Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "По следам Незримки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цыганкова Марина Николаевна

Формирование элементарных математических представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Рябинушка»

Смоленского района Смоленской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений.

«По следам Незримки»

(старшая группа)

Составила воспитатель:

Цыганкова М.Н.

д. Жуково

2024г.

Цель:

-совершенствовать математические представления о количестве и счёте.

Задачи:

-совершенствовать представления о геометрических фигурах и способах видоизменения фигур.

-развивать внимание, пространственное и логическое мышление, укреплять мышцы пальцев, с целью подготовки руки к письму.

-формировать навыки сотрудничества в процессе выполнения игровых заданий;

-воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Оборудование:

Игры Воскобовича: «Волшебная восьмёрка», «Геоконт», Кораблик «Плюх-Плюх», «Игровизор» -по количеству детей. Коврограф «Ларчик» с верёвочками и точками. «Змейка».

Шифр каждому ребёнку к игре «Геоконт» (Квадрат — Ф3, К3, Ж3, Г3; Ромб — Б4, О3, З4, С3; Прямоугольник — С4, О4, Ж4, Г4; Трапеция — Ф1, К1, Ж3, Г3.)  

Следы из картона, на которых с одной стороны -цифры, знаки и геометрические фигуры, а с другой - задания, которые детям предстоит выполнить.

Ход НОД:

Организационный момент.

 Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: 

Ребята, я сегодня получила сообщение от Малыша Гео, но это сообщение не простое, а зашифрованное. Помогите мне его расшифровать.

«Скорее, лес. Приходить.  В Фиолетовый! (Скорее приходите в Фиолетовый лес)

Похитить. Друзья. Мои. Незримка Всюсь. (Незримка Всюсь похитил моих друзей)

Спасать. пожалуйста. друзья.  Помогите. Мои. (Помогите пожалуйста спасти моих друзей)

Дорога лес в короткая фиолетовый ведёт» (В Фиолетовый лес ведёт короткая дорога)

Воспитатель:

 О чём нас просит Малыш Гео?

Вы готовы помочь?

А как мы найдём дорогу?

Как вы думаете, почему в Фиолетовый лес ведёт короткая дорога?

Вспоминаем сюжет сказки.

Когда –то Ворон Метр дал совет Малышу Гео:

«Если тебе предстоит выбирать, куда идти, плыть или лететь, — выбирай более трудный путь. Помни: хорошие дороги уводят в Фиолетовый лес, трудные и опасные — выводят из него».

Как интересно, — сказал Малыш. — То есть, если я окажусь на реке, мне нужно плыть против течения?

—Да, — ответил Ворон.

—А если подует сильный ветер?

Значит, идти против ветра. «Как интересно!» - воскликнул Гео.

Задание: 

Ребята, посмотрите на коврограф, перед нами три дороги, нам нужно выбрать самую короткую дорогу. (на коврографе «Ларчик» прикреплены 3 верёвочки разной длины, сравнить длину выбрать короткую)

Воспитатель: 

Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. И обратная дорога из леса будет трудной!!!!

 Ну, что, не передумали?

Тогда в путь!

Вставайте друг за другом!

Физкультминутка

Если ты ногами топнешь 1-2-3

А потом в ладоши хлопнешь 1-2-3

С другом за руки возьмешься

Повернешься, улыбнешься

Прошагаешь пять шагов 1-2-3-4-5

В Фиолетовом лесу окажешься опять!

Слайд 1 Фиолетовый лес.

Основная часть

Воспитатель: 

Вот мы и в Фиолетовом лесу!  Лес такой огромный! Куда же нам идти? Где же Незримка спрятал друзей Гео?  

Дети рассуждают.

 Слайд 2 (Незримка появляется   и исчезает, остаются только следы)

Воспитатель: А вот и Незримка, показался и снова исчез.

