Образовательная область «Познавательное развитие» (Познавательно-исследовательская деятельность)
методическая разработка (старшая группа)

Спицина Татьяна Владимировна

 Образовательная область «Познавательное развитие»

(Познавательно-исследовательская деятельность)

Тема занятия

Программные задачи

Используемая литература

Сентябрь

1.

 

«Экскурсия в детскую лабораторию»

 

уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить со способом познания мира – эксперименте (опыте)

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 41)

 

2.

 

«Какая бывает вода?»

 

 

уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 43)

 

3.

 

«Вода-растворитель. Очищение воды»

 

выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 46)

4.

 

«Пар - это тоже вода»

 

дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода; познакомить с некоторыми свойствами воды; обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 44)

Октябрь

5.

 

«Притягивает - не притягивает»

 

 

 

помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; изучить влияние магнетизма на разные предметы.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 45)

6.

«Песочная страна»

 

закрепить знания детей о свойствах песка.

 

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 46)

7.

 

«Сила тяготения»

 

 

дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы к Земле.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 47)

 

8.

«Упрямые предметы»

 

познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 48)

9.

«Волшебные стеклышки»

познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 51

Ноябрь

10.

«Почему предметы движутся?»

познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 53)

11.

 

«Хитрости инерции»

познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни

 (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 55)

12.

«Что такое масса?»

 

выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 56)

13.

 

«Воздух»

 

расширить представления детей о свойствах воздуха

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.59)

Декабрь

14.

 

«Солнце дарит нам тепло и свет»

 

познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 61)

15.

 

«Почему дует ветер?»

 

 

познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления о его свойствах.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.64)

16.

«Почему не тонут корабли?»

выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 68)

17.

 

«Путешествие капельки»

познакомить детей с круговоротом воды в природе.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 70)

Январь

18.

 

«Чем можно измерять длину»                                         Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду

выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.74)

19.

 

«Все обо всем»

развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 77)

20.

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

уточнить представление детей о свойствах льда.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.78)

Февраль

21.

 

«Откуда взялись острова»

познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования»

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.85)

22.

 

«Как происходит извержение вулкана»

познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 87)

23.

«Как появляются горы»

познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор, научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.89)

24

 

«Испытание магнита»

познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.91)

Март

25.

 

О «дражалке» и «пищалке»

познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука-дрожание предметов.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.94)

26.

 

«Как сделать звук громче»

обобщить представление детей о физическом явлении- звуке; звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.95)

27.

 

«Почему поет пластинка»

развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломенки-флейты.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.98)

28.

«Как образуются метеоритные кратеры»

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представление детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.100)

Апрель

29.

«Почему  в космосе летают ракеты»

уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета»

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.102)

30.

«Секретные записки»

выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.104)

31.

 

«Что такое молния»

познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии»

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.106)

32.

«Почему горит фонарик»

уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 110)

Май

33.

«Электрический театр»

выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает, развить любознательность.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 112)

34.

«Радуга в небе»

познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представление детей о смешении цветов, составляющих белые свет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.115)

35.

«Забавные фокусы»

развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные операции, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.116)

36.

Познавательная игра-соревнование «Счастливый случай»

закрепление знаний у детей о пройденном материале по экспериментальной деятельности; воспитание у детей дружбы, умения работать в коллективе, действовать в соответствии с правилами.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.119)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Образовательная область «Познавательное развитие»

(Познавательно-исследовательская деятельность)

Тема занятия

Программные задачи

Используемая литература

Сентябрь

1.

«Экскурсия в детскую лабораторию»

уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить со способом познания мира – эксперименте (опыте)

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 41)

2.

«Какая бывает вода?»

уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 43)

3.

«Вода-растворитель. Очищение воды»

выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 46)

4.

«Пар - это тоже вода»

дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода; познакомить с некоторыми свойствами воды; обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 44)

Октябрь

5.

«Притягивает - не притягивает»

помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; изучить влияние магнетизма на разные предметы.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 45)

6.

«Песочная страна»

закрепить знания детей о свойствах песка.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 46)

7.

«Сила тяготения»

дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы к Земле.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 47)

8.

«Упрямые предметы»

познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 48)

9.

«Волшебные стеклышки»

познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 51

Ноябрь

10.

«Почему предметы движутся?»

познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 53)

11.

«Хитрости инерции»

познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни

 (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 55)

12.

«Что такое масса?»

выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 56)

13.

«Воздух»

расширить представления детей о свойствах воздуха

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.59)

Декабрь

14.

«Солнце дарит нам тепло и свет»

познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 61)

15.

«Почему дует ветер?»

познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления о его свойствах.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.64)

16.

«Почему не тонут корабли?»

выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 68)

17.

«Путешествие капельки»

познакомить детей с круговоротом воды в природе.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 70)

Январь

18.

«Чем можно измерять длину»        Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду

выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.74)

19.

«Все обо всем»

развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 77)

20.

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

уточнить представление детей о свойствах льда.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.78)

Февраль

21.

«Откуда взялись острова»

познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования»

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.85)

22.

«Как происходит извержение вулкана»

познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 87)

23.

«Как появляются горы»

познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор, научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.89)

24

«Испытание магнита»

познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.91)

Март

25.

О «дражалке» и «пищалке»

познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука-дрожание предметов.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.94)

26.

«Как сделать звук громче»

обобщить представление детей о физическом явлении- звуке; звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.95)

27.

«Почему поет пластинка»

развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломенки-флейты.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.98)

28.

«Как образуются метеоритные кратеры»

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представление детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.100)

Апрель

29.

«Почему  в космосе летают ракеты»

уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета»

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.102)

30.

«Секретные записки»

выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.104)

31.

«Что такое молния»

познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии»

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.106)

32.

«Почему горит фонарик»

уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 110)

Май

33.

«Электрический театр»

выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает, развить любознательность.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 112)

34.

«Радуга в небе»

познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представление детей о смешении цветов, составляющих белые свет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.115)

35.

«Забавные фокусы»

развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные операции, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.116)

36.

Познавательная игра-соревнование «Счастливый случай»

закрепление знаний у детей о пройденном материале по экспериментальной деятельности; воспитание у детей дружбы, умения работать в коллективе, действовать в соответствии с правилами.

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.119)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"

«Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с  редким животным-яком, который занесен в...

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"

«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

Перспективное планирование в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность)

Старшая группа. 2014 - 2015 учебный год. Перспективное планирование разработано по инновационной методике организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Коротковой Н.А.,...

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У МОРОЗА ИВАНОВИЧА"

Да хороши забавы зимние! А вечерами, когда крепчают морозы и зимние вечера становятся длиннее, чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки. Какие русские народные сказки про зиму вы з...