Статья "Патриотическое воспитание"
статья (старшая группа)

Утарова Анжела Ивановна

В настоящее время патриотическое воспитание детей является одной из ключевых задач современных образовательных учреждений. Как правило, дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования чувств любви к большой и малой Родине. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриотическое воспитание25.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ

Зембеля Ирина Александровна

старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №27

Калининского района г.Санкт-Петербург

Утарова Анжела Ивановна

воспитатель

ГБДОУ детский сад №27

Калининского района г.Санкт-Петербург

e-mail: anzhela.utarova@mail.ru

Аннотация. В настоящее время патриотическое воспитание детей является одной из ключевых задач современных образовательных учреждений. Как правило, дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования чувств любви к большой и малой Родине. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. Самый первый опыт общения человек получает в семье. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна своего дома и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, Родина, малая Родина, береза, семья, Россия.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.  Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране играют огромную   роль в становлении личности ребенка. [2, с.3]. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живёт. Место, где родился человек, - город, село, деревню – называют малой родиной. У каждого человека есть ещё одна Родина. Родина – это и наша огромная великая страна Россия, в которой мы живём. Большая Родина - это наше государство, Россия, со столицей Москва. В Москве работают наше правительство и президент. Наша Родина – Россия. А мы все – Россияне. В России не одна тысяча городов. Самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и многих других. В России самые большие леса на Земле. Символ России – белая береза. Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Любит наш народ свою зеленую красавицу за красоту и пользу, которую она приносит. Наша природа – это тоже наша Родина. Человек любит свою землю, потому что не может жить без запаха родных цветов, без красоты природы. [3, с.71]

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. Самый первый опыт общения человек получает в семье. Семья, наши близкие и родные люди – это самое ценное, что есть у каждого из нас. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Конечно, начинать работу нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек будет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Знакомить с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. [5, с.3, 4,5]

Велика и прекрасна наша страна. Раскинулась она на огромной территории. На одном конце её – ночь, на другом начинается день. Легенды и сказания о великих воинах-богатырях, защитниках земли русской дошли до наших дней. Российская армия и флот – защита и опора нашей Родины сегодня. Быть защитником нашей Родины почётно, хотя и очень нелегко. Днём и ночью, в пургу и в жару несут российские воины свою службу. Они должны быть смелыми, сильными, уметь спокойно переносить любые трудности и отлично владеть оружием. [3, с.102]. Формировать у детей представления об армии можно различными методами: прослушиванием рассказов о подвигах солдат и службе в Вооруженных силах, рассматриванием картин и фотографий, разучиванием стихов патриотического содержания, составлением рассказов по картинам, проведением тематических занятий, встречами с военнослужащими, организацией праздничных досугов. Все эти мероприятия позволяют детям понять значимость для страны профессии военного, познакомиться с героизмом и мужеством солдат и офицеров. Ребята знакомятся с некоторыми историческими фактами героического прошлого нашей армии, получают представление об особенностях военной службы солдат, летчиков, моряков, пограничников, отмечают качества, необходимые для хорошего воина, - мужество, храбрость, физическую подготовку, находчивость.

Особенно большой и яркий след в душе ребёнка оставляют традиционные праздники. Формы проведения праздников всегда разнообразны: познавательно-игровые программы, военно-спортивные состязания, КВН, театрализованные представления, концертные выступления. Исторический материал предоставляется в доступной для детей форме – небольших рассказах и беседах; используются стихотворения поэтов военных лет и современных авторов. Праздники в детском саду – всегда удивительные и незабываемые! Для каждого ребёнка – это возможность соприкоснуться с завораживающим миром добра и веселья. Торжественность придается праздникам за счет исполнения детьми песен, танцев, упражнений с различными атрибутами. [4, с.3]

Методы и приёмы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными. Взрослый также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России. Для воспитанников необходимо организовывать экскурсии к мемориалам героям Великой Отечественной войны, рассказывать истории о боевых подвигах соотечественников, а также возлагать вместе с ними цветы к памятникам.

Основная цель во взаимодействии с родителями - возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Приоритетным направлением работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.

Не забудем в работе с детьми о великой русской поэзии А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, С.А.Есенина. Пусть ухо ребенка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.

Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви [1, с.6].

Русские великие полководцы А.Суворов, М.Кутузов, Г.Жуков, рядовые воины, отстоявшие в боях свое Отечество, свою Родину – любимую Россию, всегда являются примером для нас. И в настоящее время русский народ продолжает удивлять весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец. Особенно это видно, когда прикасаешься к многогранному богатству русских сказок, русских пословиц и поговорок, скороговорок и чистоговорок, загадок и потешек, шуток и прибауток [1, с.123].

Список литературы

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-207 с.
  2. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с. (Серия «Вместе с детьми»)
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 112 с.
  4. Картушина М.Ю. Праздник защитника Отечества: Сценарии с нотным приложением / Сост. О.А.Орлова. М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (Праздники в детском саду).
  5. Под редакцией Каушкаль О.Н., Карпеевой М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. -192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...