 (Дети увидели следы -лежат на полу, на них цифры, знаки, геометрические фигуры. Дети рассматривают следы, и предлагают идти по следам.)

Воспитатель: 

Да, мы отыщем друзей Гео по следам Незримки!!!

Голос Незримки: «Хи- хи!  Не найдёте вы своих друзей! Я их заколдовал, а следы все запутал!»

Воспитатель: Что же делать?  

Дети предложат взять след с цифрой 1, затем с цифрой 2, и так идти по ним.     Голос Незримки: «Хи-хи, неправильно. Если взять не тот след, то все следы исчезнут!»  

Слайд 3.  (все следы исчезают)

Воспитатель: Незримка Всюсь такой хитрый! Что- то здесь не так!

Слайд 4.  Появляется Малыш Гео.

Воспитатель: 

Ребята, смотрите-Это же Малыш Гео! И он принёс вам подсказку: 2+1

Задание: Решите пример, назовите ответ и найдите след с этой цифрой!  (Находим след с цифрой 3)

Голос Незримки: «Хи- хи.  Колдовство исчезнет, если разгадаете мои загадки и выполните все задания!»

Воспитатель берёт след, читает: –эники  бэники  вареники   голодные веники?  Ребята, что это??

Дети: Здесь написан шифр - нужно угадать какая цифра зашифрована, и выложить её с помощью «Волшебной восьмёрки» (См. правила игры «Волшебная восьмёрка»)

Воспитатель: Берите «Волшебную восьмёрку» и садитесь за столы. Слушайте внимательно:

1)Эники  бэники  вареники   голодные веники. Какая это цифра?  (5)

 Как вы догадались, что это цифра 5?

 2) бэники ели веники  (7)

3) А теперь сами зашифруйте цифру 4 (эники ели вареники веники)

4) Эники бэники ели вареники очень голодные веники! 8

Когда дети выполнили задание, они уносят «Волшебную восьмёрку», подходят к воспитателю и смотрят на экран.

Слайд 5.  Появляется попугай   Бэник.  

Воспитатель: 

Ребята, смотрите, мы  кого-то  расколдовали! Кто это?

Дети: попугай Бэник

Воспитатель: Попугай Беник  благодарит вас за спасение, и очень хочет помочь.

Вот вам подсказка                5-3      Ищем след с цифрой 2

                                             3+3    Ищем след с цифрой 6.

(Если дети затрудняются при решении примеров, то можно использовать для счёта цветные кружки из пособия «Ларчик»)

Слайд 6.  Воспитатель: Идем дальше по следам, где-же же мы оказались?

Дети: Мы оказались на Чудесной поляне Золотых плодов.  

След с цифрой 2.  Воспитатель читает, что написано на следе: Ф4, К4, Ж4, Г4.  Ребята, что это такое ? Что мы должны делать?      

Дети: Это шифр от игры «Геоконт»!

Воспитатель:

 Берите «Геоконты», садитесь за столы. Попробуем и этот шифр разгадать! Раздать шифр каждому ребёнку. (Квадрат — Ф3, К3, Ж3, Г3; Ромб — Б4, О3, З4, С3; Прямоугольник — С4, О4, Ж4, Г4; Трапеция — Ф1, К1, Ж3, Г3.)

Воспитатель:

Что у тебя получилось? У тебя?  Назовите одним словом.

(Квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция -это всё четырёхугольники).  Какие у них общие признаки? (4стороны и 4 угла)

 Воспитатель берёт след с цифрой 6:

 Думай, размышляй, свой четырёхугольник в другую геометрическую  фигуру превращай!!!  

(Детям, которые работают в быстром темпе, можно предложить сделать геометрические фигуры из других резиночек.)

Когда дети выполнят задание, они уносят «Геоконты» и подходят к воспитателю. Смотрят на экран:

Слайд 6.  Появляется паук Юк  

подсказка                         4+0   ищем след с цифрой   4

                                          3+4    ищем след с цифрой   7

Слайд 7.  Голубой ручей    2409

 Воспитатель: 

Что ж, пойдём дальше по следам Незримки! Смотрите, где мы оказались?

