Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР
консультация

Удоденко Наталья Григорьевна

Одной из актуальных проблем дошкольного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР) является создание системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева). Следовательно, организация воспитания и обучения дошкольников с ЗПР предполагает внесение изменений в формы и содержание коррекционно-развивающей работы с целью формирования психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов

в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР

Одной из актуальных проблем дошкольного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР) является создание системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева). Следовательно, организация воспитания и обучения дошкольников с ЗПР предполагает внесение изменений в формы и содержание коррекционно-развивающей работы с целью формирования психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

        В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения с взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности маленького человека.

        В этой связи большой интерес представляет «детское проектирование», или интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, – на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребёнка. По утверждению Песталоцци, каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать.

        Джон Дьюи, американский ученый, предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному с взрослыми (воспитателями и родителями) планированию и реализации намеченного.

        Эта технология опирается на ряд принципов, созвучных принципам специальной педагогики: в центре творческой деятельности ребенок, который, проявляя активность, реализует свои знания и возможности; учет индивидуальности каждого ребенка (интересов, темпа работы, уровня обученности); связь исследования с реальной жизнью, т. е. единство знаний и практических действий); взаимодействие с родителями.

        Данный метод позволяет использовать ряд характеристик «открытого обучения» Г.Гетце в работе с детьми, имеющими нарушения в поведении и обучении: вариативность – свобода выбора, личная ответственность, взаимное уважение; вариативность пространства и материалов; вариативность дидактических подходов – объединенное обучение, индивидуальная оценка результатов, групповая и индивидуальная работа; вариативность для педагога – педагог как помощник в учебе.

        В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. На наш взгляд, проектирование в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР будет успешным при соблюдении следующих условий: учете психофизических и речевых возможностей детей, а также их интересов; деятельности детей без принуждения; предоставлении детям самостоятельности и поддержании их инициативы; совместном с взрослым поэтапном достижении цели; тематике (проблеме), соответствующей зоне ближайшего развития ребенка.

        В работе мы используем метод проектов, включающий в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.

        Специфика осуществления проектной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР заключается в тесном взаимодействии не только воспитателя и ребенка, но и непосредственном участии учителя-дефектолога на всех этапах проектной деятельности.

        На этапе погружения в проект учитель-дефектолог совместно с воспитателями определяет адекватные психофизическим и речевым возможностям детей цель и задачи проекта, формы, методы и сроки его реализации, предполагаемый результат. Необходимо обозначить проблему, наиболее актуальную на данном отрезке времени. Учитель- дефектолог совместно с воспитателями вводит детей в проблему, активизирует интерес, «заряжая» стремлением решить эту проблему.

        В процессе осуществления деятельности детям с ЗПР могут быть оказаны разные виды помощи: консультирование, ответы на вопросы, обсуждение, в том числе и прямая помощь. Особое внимание необходимо уделять использованию направляющей помощи: разнообразная наглядность, простые инструкции, анализ допущенных детьми в ходе выполнения задания ошибок, эмоционально-положительный фон совместной деятельности.

        Многолетний опыт работы с семьями детей с ЗПР показывает, что родители в большинстве случаев выполняют с ребенком, чаще всего эпизодически, индивидуальные задания в тетради. Руководствуясь принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ». Команда проекта: дети, учитель-дефектолог, воспитатели, родители. Использование метода проектов значительно повышает интерес родителей к жизни детского сада. Совместная деятельность помогает родителям не только лучше понять ребенка, узнать его потенциальные возможности, но и принять его таким, какой он есть, позволяет раскрыть собственные возможности и таланты. Организация работы с семьей на основе партнерских отношений способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием коррекционно-развивающей работы.

        Несомненно, презентация результатов играет огромную роль в стимулировании всех участников проектной деятельности. Роль учителя- дефектолога сводится к тонкой и грамотной оценке результатов: необходимо увидеть даже незначительные успехи каждого ребенка, участие каждого родителя, поощрить всех участников, подобрав каждому свою номинацию. В процессе презентации продуктов деятельности у детей формируются навыки адекватной оценки собственных результатов, умения оценивать друг друга в деятельности. В процессе презентации дети демонстрируют понимание проблемы, умение осуществлять работу, доводить начатое дело до конца.

        В практике дошкольной педагогики выделяются четыре группы проблем, которые актуальны и в работе с детьми с ЗПР: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Наиболее удачными в работе нашей группы были проекты «Удивительный мир часов», «Мир сказок», «».

        Организация и проведение проектной деятельности оказала значительное влияние на стиль взаимодействия с детьми. Происходит переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой деятельности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной проблемы.

        Использование метода проектов в системе коррекционно- развивающей работы стимулирует познавательную активность детей с ЗПР, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»

Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп....

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Совместный проект психолога, учителя – логопеда, воспитателей средней группы: «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, и

Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка, перед ним открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром....

«Использование метода проекта в коррекционно – развивающей работе воспитателя детского сада компенсирующей направленности».

О применении и значении  проектной деятельности в коррекционно - развивающей работе воспитателя детского скада компенсирующей направленности ( метод проектов дает ребенку возможность эксперименти...

«Использование метода проектирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР»

Познакомить с методами проектирования в коррекционно -развивающей работе,...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования "Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ"

Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось познакомить вас (или напомнить) с современной здоровьесберегающей технологией – кинезиология и помочь усвоить применение кинезиологических упражнений в...