Использование малых фольклорных форм для развития речи детей 3 –его года жизни»
консультация (младшая группа)

Захаркина Любовь Викторовна

Консультация для родителей детей ясельного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx870.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

« Использование малых фольклорных форм для развития речи детей 3 –его года жизни»

Малыши всё время что-нибудь рассказывают. Увидят, какую то вещь, обратят внимание, на какое – то явление – и сразу об этом сообщают. Во время игры ребёнок всё время что – то приговаривает. Жаль только, что понять его удаётся не всегда. Что же делать? Ведь малыш ждёт от вас понимания и поддержки. Выход есть: нужно научить его хорошо и чисто говорить. Для этого  и существуют песенки – потешки, заклички, считалки, колыбельные и многие другие виды народного творчества, которые переходят из поколения в поколение. Если вы, уважаемые родители, будете день за днём проговаривать их с малышом, то очень скоро речь его станет чистой и благозвучной. А, кроме того, вы и ваша кроха получите большое удовольствие от совместных занятий!

Потешки

https://img.labirint.ru/rcimg/29350117b342501e0a040e2f08918615/1920x1080/comments_pic/1445/1_ec4856bfaa4b023a0ed16ffde518a97f_1414962567.jpg?1414962968

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька. 

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

https://i.pinimg.com/originals/2d/65/4f/2d654fec7727f2badaf3a77cee28498c.png

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1df7326a00b5fb799b978b5037a10679&n=33&w=114&h=150

Раным – рано поутру

Пастушок: «ту – ру –ру –ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му – му – му!»

Ты, бурёнушка, ступай –

В чисто поле погуляй!

А вернёшься вечерком –

Нас напоишь молочком!

- Огуречик -  огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт!

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87f327e4c8c1e4ff32a33bf31e4e863a&n=33&w=240&h=150

Наши уточки с утра:

- Кря – кря – кря! - Кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда:

- Га –га –га , га –га –га!

А индюк среди двора:

- Бал – бал – бал! Балда – балда!

Наши гуленьки вверху:

 - Грру – грру – у! Грру – у  - грру –у!

 Наши курочки в окно:

- Ко –ко –ко! Ко –ко –ко!

А как Петя – петушок

Ранним – рано поутру

Нам споёт:

- Ку – ка - ре  - ку!

Очень важно знать:

  • Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога – «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
  • Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
  • Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позиции т.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
  • Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
  • Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).

Заклички

Дождик дождик, побыстрей

Разгони моих гусей!

Мои гуси дома –

Не боятся грома!

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bdc/000c5463-dcb45b7e/hello_html_5ca697bd.jpg

Солнышко,солнышко,

Загляни в оконышко!

Твои детки играют,

Воробышков пугают,

 Малину рвут,

 А нам не дают –

 Медведю по ложке,

А нам ни крошки!

Приговорки

https://i.pinimg.com/736x/3f/73/a6/3f73a66ce293d2da64ca886d0cea9b67.jpg

Божья коровка, улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки – Всем по одной!

Коровушка – бурёнушка,

 Полети на небо, Принеси мне хлеба:

Чёрного и белого,

Только не горелого!

 Всем продавай,

А нам так давай!

Коровка – колотовка,

 Будет ли работка –

Будет ли матка блины печь?

Будет – то лети,

 А не будет – посиди!

Кукушечка, кукушечка,

Серенька рябушечка,

Прокукуй в лесу: «Ку – ку!» -

Сколько лет я проживу?

Считалки

Считалки дети передают друг другу из уст в уста во время игр. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Считалки полезно знать и взрослым. С помощью считалок очень просто вовлечь ребёнка в игру.

https://sun3-13.userapi.com/EPzQv50zldGVep80l6bOEjyqjYyWqNJRmCk5dg/i1yKO7lWhKE.jpg

Вышел месяц из тумана,

Вынул пышку из кармана:

- Буду деточек кормить,

А тебе, дружок, водить!

Раз, два, три, четыре,

Кошку грамоте учили:

Не читать, не писать,

А за мышками скакать!

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять!

Стали ноги вытирать –

Кто платочком, кто тряпицей,

 Кто дырявой рукавицей.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила –

Бух!

Колыбельные

Баю – баю, баю – бай,

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди!

Темна ноченька – не спится,

Моя Танечка боится.

Ты, собаченька, не лай,

Мою Таню не пугай!

https://i.ytimg.com/vi/IQeJ7Ka2cpY/maxresdefault.jpg

Уж ты, котенька – коток,

 Котик – серенький лобок,

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Баю – баю – баюшок.

Не ложись – ка на пушок,

На пуховую кровать,

Будет детка крепко спать.

    Уважаемые, родители! Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, вы обогащаете речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.  В результате звукоподражаний у детей развивается речевой слух, артикуляционный аппарат. Адресованные детям потешки, песенки, заклички, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.

Подготовила воспитатель Захаркина Л,В,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,...

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»

С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимо...

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»

Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....

Презентация "Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...