Самообразование
презентация к уроку (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.» В.А.Сухомлинский
Цели и задачи: Цель - активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания . Повысить уровень собственной компетенции в применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждени и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста Задачи : Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я». Развивать саморегуляцию, умение снимать эмоциональное напряжение Развивать умения преодолевать трудности и страхи. Развивать воображение, творческие способности, речь Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
О.В . Хухлаева Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки, 2016 Литература, изученная и применяемая в работе по теме «Сказкотерапия» Е. Ульева Энциклопедия для малышей в сказках,2015 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. «Лабиринт души: терапевтические сказки», 2003 Практикум по сказкотерапии Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева
Мы играем! Маша и медведь. Мои любимые сказки,2012 Хухлаева «Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников»: Академия; Москва; 2003 Литература, изученная и применяемая в работе по теме «Сказкотерапия» Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии так,2016
На протяжении всего года группа обновлялась соответствующей художественной литературой, иллюстрациями, персонажами сказок кукольного, настольного и пальчикового театра. В группе были обогащены: уголок книги, уголок ряжения , театральный уголок, драматизации, где наряду с куклами-персанажами имеются атрибутика, костюмы и прочий театральный реквизит; появились новые настольные- печатные игры по скзкам ; пазлы , по русским народным сказкам, «Собери картинку», «Угадай сказку» и тд …
После изучения литературы началась работа с детьми по сказкотерапии . Я выбирала простые интересные сказки на 5-10 минут в основном про животных: Красная шапочка. Три поросенка. Колобок. Гуси лебеди и др. Дети без труда перевоплощались в образ животного, с лёгкостью и врождённым артистизмом подражали их повадкам. Повествование проводила с помощью игр, картинок, игрушек, диалога. Читала сказку по ролям–разными голосами, выразительно: меняла интонацию, демонстрировала эмоции героев лицом и жестами.
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, я потренировала детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции. Большое значение имеет размещение детей в группе. Лучше всего рассаживать детей полукругом, ведущий при этом находится на некотором расстоянии от детей. Сказкатерапия проводилась только при желании детей. Любое занятие начинала с шуток, веселых закличек , загадок и подвижных игр.
После прочтения проводила познавательные и развивающие беседы по содержанию сказочного произведения. Задавала детям такие вопросы(О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие –грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки?) / Следует помнить, что отделять сказочный мир от реального малыши смогут только в четыре года, поэтому сюжеты сказок должны быть простыми и доступными для восприятия ребёнка.
Для осознания и закрепления, мы с детьми часто инсценировали отдельные части или всю сказку.
При помощи сказок дети начинают понимать те или иные эмоции и в дальнейшем используют эти эмоции для построения собственного поведения. Благодаря переживанию у детей развивается способность к эмоциональному воображению. У младших дошкольников, как известно, эмоции довольно обеднены. Они не могут их показать. Мы с детьми учились рассказывать и показывать эмоции, показывали жесты и мимику героев сказок: гнев, страх, обиду… Благодаря этому эмоции детей не перейдут в патологию.
В своей работе я всегда использовала: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные), пальчиковый театр, кукольный театр, шапочки -маски, музыку, направленную на релаксацию.
Театральная ширма-очень важный элемент сказкотерапии . Дети называют ее «волшебным домиком». Каждому ребенку, увидев ее, хочется попробовать показать свою сказку, рассказать ее другим детям. В качестве ширмы можно просто использовать стулья, составленные вместе, которые накрываем тканью (цвет в зависимости от сцен: лес –зеленая ткань, зима –белая и тд .). Для обозначения определенной сцены служат отдельные элементы декораций: елочки, строительный материал, домики и тд .
В группе в свободное время самостоятельно показывала детям небольшие инсценировки, привлекая их к проговариванию отдельных фрагментов, используя для этой цели различные виды театров. Для закрепления и повторения сказки мы с детьми часто рисовали или лепили ее героев.
На занятиях по рассказыванию сказок ставила для себя главную задачу: -это раскрыть нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Дети младшего возраста при восприятии сказки вели себя эмоционально: замирали, хлопали в ладоши, иногда переговаривались, волновались за героев. Важно, постепенно вводить детей в сказочную действительность. Далее, по мере развития сюжета проявляется уже более определенное сопереживание и сочувствие персонажам: сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий; а также реальное восприятие различных эпизодов сказки. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается. Параллельно углубляется усвоение содержания сказки, ее причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками, как бы выверяя их на своих сверстниках. О появлении эмоциональной оценки, сочувствия персонажам можно судить по мимике дошкольников: на лицах заметно выражение жалости (и слезы, и теплое отношение одновременно), появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажами драматических ситуаций, облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т.д. Дети любят показывать различные эмоции. Это важно, так как они часто не осознают своих психологических проблем. Дети проигрывают эти эмоции, и, как следствие выпускают эти эмоции из себя. И после таких занятий у детей наступает расслабление.
Работа с педагогами и родителями КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей и родителей «СКАЗКОТЕРАПИЯ» . Индивидуальные консультирования о «Пользе сказотерапии и сказочном лечении детей» для развития и коррекции детей Создание буктрейлера Консультация по созданию книжек малышек
Пополнен «Уголок » новыми пособиями по теме « Сказкотерапия » и папками- накопители со сказками . Подготовлены бумажные шаблоны и ксерокопии для Раскрашивания; трафареты сказочных героев для рисования п о теме «Сказочные герои» Создана предметно-развивающая среда Пособие « Сторисек », которое помогает освоить сказку вполном обьёме .
Вывод: Таким образом, использование метода сказкотерапиив работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка для ребенка-это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Сказка питает ум, учит мыслить, развивает ребенка. Сказки также развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. Я считаю, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, учатся вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам. Дети научились «входить в роль» героев, что очень важно для развития их эмоциональной сферы. Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее –эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, а также благоприятную основу. Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
