Духовно - нравственное воспитание дошкольников
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП) в ДОУ направлено на формирование у детей системы моральных и духовных ценностей, развитие нравственных чувств, стремлений и убеждений, которые соответствуют общечеловеческим нормам, культурным традициям и национальным идеалам. Программа предусматривает приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа, историческим и национально-культурным традициям.
Цели
 
Главная цель — формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. Это включает: 
  • воспитание уважения к родителям, старшим, сверстникам;
  • формирование чувства сопричастности к семье, сообществу, Родине;
  • развитие способности различать добро и зло, справедливость и несправедливость;
  • приобщение к духовным и культурным традициям родного народа.
 

Задачи

 
Реализация цели требует последовательного и системного решения ряда задач, обозначенных в ФОП: 
  • Формирование представлений о нравственных нормах поведения — дети должны понимать, что такое честность, справедливость, доброта, ответственность. Эти категории закрепляются в сознании через сказки, беседы, игры, примеры из повседневной жизни.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости — у ребёнка формируется умение сочувствовать, сопереживать, радоваться успехам других, проявлять заботу.
  • Воспитание уважительного отношения к другим людям — формирование культуры общения, терпимости к различиям, навыков доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Приобщение к культурному и духовному наследию — через знакомство с народными традициями, праздниками, фольклором, классической детской литературой у детей развивается чувство гордости за свою страну, интерес к культуре.
  • Создание условий для проявления нравственных качеств в повседневной жизни — педагоги и родители должны создавать ситуации, в которых дети могут проявлять добрые поступки, заботиться о слабых, участвовать в совместной деятельности, требующей ответственности и уважения.

Методы

 
Некоторые методы реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках ФОП:
  • Тематические беседы и нравственные разговоры — например, беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ты мой друг и я твой друг», «Правила, по которым мы живём». 
  • Изучение произведений художественной литературы — сказок, стихотворений, рассказов отечественных авторов. После прочтения проводятся беседы, в ходе которых обсуждаются поступки героев, черты их характера. 
  • Нравственные игры — например, нравственные игры с предметами «Полечим куклу», «Покормим животных», где воспитатель выступает в роли партнёра и развивает игровую деятельность, объясняя цель каждого действия в игре. 
  • Мероприятия духовно-нравственной направленности — развлечения по традициям различных культур, общесадовские народные гуляния, экскурсии в музеи, просмотры спектаклей. 

Среда

 
Для духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках ФОП в ДОУ необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду.
 Некоторые элементы такой среды:
  • Мини-музеи — например, «Русская изба», где дети знакомятся с укладом жизни русского народа и предметами старины.
  • Тематические выставки — например, «Храмы России», «Колокольный звон», «Ангелочки».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...