Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа этнокультурной направленности «ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа направлена на приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики. Возраст обучающихся: 5-7 лет. Срок реализации программы: 2 года. Программа направлена на то, чтобы вызвать интерес, желание дошкольников познакомиться с культурой родного народа и культурой народов ближайшего национального окружения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 127 г.Данилова Ярославской области
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом Заведующим МБДОУ детский сад № 127
Протокол № 3 от 26 января 2023 г. ___________ Новикова Е.В.
Приказ № ___ от «___» января 2023г.
СОГЛАСОВАНО:
Родительским комитетом
Протокол № 3 от 26 января 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа этнокультурной направленности
«ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор программы: воспитатель МБДОУ детский сад № 127
Васильева Ольга Евгеньевна
г. Данилов
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел …………………………………………………... 3
1.1. Пояснительная записка ………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи Программы ……………………………………… 7
1.3. Принципы реализации Программы ……………………………. 8
1.4. Планируемые результаты ………………………………………. 9
1.5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе ……………………………………… .. 10
2. Содержательный раздел ……………………………………….. 13
2.1. Содержание Программы ……………………………………….. 13
2.2. Учебный план …………………………………………………… 14
2.3. Взаимодействие с семьями обучающихся …………………….. 21
2.4. Взаимодействие с социальными партнерами …………………. 22
3. Организационный раздел ………………………………………. 24
3.1. Календарный учебный график …………………………………. 24
3.3. Материально-техническое обеспечение ………………………. 25
3.4. Кадровое обеспечение ………………………………………….. 25
3.5. Методическое обеспечение …………………………………….. 26
3.6. Перечень нормативных документов ………………………….... 28
3.7. Перечень литературных источников …………………………… 30
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа этнокультурной направленности «ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ» (далее Программа) разработана с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 127 г.Данилова Ярославской области, с учетом Рабочей программы воспитания МБДОУ детского сада № 127 г.Данилова Ярославской области, с учетом Программы/Учебно-методического пособия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой - СПб: «Детство-Пресс», 2015.
Программа определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
12. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
Дополнительное образование в российской образовательной системе обеспечивает непрерывность образования, осуществляется параллельно нормативному вектору - обучению по соответствующим образовательным программам, не является уровнем образования и не имеет федеральных государственных образовательных стандартов.
Дополнительная общеобразовательныя общеразвивающая программа «Возвращение к истокам» имеет этнокультурную направленность. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. В рамках реализации Программы обучающиеся приобретут не просто знания, а этнокультурные компетенции, которые позволят им прочувствовать значимость этих знаний и умений и использовать их в жизни. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа.
Механизмы функционирования Программы:
Активизирующая функция Программы направлена на то, чтобы вызвать интерес, желание дошкольников познакомиться с культурой родного народа и культурой народов ближайшего национального окружения.
Развивающая функция Программы направлена на умения дошкольников, использовать полученные знания о культуре народов ближайшего национального окружения в игровой и культурно-досуговой деятельности.
Преобразовательная функция Программы формирует способность дошкольников самостоятельно и творчески использовать полученные знания в различных видах детской деятельности.
Деятельностная функция Программы находит свое выражение в совместной деятельности дошкольников, порождающей новые образы и культурные образцы взаимодействия, нормы и правила поведения в повседневной жизни.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования в возрасте 5-7 лет.
Срок освоения Программы – 2 года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы -
Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся. Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.
Обучение по Программе проводится в очной форме. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. При реализации Программы могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся МБДОУ детский сад № 127, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
Практические и игровые занятия по Программе проводятся в музейной комнате «Русская изба», представляющей экспозицию с предметами русского быта, а также в групповом помещении и музыкальном зале.
При реализации Программы МБДОУ детский сад № 127 может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).
Освоение Программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном МБДОУ детский сад № 127.
1.2. Цель и задачи Программы
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цель Программы – приобщение обучающихся к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания дошкольников, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
- обогатить представления обучающихся о культуре русского народа и народов, представленных в этнической среде группы;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных и этнокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах этнокультурной направленности образования.
