Развивающая предметно – пространственная среда в контексте ФГОС дошкольного образования.
статья (старшая группа)
Развивающая предметно – пространственная среда в контексте ФГОС дошкольного образования.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность педагогу эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности; должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [4]. Развивающая предметно-пространственная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) [5;15].
При её создании необходимо учитывать следующие нормативные документы:
• Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
• Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
• Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Условия создания предметно-пространственной среды:
1. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
2. Форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.
3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
5. Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Данные условия были соблюдены педагогами МАДОУ №21 "Кораблик" при конструировании многоуровневой, многофукциональной развивающей предметно – пространственной среды включая центры активности: центр конструирования; центр художественной литературы; центр науки и природы; центр искусства; центр драматизации.
Данные центры ориентированы на развитие творческой личности воспитанника и сформированы в соответствии с задачами пяти образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Неизменной популярностью у наших детей пользуется центр науки и природы. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, схемы, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. В этом центре мы с ребятами провели множество различных опытов и исследований, что вызывает у детей огромный интерес, развивает наблюдательность, сравнение. В этом же центре был разведен мини-огород, где выращивается рассада цветов, огурцов, томатов. Поздней весной наш огород перемещается на площадку на территории двора детского сада.
В центре драматизации размещаются многофункциональная передвижная ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей, здесь мы разыгрываем знакомые нам уже произведения, порой здесь проявляются такие способности как детский артистизм и импровизация. Также в этом центре есть сюжетно-ролевые игры "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье"и т.д. Складные кровати позволяют освободить значительную площадь и перенести часть игрового оборудования в спальную комнату. Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.
Содержимое центра конструирования (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Этот центр чаще выбирают мальчики, здесь они с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности, включая свою детскую фантазию в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде.
Для центра искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы из разных материалов. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, находятся в тумбах, доступных для детей полках. Наши дети предпочитают лепку из разного материала (глина, соленое тесто, пластилин).Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла, где дети сами оценивают и анализируют работы.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ и родителям. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных личностей, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Важно, что развивающая предметно- пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Использованная литература:
1. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. – 2009. – №5. – С. 53-57.
2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка – Пресс, 2007. – 208с.
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» /Под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А. – М.,2012. – 207с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.10.2013г. №1155).
5. Новоселова С. Л. «Игра дошкольника» М.: Просвещение, 1989. - 286 с.;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно – пространственная среда
в контексте ФГОС дошкольного образования.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность педагогу эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности; должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [4]. Развивающая предметно-пространственная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) [5;15].
При её создании необходимо учитывать следующие нормативные документы:
• Письмо Минобразования РФ от № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
• Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от № 139-ФЗ)
• Указ Президента РФ от № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Условия создания предметно-пространственной среды:
1. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
2. Форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.
3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
5. Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Данные условия были соблюдены педагогами МАДОУ « Могойтуйский детский сад «Теремок» при конструировании многоуровневой, многофукциональной развивающей предметно – пространственной среды включая центры активности: центр конструирования; центр художественной литературы; центр науки и природы; центр искусства; центр драматизации.
Данные центры ориентированы на развитие творческой личности воспитанника и сформированы в соответствии с задачами пяти образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Неизменной популярностью у наших детей пользуется центр науки и природы. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, схемы, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. В этом центре мы с ребятами провели множество различных опытов и исследований, что вызывает у детей огромный интерес, развивает наблюдательность, сравнение. В этом же центре был разведен мини-огород, где выращивается рассада цветов, огурцов, томатов. Поздней весной наш огород перемещается на площадку на территории двора детского сада.
В центре драматизации размещаются многофункциональная передвижная ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей, здесь мы разыгрываем знакомые нам уже произведения, порой здесь проявляются такие способности как детский артистизм и импровизация. Также в этом центре есть сюжетно-ролевые игры "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье"и т.д. Складные кровати позволяют освободить значительную площадь и перенести часть игрового оборудования в спальную комнату. Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.
Содержимое центра конструирования (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Этот центр чаще выбирают мальчики, здесь они с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности, включая свою детскую фантазию в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде.
Для центра искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы из разных материалов. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, находятся в тумбах, доступных для детей полках. Наши дети предпочитают лепку из разного материала (глина, соленое тесто, пластилин).Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла, где дети сами оценивают и анализируют работы.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ и родителям. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных личностей, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Важно, что развивающая предметно- пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Использованная литература:
1. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. – 2009. – №5. – С. 53-57.
2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка – Пресс, 2007. – 208с.
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» /Под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А. – М.,2012. – 207с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от#1075;. №1155).
5. Новоселова С. Л. «Игра дошкольника» М.: Просвещение, 1989. - 286 с.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»
На современном этапе развития общества в связи с вступлением ФГОС дошкольного образования, вопросы организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...

Характеристика развивающей предметно-пространственной среды групп в дошкольных образовательных учреждениях
Куонсультация для воспитателей...

Моделирование развивающей предметно-пространственнойсреды в старшем дошкольном возрасте
Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

Развивающая предметно-пространственная среда группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
В МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» разработана модель предметно-развивающей, коррекционной и оздоравливающей среды.Предметно-развивающая среда в группе «...

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ФГОС дошкольного образования
педсовет в доу...

Организация развивающей предметно – пространственной среды в о дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
В презнтации раскрыта суть организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ, обеспечивающей реализацию принципа свободы выбора деятельности детей....