Дети: 

Это Голубой ручей!

Воспитатель  берёт след с цифрой 4 читает:

По морям и по волнам

Его водит капитан.

Он не плавает, а ходит

Якоря бросает в воду.

Он с волною дружбу водит.

И не любит непогоду.

                 (Корабль)  

Дети берут «Кораблик Плюх- Плюх» и садятся на свои места.

Воспитатель берёт след с цифрой 7

Задание: Перевесить флажки так, чтобы на каждой мачте были флажки разного цвета! (Дети выполняют задание)

Задание:  Флажки нужно закрепить чтобы их не сорвало ветром с мачт. Но это нужно сделать так как требует Незримка Всюсь Готовы? Слушайте внимательно!

На самой высокой мачте- второй флажок сверху,

На  высокой мачте третий флажок снизу

На средней мачте   второй флажок снизу

На низкой мачте-   верхний флажок

Флажок на самой низкой мачте

Дети вставляют шнурок в нужное отверстие.

Воспитатель: Проверьте друг у друга. Дети проверяют, после чего выходят из-за столов и смотрят на экран.

Слайд 7.  Появился Капитан Гусь! Подсказка 6+2   След №  8

Слайд 8.   Мы оказались на Поляне чудесных цветов.

Дети приносят след№8. Воспитатель читает

Физкультминутка.   

Если выполним движения и вставим пропущенные слова (дни недели), то спасём ещё одного героя!

Я купался   (В понедельник,) (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал.  (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)  

«Отвечай – не зевай»– Какой сегодня день недели?

– Какой был вчера?

– Какой будет завтра?

– Какой день идет после субботы?

– Сколько дней в неделе?

Слайд 8.  Пчёлка Жужа.

Воспитатель: Ребята кто это?

Пчёлка Жужа тоже хочет помочь расколдовать других друзей Малыша Гео, и вот вам подсказка: 7-2    ищем след с цифрой 5

Слайд 9.  Волшебная полянка.

 Воспитатель: Какая необычная полянка, она мне что-то напоминает!

Дети: Она очень похожа на «Игровизор».

Дети вместе с воспитателем рассматривают следи догадываются что это графический диктант.

Дети садятся за столы и выполняют графический диктант (диктант Змея)

 

Воспитатель: Поставьте маркер   в красную точку. Где она находиться? Вспомните, где живёт павлин? Пони. Лань? Дети друг у друга проверяют правильность написания диктанта.

Слайд 9.  Появляется змейка Эйка.

Воспитатель: Ребята, да это же змейка Эйка. Вы с ней не знакомы?  А она очень хочет с вами познакомиться и дарит вам свою любимую игру. (Игра «Змейка»)  

Подсказка: 4-3     ищем след с цифрой1

Воспитатель: Здесь нет никаких заданий…

Дети: Может быть, мы все задания выполнили?

Голос Незримки:  «Да, ребята,  я вижу что вы очень сообразительные, находчивые , дружные, вы разгадали все мои загадки и расколдовали друзей Малыша Гео»

Слайд 10.  Все герои

Воспитатель: Как же мы вернёмся в детский сад?

Голос Незримки: «На моих следах цифры и стрелки - по ним найдёте дорогу из Фиолетового леса»

Дети берут следы, встают друг за другом, отсчитывают на коврографе нужное количество клеток, а из верёвочек выкладывают дорогу.

Заключительная часть:

О чём нас просил Малыш Гео?

Что вам было трудно?

Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

План–конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «По следам колобка» в средней группе для детей с ЗПР.

Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР среднего возраста. Цель: формирование элементарных математических представлений через игровые действия с использование...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Поможем Петушку»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Конспектзанятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата«Поможем Петушку» Цель: формирование эл...