1.3. Принципы реализации Программы
Принципы реализации Программы:
• интеграции – программа учитывает содержание Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 127 г.Данилова Ярославской области и помогает в реализации ее задач по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;
• деятельности и интерактивности - этнокультурная направленность Программы предоставляет обучающимся возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.);
• природосообразности - программа учитывает психофизиологические особенности обучающихся и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
• научности - в ходе разработки и реализации Программы делается упор на научные знания, достижения ученых и практиков в области этнокультурного образования;
• гуманизации и партнерства - программа предусматривает условия для всестороннего развития обучающегося, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе
"взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
• культуросообразности - программа ориентирована на приобщение дошкольников к культуре и языку русского народа, через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе совместной деятельности педагога с детьми в музейном пространстве.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений обучающегося к концу освоения Программы. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития обучающегося.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:
К семи годам обучающийся:
- проявляет устойчивый эмоциональный интерес к культурному наследию русского народа;
- проявляет уважительное отношение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, проявляет патриотические чувства;
- умеет использовать этнокультурные знания, умения, навыки в условиях мультикультурного образовательного пространства;
- имеет достаточный объем этнокультурных знаний, владеет средствами и способами их познания и описания.
- расширяет и активизирует словарный запас за счет исконно русских слов и понятий.
- проявляет себя как свободная и творческая личность, осознающая свои корни, национальные истоки и способная ориентироваться в современном мире.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
1.5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими Программа. Формы аттестации соответствуют локальному акту МБДОУ детский сад № 127, в котором определены входная диагностика, текущий контроль, промежуточная аттестация; представлены критерии и показатели оценки уровней образовательных результатов. Формы аттестации соответствуют и учебному плану Программы.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся (Порядок, п.18). Промежуточная аттестация может проводиться как завершающая какой-то этап реализации программы, так и по завершению программы в целом (ФЗ №273, ст.58 п.1).
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений дошкольников должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности.
Формы аттестации: зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие.
Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится в случае, если это предусмотрено условиями набора обучающихся.
Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия.
Е.А.Бояркиной определены критерии сформированности этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста:
1. Информационно-познавательный (когнитивный) критерий:
- осведомлен об этнокультурной специфике и истории народа представителей этнической среды группы;
- знает название родного края, природных и культурных достопримечательностей края, города, особенности национальных строений, одежды и украшений;
- осознает необходимость познания традиций, норм, правил поведения, особенностей своего и других народов, народного творчества, представления предков о мироустройстве;
- проявляет потребность в приобретении новых этнокультурных знаний;
- актуализирует полученные этнокультурные знания в личном опыте жизнетворчества.
2. Эмоционально-ценностный (личностный) критерий:
- ощущает себя представителем своего этноса, проявляет уважение к этнокультуре своего и других народов;
- проявляет устойчивый, эмоционально-окрашенный положительный интерес к культуре и истории своего и других народов;
- обладает такими качествами личности как эмоциональная отзывчивость любознательность, эмпатийность и коммуникабельность.
3. Опытно-деятельностный (поведенческий) критерий:
- способен отличать представителей своего и других этносов;
- выделяет виды и жанры народного творчества;
- владеет правилами повседневного и обрядового поведения;
- использует средства художественного языка народного творчества в активной речи;
- способен дать оценку объектам и явлениям, относящимся к этнокультуре, владеет художественно-техническими навыками, умениями и приемами освоения различных видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства.
