Использование малых фольклорных форм для развития речи детей 3 –его года жизни»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей детей ясельного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 870.33 КБ |
Предварительный просмотр:
« Использование малых фольклорных форм для развития речи детей 3 –его года жизни»
Малыши всё время что-нибудь рассказывают. Увидят, какую то вещь, обратят внимание, на какое – то явление – и сразу об этом сообщают. Во время игры ребёнок всё время что – то приговаривает. Жаль только, что понять его удаётся не всегда. Что же делать? Ведь малыш ждёт от вас понимания и поддержки. Выход есть: нужно научить его хорошо и чисто говорить. Для этого и существуют песенки – потешки, заклички, считалки, колыбельные и многие другие виды народного творчества, которые переходят из поколения в поколение. Если вы, уважаемые родители, будете день за днём проговаривать их с малышом, то очень скоро речь его станет чистой и благозвучной. А, кроме того, вы и ваша кроха получите большое удовольствие от совместных занятий!
Потешки
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Раным – рано поутру
Пастушок: «ту – ру –ру –ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му – му – му!»
Ты, бурёнушка, ступай –
В чисто поле погуляй!
А вернёшься вечерком –
Нас напоишь молочком!
- Огуречик - огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт!
Наши уточки с утра:
- Кря – кря – кря! - Кря – кря – кря!
Наши гуси у пруда:
- Га –га –га , га –га –га!
А индюк среди двора:
- Бал – бал – бал! Балда – балда!
Наши гуленьки вверху:
- Грру – грру – у! Грру – у - грру –у!
Наши курочки в окно:
- Ко –ко –ко! Ко –ко –ко!
А как Петя – петушок
Ранним – рано поутру
Нам споёт:
- Ку – ка - ре - ку!
Очень важно знать:
- Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога – «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
- Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
- Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позиции т.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
- Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
- Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).
Заклички
Дождик дождик, побыстрей
Разгони моих гусей!
Мои гуси дома –
Не боятся грома!
Солнышко,солнышко,
Загляни в оконышко!
Твои детки играют,
Воробышков пугают,
Малину рвут,
А нам не дают –
Медведю по ложке,
А нам ни крошки!
Приговорки
Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки – Всем по одной!
Коровушка – бурёнушка,
Полети на небо, Принеси мне хлеба:
Чёрного и белого,
Только не горелого!
Всем продавай,
А нам так давай!
Коровка – колотовка,
Будет ли работка –
Будет ли матка блины печь?
Будет – то лети,
А не будет – посиди!
Кукушечка, кукушечка,
Серенька рябушечка,
Прокукуй в лесу: «Ку – ку!» -
Сколько лет я проживу?
Считалки
Считалки дети передают друг другу из уст в уста во время игр. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Считалки полезно знать и взрослым. С помощью считалок очень просто вовлечь ребёнка в игру.
Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана:
- Буду деточек кормить,
А тебе, дружок, водить!
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
А за мышками скакать!
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять!
Стали ноги вытирать –
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила –
Бух!
Колыбельные
Баю – баю, баю – бай,
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди!
Темна ноченька – не спится,
Моя Танечка боится.
Ты, собаченька, не лай,
Мою Таню не пугай!
Уж ты, котенька – коток,
Котик – серенький лобок,
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
Баю – баю – баюшок.
Не ложись – ка на пушок,
На пуховую кровать,
Будет детка крепко спать.
Уважаемые, родители! Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, вы обогащаете речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. В результате звукоподражаний у детей развивается речевой слух, артикуляционный аппарат. Адресованные детям потешки, песенки, заклички, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.
Подготовила воспитатель Захаркина Л,В,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,...

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР
Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»
С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимо...
Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»
Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....

Презентация "Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...









