Мастер-класс Использование инновационной технологии: «Мнемотехника»
методическая разработка
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 339.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» г. Бабушкин Муниципального образования Кабанский район Республики Бурятия
Использование инновационной технологии: «Мнемотехника»
воспитатель: Казакова Л.В.
г. Бабушкин 2023
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Любая инновация представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К одной из них относится мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения, что очень актуально, поскольку память многих людей не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа - буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная (особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга).
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сказок и стихов, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Последовательность в работе :
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Структура мнемотехники.
Приемы мнемотехники строятся от простого - к сложному:
-Мнемоквадраты – символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и т.д.);
- Мнемодорожки – последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.
- Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем мнемодорожки – это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Где можно использовать мнемосхемы?
- Пересказ художественной литературы;
- Заучивание стихов;
- Обогащение словарного запаса;
- Обучение составлению рассказов; сказок
- Отгадывание и загадывание загадок
- Ознакомление с миром природы и д т..
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.
Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
МНЕМО-ТАБЛИЦА К СКАЗКЕ «КОЛОБОК»
МНЕМО-ТАБЛИЦА К СКАЗКЕ «РЕПКА»
МНЕМО-ТАБЛИЦА К СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»
Заучивание стихов
Обучение составлению рассказов
Отгадывание и загадывание загадок
Перессказ художественной
литературы
Обогащение словарного запаса
Развитие связной речи через использование мнемотаблиц
Пришла зима
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Апрель! Апрель!
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Осень в парке
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке, бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям, фрукты осень дарит нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д. в младшей группе по реализации образовательных областей«Познавательное развитие»,«Речевое развитие»с инновационными технологиями"мнемотехника"ТЕМА"Теремок"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшей группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие « с инновационны...

Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников
Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...

"Использование инновационной технологии "Мнемотехника" для развития речи дошкольников"
консультация для воспитателей о инновационной технологии "Мнемотехника"...

Мастер-класс "Развитие духовно-нравственного воспитания на логопедических занятиях с использованием инновационных технологий (мнемотехника)".
Игра "Православные праздники"...

Взаимодействие логопеда и воспитателя с использованием инновационной технологии «Мнемотехники» для развития речи у дошкольников.
Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,...

Методическое пособие "Внедрение инновационных технологий. Мнемотехника"
Мнемотехника. Внедрение инновационных технологий....

Мастер-класс Использование инновационной технологии: «Мнемотехника»
Любая инновация представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совок...






















































































