На основе рассмотренных критериев и показателей были определены следующие уровни развития этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень характеризуется наличием осведомленности детей об этнокультурной специфике и истории народов региона; убеждением в необходимости познания традиций, норм, правил поведения, особенностей разных народов; устойчивым интересом к культуре и истории разных народов; потребностью приобретения новых этнокультурных знаний; стремлению к общению со взрослыми и детьми в мультикультурном образовательном пространстве; проявлением инициативы и культуротворчества в применении этнокультурных знаний в различных аспектах жизнедеятельности, применением усвоенных знаний и норм поведения в мультикультурном сообществе; умением самостоятельно устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, оказывать помощь и поддержку, выражая адекватно, толерантно, в социально-приемлемой форме эмоции; демонстрированием и осознанием своей этнической принадлежности, уважением этнокультурного своеобразия других.
Средний уровень отражает частичное владение знаниями об этнокультурной специфике и истории народов региона; частичное понимание необходимости познания традиций, норм, правил поведения, особенностей разных народов; экспрессивный интерес к этнокультурным знаниям; ситуативное стремление к приобретению этнокультурных знаний; использование в случае необходимости этнокультурных знаний и умений в общении в мультикультурном образовательном пространстве; адекватное отношение и осознание этнического своеобразия себя и других; проявление доброжелательного отношения к этническому своеобразию взрослых и детей.
Низкий уровень выражается в неосведомленности об этнокультурной специфике и истории народов региона; непонимании необходимости познания традиций, норм, правил поведения, особенностей разный народов; наличие кратковременного, эпизодического интереса; неумении понимать проявление различных чувств, эмоций у себя и других; отсутствии эмпатии и этнотолерантности при общении с детьми разных культур; неспособности изменять свое поведение в мультикультурном образовательном пространстве, сдерживать социально-неприемлемые формы поведения.
Для определения уровня сформированности этнокультурной компетентности старших дошкольников используется адаптированный «Пакет диагностических методик изучения этнокультурной компетентности субъектов образовательного пространства» Е.С. Бубновой.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание Программы
Содержание Программы должно соответствовать актуальности, цели и задачам Программы, современным тенденциям развития дополнительного образования; учитывать возрастные особенности, уровень обучающихся, отражать основные дидактические принципы. Содержание учебного материала должно быть разной степени сложности, предусматривать дифференцированные практические задания, в разной форме подачи материала.
Содержание Программы предусматривает такие формы организации образовательной деятельности как: образовательные предложения для целой группы (занятия); различные виды игр, в том числе подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны осуществляться с учетом базовых принципов ФГОС ДО, то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др.
При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов, необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития детей 5-7 лет и задачи развития для данного возрастного периода.
2.2. Учебный план
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов образовательной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. В учебном плане обозначены основные содержательные блоки Программы. Учебный план Программы соответствует традиционной форме организации содержания. В учебном плане Программы предусмотрены часы:
- на комплектование группы первого года обучения;
- на вводное занятие (введение в программу);
- концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
- итоговое занятие, отчетное мероприятие.
Расчет количества часов ведется на одну учебную группу.
Учебный план на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Название раздела, темы | Содержание | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/ контроля |
1 | Крестьянский дом | 4 | Наблюдение | |
