Конспект занятия "Путешествие в страну Знатоков природы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Нецветаева Татьяна Валерьевна

Занятие нацелено на формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_konkurs.docx76.49 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Закреплять знания о природе, о правилах поведения в ней.
  2. Развивать творческие способности, смекалку и сообразительность , эрудицию.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красоту в природном окружении.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал и становятся полукругом. Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель:

“Это кто же к нам стучится, Просится к нам в дом?

Посмотрим?”

Заходит Фея Природы:

“Здравствуйте, дети. Я Фея Природы. Пришла познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать?

В королевство Природы попасть легко, Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок - И вот уж виден сена стог, И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница, Над ней синеют небеса, Откройте поскорей глаза.

Вот мы и в моём государстве, в клубе любителей природы.

Есть у меня волшебный цветок Цветик-семицветик. Он исполняет любое желание. Сейчас я вам его покажу. Что-то тут не так. Кто же тут хозяйничал? А где Цветик- семицветик? Слышите, кто-то плачет?

 (Фея Природы заглядывает за шторку, выходит Цветик-семицветик)

Да это же Цветик-семицветик. Что случилось Цветик-семицветик?

Цветик-Семицветик (ребёнок):

Прилетела Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – громом пугала, дождём сильным поливала, колдовала. Все волшебство исчезло. Не понравилось ей что, в нашем природном государстве так красиво и спокойно. А расколдовать меня сможет тот, кто любит и знает природу.

Воспитатель: Что же делать, дети? Надо  помочь Цветику-семицветику,

Посмотрите, на его лепестках что-то написано. Да это же задания! Но прежде чем мы их прочитаем нам надо разделиться на 2 команды. И для этого мы проведем блиц-турнир.

  1. Что такое природа? (ответы детей).
  2. Может ли человек жить без природы? (стихи)
  3. Кого называют «рыжей плутовкой»?
  4. Самый большой любитель меда, обитатель лесов.
  5. Удивительные охотники, умеющие плести паутину.
  6. Самое высокое животное?

7. Ворона, скворец, воробей, ласточка  — кто это? (Птицы)

8.Тело этого зверька покрыто иголками, защищающими его от хищников.

(За правильные ответы педагог даёт детям изображение ёлочек и пчёлок)

Ну вот мы с вами и разделились на две команды. У кого елочки встают справой стороны, у кого пчелки с левой стороны. Дети той команды, которая победит и больше поможет Цветику-семицветику станут членами клуба «Любителей природы» и получат медали.

А теперь давайте поможем Цветику-семицветику:  расколдуем его, чтобы он опять мог исполнять желания детей.

  1. Красный лепесток. Воспитатель:

Первый вопрос для команды«Елочек»:

  • Как называется край, в котором мы живем?(Урал) Второй вопрос для «Пчелок»:
  • В какой части Урала мы с вами проживаем?

Дети: На Южном Урале.

  • За правильные ответы каждая команда получает по фишке. Богат и интересен наш край Южный Урал, где мы с вами живём.

Почти вся территория Южного Урала располагается в зоне лесов. Лес –одно из главных богатств нашего края. А что такое лес? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, лес–это общий дом растений и животных. Команда Ёлочки,  какие виды деревьев вы знаете?

Дети: Хвойные и лиственные.

Воспитатель: команда «Пчёлки» назовите лиственные деревья Дети: берёза, тополь, дуб, клён и т.д.

Воспитатель: команда «Ёлки», назовите хвойные деревья.

Дети: ель, сосна, кедр, пихта.

  • За правильные ответы каждая команда получает по фишке.

Воспитатель: Много деревьев вы знаете. А бывает так, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес?

Дети: Смешанный.

Воспитатель: А случается так, что в лесу растёт один вид деревьев?

Команда «Елочки», как называется лес, где растут, только берёзы?

-Правильно, березовая роща. Берёза является символом России.

