Просмотр м/ф «Мешок яблок» Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо» Разучивание с детьми игры-упражнения на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо» Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек» | |
Январь | Этические беседы о взаимопомощи: «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь» Чтение сказки М.Пляцковского «Урок дружбы» Просмотр м/ф «Просто так» Кукольный театр «Теремок» с участием детей Рисование иллюстраций к сказкам и рассказам о дружбе. Воспитывать любознательность к сказкам и рассказам Дидактическая игра «Наши добрые слова» | |
Февраль | Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист» Просмотр м/ф «Умка» Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек» Дидактическая игра «Волшебный клубок» Сюжетно-ролевая игра: «Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре | |
Март | Этические беседы о доброжелательности: « Добрые дела», «Он сам наказал себя», «Хорошие товарищи» Чтение рассказа 3.Ежиковой «Крот и его друзья» Просмотр м/ф «Кот Леопольд» Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери» Дидактические игры «Как хорошо с тобой дружить», «Назови друга ласково» | |
Апрель | Этические беседы на тему «Правда — неправда»: «Доброе дело - правду говорить смело», «Спасибо за правду», «Правда всегда узнается» Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» Просмотр м/ф «Голубой щенок» Продуктивная деятельность «Подарки моим друзьям» Словесная игра «Кто больше скажет добрых и тёплых слов» | |
Май | Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом», Л. Толстого «Кто разбил?», «Косточка» Конкурс: «Правила дружбы знай и строго их соблюдай» Игра «Как живешь?», «Я начну, а вы продолжите» Исполнение песни «Настоящий друг». Рисование на шариках лица друга Заучивание пословиц, поговорок о дружбе | |
Работа с семьёй | Октябрь | «Возрастные особенности детей 5- 6 лет» |
Ноябрь | Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок» | |
Декабрь | Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?» | |
Январь | Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью» | |
Февраль | Сюжетно-ролевая игра: «Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре | |
Март | Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться» | |
Апрель | Тестирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка» | |
Самореализация | Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете |
Список литературы:
1. Анисимова И. М. Хорошие манеры для детей. СПБ., 1996.
2. Богомолова М. И. Концепция развития и воспитания ребенка в истории педагогических учений. - Казань, 2001.
3. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург, 1997.
4. Васильева - Гангнус Л. П. Азбука вежливости. - 3-е изд. - М.: Педагогика, 1989.
5. Волина В. Как стать хорошим. СПБ., 2001.
6. Воспитание дошкольников в семье. Вопросы теории и методики /Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1976.
7. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психо - гимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. - М.:Тном", 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
План по самообразованию воспитателя старшей группына тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которы...

План по самообразованию воспитателя на тему :«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе" старшая группа.
Цель:Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относится к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;Формировать у дете...

Отчет по самообразованию на тему:" Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
Актуальность темы. В наше время изучение человеческих дружеских взаимоотношений является для педагогики ключевой проблемой. Слово «общение» говорит о мощности совместного дела, и тема...
план самообразования тема «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»
quot;План самообразования Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...
Отчет по самообразованию воспитателя на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
Отчет по самообразованию воспитателяРазновозрастной комбинированной группына тему:«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...

План по самообразованию воспитателя средней группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которы...