Милости просим, гости дорогие! | Знакомство с экспозицией «Русской избы» и ее хозяйкой. | 1 | ||
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. | 1 | ||
Ходит сон близ окон | Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. | 1 | ||
Хозяйкины помощники | Знакомство с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, рукомойником. | 1 | ||
2 | Быт и основные занятия русских людей | 4 | Беседа | |
Во саду ли, в огороде | Рассказ о земледелии и крестьянских орудиях труда. | 1 | ||
Хлеб – всему голова | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. | 1 | ||
Что летом родится – зимой пригодится | Дидактическая игра «Что, где растет». Старинные способы засолки овощей. | 1 | ||
Золотое веретено | Знакомство с прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено». | 1 | ||
3 | Русский народный костюм | 4 | Открытое занятие | |
Сошью Маше сарафан | Знакомство с женской русской народной одеждой. | 1 | ||
Как рубаха в поле выросла | Знакомство с мужской русской народной одеждой. | 1 | ||
Обувь и головные уборы | Знакомство с лаптями и другими видами обуви, головными уборами. | 1 | ||
Дело мастера боится | Беседа о старинных способах создания одежды. | 1 | ||
4 | Народные праздники | 4 | Открытое мероприятие | |
Зимние святки | Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год) | 1 | ||
Пришла Масленица | Знакомство детей с Масленицей. Разучивание заклички «Весна, весна красная!» | 1 | ||
Вербное воскресение | Беседа о праздновании Вербного воскресения и Пасхи. | 1 | ||
Троица | Знакомство детей с праздником Троицы, с обрядами «завивания» березки, «кумления» и «проводов русалок». | 1 | ||
5 | Родные просторы. История Ярославского края | 4 | Викторина | |
Человек без Родины, что соловей без песни | Беседа о Родине, знакомство со столицей России – Москвой. | 1 | ||
Наши земляки | Рассказ о выдающихся людях Даниловского района. | 1 | ||
Край родной, навек любимый | Беседа о достопримечательностях города Данилова. | 1 | ||
Экскурсия в историко-краеведческий музей | Экспозиция «История родного края». | 1 | ||
6 | Русские народные музыкальные инструменты | 4 | Наблюдение | |
Русская балалайка | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. | 1 | ||
Трень, брень, гусельки | Рассказ о гуслях и других народных музыкальных инструментах. | 1 | ||
Веселые ложки | Знакомство с деревянными ложками. Игра на ложках. | 1 | ||
Русская свистулька | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. | 1 | ||
7 | Устное народное творчество | 4 | Беседа | |
Небылица-небывальщина | Знакомство с небылицами. Разучивание и придумывание небылиц. | 1 | ||
Шутку шутить – людей насмешить | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками. | 1 | ||
Русская народная сказка «Жихарка» | Знакомство со сказкой «Жихарка». Разыгрывание сюжета сказки. | 1 | ||
Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк» | Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки. | 1 | ||
8 | Русская народная игрушка | 4 | Наблюдение | |
Крестьянская игрушка | Знакомство с русской народной игрушкой –самоделкой. | 1 | ||
Матрешка | Рассказ о русской матрешке. Разучивание частушек. | 1 | ||
Потешный промысел | Знакомство с крупнейшими центрами «потешного промысла». | 1 | ||
Чудесный сундучок | Игра-драмматизация с использованием народных игрушек. | 1 | ||
9 | Народное искусство. Центры художественных промыслов | 4 | Выставка творческих работ | |
Лаковая миниатюра | Знакомство с центрами лаковой миниатюры (Федоскино, Палех, Холуй) | 1 | ||
Роспись по металлу | Знакомство с крупнейшим центром росписи по металлу – Жостово. | 1 | ||
Роспись по дереву | Знакомство с центрами росписи по дереву (Хохлома, Городец) | 1 | ||
Гжель | Знакомство с Гжельской керамикой. | 1 | ||
Итого | 36 часов |
Учебный план на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Название раздела, темы | Содержание | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/ контроля |
1 | Трудовая жизнь русского крестьянства |
4
| Беседа | |
Без хозяйки изба плачет | Беседа об основных видах домашних мужских и женских обязанностях. | 1 | ||
Тонко, бело полотенечко | Знакомство с традиционным видом женского рукоделия –ткачеством. | 1 | ||
Что посеешь, то и пожнешь | Беседа об основных видах полевых работ. Знакомство с цепом и серпом. | 1 | ||
