Образовательная область «Познавательное развитие» (Познавательно-исследовательская деятельность)
методическая разработка (старшая группа)
Образовательная область «Познавательное развитие»
(Познавательно-исследовательская деятельность)
№ | Тема занятия | Программные задачи | Используемая литература |
Сентябрь | |||
1.
| «Экскурсия в детскую лабораторию»
| уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить со способом познания мира – эксперименте (опыте) | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 41)
|
2.
| «Какая бывает вода?»
| уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 43)
|
3.
| «Вода-растворитель. Очищение воды»
| выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 46) |
4.
| «Пар - это тоже вода»
| дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода; познакомить с некоторыми свойствами воды; обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 44) |
Октябрь | |||
5.
| «Притягивает - не притягивает»
| помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; изучить влияние магнетизма на разные предметы. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 45) |
6. | «Песочная страна»
| закрепить знания детей о свойствах песка.
| (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 46) |
7.
| «Сила тяготения»
| дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы к Земле. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 47)
|
8. | «Упрямые предметы»
| познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 48) |
9. | «Волшебные стеклышки» | познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 51 |
Ноябрь | |||
10. | «Почему предметы движутся?» | познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 53) |
11.
| «Хитрости инерции» | познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 55) |
12. | «Что такое масса?»
| выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 56) |
13.
| «Воздух»
| расширить представления детей о свойствах воздуха | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.59) |
Декабрь | |||
14.
| «Солнце дарит нам тепло и свет»
| познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 61) |
15.
| «Почему дует ветер?»
| познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления о его свойствах. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.64) |
16. | «Почему не тонут корабли?» | выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 68) |
17.
| «Путешествие капельки» | познакомить детей с круговоротом воды в природе. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 70) |
Январь | |||
18.
| «Чем можно измерять длину» Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду | выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.74) |
19.
| «Все обо всем» | развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 77) |
20. | «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» | уточнить представление детей о свойствах льда. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.78) |
Февраль | |||
21.
| «Откуда взялись острова» | познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования» | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.85) |
22.
| «Как происходит извержение вулкана» | познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 87) |
23. | «Как появляются горы» | познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор, научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.89) |
24
| «Испытание магнита» | познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.91) |
Март | |||
25.
| О «дражалке» и «пищалке» | познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука-дрожание предметов. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.94) |
26.
| «Как сделать звук громче» | обобщить представление детей о физическом явлении- звуке; звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.95) |
27.
| «Почему поет пластинка» | развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломенки-флейты. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.98) |
28. | «Как образуются метеоритные кратеры» | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представление детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.100) |
Апрель | |||
29. | «Почему в космосе летают ракеты» | уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета» | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.102) |
30. | «Секретные записки» | выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.104) |
31.
| «Что такое молния» | познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии» | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.106) |
32. | «Почему горит фонарик» | уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 110) |
Май | |||
33. | «Электрический театр» | выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает, развить любознательность. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 112) |
34. | «Радуга в небе» | познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представление детей о смешении цветов, составляющих белые свет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.115) |
35. | «Забавные фокусы» | развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные операции, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.116) |
36. | Познавательная игра-соревнование «Счастливый случай» | закрепление знаний у детей о пройденном материале по экспериментальной деятельности; воспитание у детей дружбы, умения работать в коллективе, действовать в соответствии с правилами. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.119) |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Познавательное развитие»
(Познавательно-исследовательская деятельность)
№ | Тема занятия | Программные задачи | Используемая литература |
Сентябрь | |||
1. | «Экскурсия в детскую лабораторию» | уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить со способом познания мира – эксперименте (опыте) | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 41) |
2. | «Какая бывает вода?» | уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 43) |
3. | «Вода-растворитель. Очищение воды» | выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 46) |
4. | «Пар - это тоже вода» | дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода; познакомить с некоторыми свойствами воды; обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 44) |
Октябрь | |||
5. | «Притягивает - не притягивает» | помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; изучить влияние магнетизма на разные предметы. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 45) |
6. | «Песочная страна» | закрепить знания детей о свойствах песка. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 46) |
7. | «Сила тяготения» | дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы к Земле. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 47) |
8. | «Упрямые предметы» | познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 48) |
9. | «Волшебные стеклышки» | познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 51 |
Ноябрь | |||
10. | «Почему предметы движутся?» | познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 53) |
11. | «Хитрости инерции» | познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 55) |
12. | «Что такое масса?» | выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 56) |
13. | «Воздух» | расширить представления детей о свойствах воздуха | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.59) |
Декабрь | |||
14. | «Солнце дарит нам тепло и свет» | познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.стр. 61) |
15. | «Почему дует ветер?» | познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления о его свойствах. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.64) |
16. | «Почему не тонут корабли?» | выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 68) |
17. | «Путешествие капельки» | познакомить детей с круговоротом воды в природе. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 70) |
Январь | |||
18. | «Чем можно измерять длину» Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду | выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.74) |
19. | «Все обо всем» | развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 77) |
20. | «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» | уточнить представление детей о свойствах льда. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.78) |
Февраль | |||
21. | «Откуда взялись острова» | познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования» | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.85) |
22. | «Как происходит извержение вулкана» | познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 87) |
23. | «Как появляются горы» | познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор, научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.89) |
24 | «Испытание магнита» | познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.91) |
Март | |||
25. | О «дражалке» и «пищалке» | познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука-дрожание предметов. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.94) |
26. | «Как сделать звук громче» | обобщить представление детей о физическом явлении- звуке; звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.95) |
27. | «Почему поет пластинка» | развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломенки-флейты. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.98) |
28. | «Как образуются метеоритные кратеры» | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представление детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.100) |
Апрель | |||
29. | «Почему в космосе летают ракеты» | уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета» | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.102) |
30. | «Секретные записки» | выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.104) |
31. | «Что такое молния» | познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии» | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.106) |
32. | «Почему горит фонарик» | уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 110) |
Май | |||
33. | «Электрический театр» | выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает, развить любознательность. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр. 112) |
34. | «Радуга в небе» | познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представление детей о смешении цветов, составляющих белые свет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.115) |
35. | «Забавные фокусы» | развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные операции, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.116) |
36. | Познавательная игра-соревнование «Счастливый случай» | закрепление знаний у детей о пройденном материале по экспериментальной деятельности; воспитание у детей дружбы, умения работать в коллективе, действовать в соответствии с правилами. | (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Стр.119) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"
«Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с редким животным-яком, который занесен в...

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"
«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

Перспективное планирование в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность)
Старшая группа. 2014 - 2015 учебный год. Перспективное планирование разработано по инновационной методике организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Коротковой Н.А.,...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» /Познавательно-исследовательская деятельность Старшая группа
Познавательно-исследовательская деятельностьСтаршая группа...

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа
Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». «Познавательно - исследовательская деятельность» с детьми старшей группы Тема: «Зимняя лаборатория Мороза Ивановича»
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У МОРОЗА ИВАНОВИЧА"
Да хороши забавы зимние! А вечерами, когда крепчают морозы и зимние вечера становятся длиннее, чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки. Какие русские народные сказки про зиму вы з...