- Команда «Пчелки», как называется лес, где растут одни хвойные деревья?

Дети: Бор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданиями красного лепестка вы справились. (Подсчитывают количество фишек у каждой команды)

  1. Оранжевый лепесток. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы внимательно послушайте и постарайтесь отгадать,  правильный ответ вы увидите на экране.
  1. Слайд        Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воски мёд, людям всем она мила, а зовут её… (пчела).
  2. Слайд        Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук).
  3. Слайд Не птица, нос как спица; летит —кричит, сядет —молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар).
  4. Слайд Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей).
  5. Слайд У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называем её. .(стрекоза)
  • Как одним словом можно назвать тех, кто изображен на слайдах? -Насекомые. Почему их так называют – НАСЕКОМЫЕ? От слов насечка, насекать. На брюшке у насекомых расположены поперечные полоски-насечки.

Рассматривают модель насекомых.

  • Какие еще особенности насекомых вы знаете? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко).
  • Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
  • Почему их называют хищниками? (Потому, что они охотятся за другими насекомыми.) – Назовите полезных насекомых. ( бабочка, пчела, муравей.)
  • Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
  • Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница–ест листья растений).

Какой воздушный транспорт придумал человек наблюдая за стрекозой?-        Вертолет

Игра “Кем был, кем стал”.

Например: Гусеница–куколка-бабочка.

Молодцы, справились с заданием. Давайте подведем итоги.

Физминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)        

По сухой дорожке.

    Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!(дети останавливаются и приседают.)

    Ой, промокнут сорок лап!

    Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),        Обойду я лужи!

      Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),        

   Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

 И потопаю потом(дети топают ногами)

-Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель: Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.

  1. Жёлтый лепесток.

Воспитатель: Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Команда «Пчелки», как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: назовите перелетных птиц.

Воспитатель: но есть и такие птицы, которые не улетают.

Воспитатель: команда «Елочки», как такие птицы называются? Дети: Зимующие

Воспитатель: назовите зимующих птиц.

(Ответы детей)

Воспитатель: почему они остались?

(Ответы детей) Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.

Сейчас я дам каждой команде по четыре картинки зимующей птицы, вы должны описать птицу так, чтобы другая команда отгадала ее название, не показывая картинки.

Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.

Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.

Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая —черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.

Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится  в близи жилища человека, клюёт всё, что найдёт –всеядная птица. Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона: мышей, птичек и их яйца, червей и жуков, рыбу, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона полезна.

Дидактическая игра «Какая птица лишняя»- работа с иллюстрациями.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово и обосновать свой выбор:

1) грач ласточка скворец сорока;

2) воробей ворона снегирь цапля

  1. грачи ласточка журавли сорока
  2. голубь лебедь воробей ворона

Молодцы, вы успешно справились  с заданиями жёлтого лепестка. Давайте подведем итоги.

  1. Зелёный лепесток.

Воспитатель: Ребята, у русского народа есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Как вы её понимаете?

Воспитатель: грибами и ягодами любят лакомиться и животные, как по-другому называют животных, которые живут в лесу?

Дети: дикие животные.

Воспитатель: А почему лесных животных называют дикими?

Дети: Это животные, неприрученные человеком и живущие в природе, в лесу. Рассматривают модель животного. Выясняют характерные признаки животных.

Молодцы, вы хорошо справились с заданиями зеленого лепестка.

5 Голубой лепесток. О насекомых, птицах и животных мы с вами поговорили, но насекомые, птицы и животные не могут существовать без растений.

1команда «Пчелки» – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? Правильно, деревья.

2 команда «Елочки» – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов, но по высоте они уступают деревьям.

1,2команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

  • Ребята, посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.
  • Ребята, как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли)

Дидактическая игра «ПОЛЕЗНОЕ-ВРЕДНОЕ РАСТЕНИЕ».

Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол(берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.