Веселые вечерки | Рассказ о традициях и обычаях крестьянских «вечерок». | 1 | ||
2 | Русские народные игры | 4 | Открытое занятие | |
Карусель народных игр | Музыкальное развлечение | 1 | ||
Народные календарные игры | Рассказ об особенностях календарных игр. | 1 | ||
Сундучок подвижных игр | Подвижные народные игры на свежем воздухе. | 1 | ||
Игры других народов | Знакомство с играми других народов. | 1 | ||
3 | Традиции русской народной культуры | 4 |
Наблюдение | |
Русский самовар и чаепитие на Руси | Знакомство с самоваром и традициями чаепития на Руси. Чаепитие в «Русской избе» | 1 | ||
Календарь. История времяисчисления | Знакомство с древним календарем и историей времяисчисления. | 1 | ||
Без примет – ходу нет | Знакомство с народными приметами | 1 | ||
Экскурсия в историко-краеведческий музей | Экспозиция «Русская изба» | 1 | ||
4 | Народные календарно-обрядовые праздники | 4 | Открытое мероприятие | |
Алексей – с гор потоки | Рассказ о народном празднике «Алексей – с гор потоки». | 1 | ||
Ляльник | Рассказ о народном празднике – Лялином дне. Инсценировка сказки о Ляле. | 1 | ||
Семенов день | Беседа о празднике «Семенове дне», народных приметах и обычаях, связанных с ним. | 1 | ||
Кузьминки – об осени поминки | Беседа о празднике «Кузьма-Демьян», обычаях и обрядах, связанных с ним. | 1 | ||
5 | История родного края | 4 |
Литературная гостинная | |
Град на Волге-матушке | Рассказ о славном городе Ярославле, его истории и достопримечательностях. | 1 | ||
Даниловская сторона | Литературная гостиная. Чтение стихов даниловских поэтов | 1 | ||
Данилов в фотографиях | Выставка фотографий детей и знаковых мест Даниловского района. Составление рассказов. | 1 | ||
Экскурия в Детскую библиотеку | Познавательно-игровая программа. | 1 | ||
6 | Русская народная кукла | 4 | Беседа | |
Куклы из бабушкиного сундучка | Знакомство детей с тряпичной куклой-закруткой и процессом её изготовления. | 1 | ||
Обережные куклы | Рассказ об особенностях изготовления обережных кукол. | 1 | ||
Обрядовые куклы | Рассказ об особенностях изготовления обрядовых кукол. | 1 | ||
Игровые куклы | Мастер-класс по изготовлению игровой тряпичной куклы. | 1 | ||
7 | Устное народное творчество | 4 | Наблюдение | |
Русская потешка | Разучивание потешек «Как у нашего кота», «Водичка, водичка, умой мое личико» | 1 | ||
Народные пословицы и поговорки | Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками | 1 | ||
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Разыгрывание сюжета русской народной сказки «Гуси-лебеди» | 1 | ||
Русская народная сказка «Бычок – черный бочек, белые копытца» | Разыгрывание сюжета русской народной сказки «Бычок – черный бочек» | 1 | ||
8 | Русская народная песня | 4 | Беседа | |
Песня – душа народа | Рассказ о любви русского народа к песне. Хоровод «Во поле березка стояла». | 1 | ||
Лирическая песня | Знакомство с лирическими песнями. Прослушивание и исполнение песен. | 1 | ||
Хороводная песня | Знакомство с хороводными песнями. Разучивание хоровода «Мак-маковочек». | 1 | ||
Плясовая песня | Знакомство с плясовыми песнями. Исполнение частушек, песен, плясок. | 1 | ||
9 | Русские народные художественные промыслы | 4 | Выставка творческих работ | |
Городецкая роспись | Продолжение знакомства с городецкой росписью. Составление узоров из готовых форм. | 1 | ||
Золотая Хохлома | Продолжение знакомства с хохломской росписью. Роспись деревянной доски. | 1 | ||
Вологодское кружево | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. | 1 | ||
Экскурсия в художественную галерею | Экспозиция работ мастеров-художников | 1 | ||
Итого | 36 часов | |||
2.3. Взаимодействие с семьями обучающихся
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка дошкольного возраста. Поэтому педагогам, реализующим Программу, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования работы по Программе. Знание педагогами семейного уклада, семейных традиций обучающихся позволяет эффективнее решать образовательные задачи Программы. Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий этнокультурной направленности.
В рамках реализации Программы предполагаются следующие формы взаимодействия с семьей этнокультурной направленности:
- реализация проектов «Моя дружная семья», «Традиции нашей семьи».
- совместное изготовление национальных и театральных детских костюмов;
- участие в народных праздниках и ярмарках;
- участие в тематических мастер-классах, круглых столах;
- выставки семейного творчества (поделки, рисунки и т.д.);
- участие в мероприятиях, способствующих развитию познавательной активности и установлению дружеских, уважительных взаимоотношений в детском коллективе: «Дружба народов», «Знатоки родного края»;
- оформление фотовыставки, фотоальбомов «Наша дружная семья»;
- организация совместных экскурсий, целевых прогулок;
- пополнение фонда музейной комнаты «Русская изба» новыми экспонатами.
2.4. Взаимодействие с социальными партнерами
Основные положения ФГОС ДО о социальном партнерстве утверждают основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических объединений с общественными.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие ДОО с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность детского сада. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.
МБДОУ детский сад № 127 серьезно и грамотно подходит к выбору социальных партнеров, с которыми осуществляет взаимодействие, к условиям этого сотрудничества, его формам.
Развитие социальных связей дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует взаимоотношения с родителями. В ДОО отработана эффективная система взаимодействия с социумом, которая способствует оптимальному развитию и социализации личности ребенка - дошкольника.
При заключении договора о взаимодействии с социальными партнерами детский сад учитывает принципы социального партнерства:
- уважение и учет интересов участников соглашения;
- заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях;
- соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов;
- наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;
- равноправие и доверие сторон;
- невмешательство во внутренние дела друг друга;
- добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
- регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
- обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
- систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
- ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.
Деятельность МБДОУ детский сад № 127 с разными социальными организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и качественнее его работа.
Программой предусмотрено тесное сотрудничество с организациями и учреждениями Даниловского муниципального района по этнокультурному, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников:
- Даниловская художественная галерея
- Даниловская централизованная библиотечная система Даниловского Муниципального района
- Историко-краеведческий музей имени П.К.Шарапова
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры Даниловского муниципального района Ярославской области «Районный культурно-досуговый центр».
Взаимодействие МБДОУ детский сад № 127 с социальными партнерами позволяет достигать нового уровня качества формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, позволяет повысить компетентность педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования.
Участие в тематических экскурсиях, выставках, интерактивных и познавательных программах, викторинах, акциях и конкурсах:
- повышает интерес дошкольников к истории малой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной культуры:
- повышает информированность и заинтересованность родителей в проводимой работе путем активного вовлечения в этнокультурную деятельность.
- активизирует деятельность педагогов по развитию познавательного интереса у детей к истории, культуре русского народа, традициям родного края через организацию работы с социальными партнерами.
3. Организационный раздел
3.1. Календарный учебный график
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-тво учебных недель | Кол-тво учебных дней | Кол-тво учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения | 01.09. 2022 | 31.05.2023 | 36 | 36 | 36, 1 час в неделю | 1 раз в неделю по 1 часу |
2 год обучения | 01.09. 2023 | 31.05.2024 | 36 | 36 | 36, 1 час в неделю | 1 раз в неделю по 1 часу |
3.2. Материально-техническое обеспечение
Учебное помещение, используемое для реализации Программы соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").
Музейная комната «Русская изба», в которой проводятся занятия, располагается на первом этаже МБДОУ детский сад № 127 и занимает площадь 12 кв.м.
- Перечень оборудования учебного помещения: магнитная доска, деревянный стол и скамьи для обучающихся, полки и деревянный шкаф для хранения и демонстрации музейных экспонатов, атрибутов, дидактических пособий и учебных материалов, плетеный короб для хранения детских народных костюмов.
- Перечень оборудования (экспонатов), необходимого для проведения занятий: русская печка (декорация), люлька, предметы народного быта, орудия труда, кухонная утварь, народные костюмы и атрибуты для театрализации, русские народные куклы и игрушки, русские народные инструменты.