6.Синий лепесток - Правила поведения в природе

А вот здесь, ребята вопросы о том, как вести себя в лесу. Подумайте, как вы поступите в этих ситуациях.

  • Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала, как правильно поступить Алёше?
  • Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились:“Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?
  • В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась”– сказал один мальчик.“Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” –сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
  • Что обозначают эти знаки?

НЕЛЬЗЯ

  1. Ловить насекомых
  2. Ломать ветки деревьев
  3. Топтать цветы, траву
  4. Кричать, включать громко музыку
  5. Разорять птичьи гнезда
  6. Ловить насекомых
  7. Разрушать грибницы
  8. Разорять муравейники
  9. Разводить костры
  10. Оставлять мусор в лесу
  11. Брать лесных зверьков домой

Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

  1. Фиолетовый лепесток - «Красная книга»

Человек бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей.

Задумались ученые, как остановить это безобразие, не допустить  исчезновения ни одного живого существа и создали Красную книгу.

-Ребята, как вы думаете почему именно красную?(ответы детей)

-Правильно, потому что красный цвет–цвет опасности! Внимание!

Сейчас я расскажу вам о красной книге. (Просмотр презентации «Красная книга»)

Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страниц, можно сказать, в каком положении находится тот или иной вид животного или растения.

Сначала идут черные страницы. На них записаны вымершие животные, которых мы больше не увидим. Например, Странствующий голубь (показ слайда).

Дальше идут красные страницы, на них записаны погибающие животные. Их мало, но еще можно встретить. Например, Синий кит (показ слайда ).

Следующие страницы желтые. Там занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Например, Амурский тигр (показ слайда).

Далее идут серые страницы. На них записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания трудно доступны или точно не установлены. Например, Императорский пингвин (показ слайда).

Следующие страницы Красной книги – белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Например, белый медведь (показ слайда).

Последние страницы Красной книги– зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания.

- Ребята, мы с вами живем в Челябинской области. В ней есть своя Красная книга. Вы хотели бы узнать какие животные занесены в Красную книгу Челябинской области?

Давайте с ними познакомимся.(показ слайдов)

“Ребята, посмотрите каким ярким, красивым стал Цветик-Семицветик. Вы помогли ему. Цветик-Семицветик: спасибо, ребята, вы настоящие знатоки природы.

Фея природы: ребята, сделайте Красную книгу для своей группы и помните, что животные и растения нуждаются в вашей защите.

Воспитатель: дети, подумайте какое животное вы хотели бы изобразить и выберите материал для вашей работы.

Фея природы: ребята, у вас получились хорошие работы для красной книги. Давайте теперь посчитаем фишки и определим какая команда победила.

(Считают фишки).

Фея природы: ребята, победила дружба, вы настоящие знатоки природы и за это я хочу наградить всех вас медалями.

А сейчас нам пора возвращаться вдетский сад. Возьмёмся за руки, друзья,

И по тропе лесной Отправимся к себе домой.

Рефлексия: Ребята, что вам сегодня понравилось во время путешествия, о чём вы расскажете дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины по экологии " Знатоки природы"

Викторина предназначена для закрепления знаний у детей 6-7 лет...

Конспект открытого занятия - викторины «Знатоки природы»

Конспект открытогозанятия - викторины«Знатоки природы»...

конспект НООД по экологии "Знатоки природы"

Конспект "Знатоки природы" по экологии подготовительная группа...

Конспект НОД Экологическая викторина "Знатоки природы"

занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закрепить знания детей по природе, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

Конспект ИОС по теме:» Знатоки природы»

‒. Создать условия для формирования умений правильно, оценивать свои поступки и поступки окружающих. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным....

Конспект ООД Экологический квест "Знатоки природы"

Конспект основной образовательной деятельности с детьми старшего возраста. Образовательная область "Познавательное развитие"...

Конспект занятия по экологии " Знатоки природы"

Конспект занятия  в игровой форме....