- Перечень технических средств обучения: компьютер, телевизор, музыкальный центр. Проведена информационно-телекоммуникационная сеть Интернет.
- Перечень материалов, необходимых для занятий: ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, фломастеры, цветные карандаши, набор цветной бумаги, альбомы.
3.3. Кадровое обеспечение
Реализация Программы осуществляется педагогами, занимающимися дополнительной образовательной деятельностью в МБДОУ детский сад № 127. К организации досуговых мероприятий привлекается музыкальный руководитель.
Необходимым условием реализации Программы является повышение этнокультурной компетентности педагогов, которое может быть достигнуто через решение следующих задач:
- организация самообразования и повышения квалификации с учетом личного этнокультурного опыта;
- обеспечение взаимосвязи, сотрудничества субъектов образовательного процесса с различными социокультурными объектами,
- обеспечение возможности активного и творческого участия педагогов в различных этнокультурных мероприятиях;
- осуществление интегративных связей в усвоении культурологических, этнографических, педагогических знаний;
- организация педагогами различных видов детской деятельности, направленных на освоение этнокультурного наследия.
3.4. Методическое обеспечение
Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в соответствии с этнокультурной направленностью содержания Программы и индивидуальными особенностями обучающихся.
Методические материалы Программы включают в себя методы обучения:
1. По источнику передачи и восприятия информации:
• словесный: рассказ, беседа;
• наглядный: иллюстрация, дидактический, наглядный материал, образцы и т.п.;
• практический: показ, постановка.
2. По характеру деятельности:
• объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, фильм,
карточки и т.п.);
• репродуктивный (воспроизведение, действие по алгоритму);
• проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций);
• проектный метод (разработка проектов, моделирование ситуаций, создание творческих работ);
• метод игры (игры дидактические, развивающие, ролевые).
В процессе реализации Программы используются следующие педагогические технологии: группового обучения, коллективного взаимообучения, разноуровнего обучения, проблемного обучения, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, критического мышления.
Организационно - педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии (физминутки, зарядки для глаз).
Психолого – педагогические технологии связанны с непосредственной работой педагога на занятии, воздействием, которое он оказывает все 30 минут на своих обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; смена видов деятельности, психологическая атмосфера занятия.
Учебно - воспитательные технологии, которые включают занятия по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни.
Для Программы характерны следующие группы форм организации обучения:
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсия, мастерская, конкурс, праздник, отчетное мероприятие и т.д.;
- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Перечень дидактических материалов, используемых для организации обучения по Программе:
- тематические презентации;
- картотека дидактических игр этнокультурного содержания;
- картотека физминуток;
- картотека народных загадок, пословиц и поговорок;
- тематические карточки, плакаты, рисунки;
- демонстрационный материал этнокультурного содержания;
- экспонаты музейной комнаты «Русская изба».
3.5. Перечень нормативных документов
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
12. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
13. Устав МБДОУ детского сада № 127 г.Данилова Ярославской области
14. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 127 г.Данилова Ярославской области
15. Рабочая программа воспитания МБДОУ детского сада № 127 г.Данилова Ярославской области
16. Положение о дополнительном образовании МБДОУ детского сада № 127 г.Данилова Ярославской области
3.6. Перечень литературных источников
1. Ботякова О.А. «Детский народный календарь. Солнечный круг» Методическое пособие для педагогов ДОУ – СПб: «Детство-Пресс», 2021
2. Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. «Российский этнографический музей - детям» Методическое пособие для педагогов ДОУ- СПб: «Детство-Пресс», 2001
3. Князева О.Л., Маханаева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» Программа. Учебно-методическое пособие - СПб: «Детство-Пресс», 2015
4. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Методическое пособие для педагогов ДОУ – СПб: «Детство-Пресс», 2015
5. Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной: Методическое пособие. - М.ТЦ Сфера, 2018.
6. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. «Мини-музей в детском саду» – М.: Линка-Пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...

Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Исток творчества" . Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Данная программа является образовательной, модифицированной, художественной направленности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
