Программа кружковой работы "Знайка"
методическая разработка (старшая группа)

Позолотина Наталья Петровна

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Знайка»

Возраст воспитанников: 5-6 лет 

Срок реализации: 1 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 2

«25» сентября 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 29.09.23 г.

№ 151

Дополнительная общеразвивающая программа

познавательной направленности «Знайка»

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Позолотина Наталья Петровна,

воспитатель

г. Нягань, 2023

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка надо начинать с детского сада. Данная программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. 

Цель и задачи

Цель: формирование графических навыков, подготовка руки к письму, развитие познавательной активности.

Задачи:

-знакомить детей с ориентировкой на листе в клетку;

- формировать графические умения и навыки в заданиях разного вида;

- развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;

-соблюдать во время работы правила письма (положение корпуса, тетради, руки).

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: интеллектуальная, графические навыки.

Категория воспитанников

Воспитанники:5-6 лет.

Объем и срок освоения программы

Количество занятий: 28.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форма обучения: очная.

Особенности: использование заданий, для приобретения графических умений, ориентировки на ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания и памяти.

Отличительные особенности

1. Дети выполняют практические задания.

2. Воспитанники, выполняют теоретические задания.

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. После каждого занятия предусмотрен перерыв 10 минут. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей (законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

Ребенок умеет:

- умеет ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради;

- уметь выполнять штриховку, соблюдая правила;

- умеет сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

- выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

Раздел 2.Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

1

0,5

0,5

Работа в тетрадях

2.

Прогулка по листу бумаги

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа

3.

Знакомство с тетрадью в клетку

1

0,5

0,5

Работа в тетрадях

4.

Ориентировка на листе бумаги

1

1

Самостоятельная работа

5.

Ориентировка на листе бумаги

1

1

Самостоятельная работа

6.

Клеточка

1

1

Работа в тетрадях

7.

Клеточка

1

1

Работа в тетрадях

8.

Волшебные точки

1

1

Работа в тетрадях

9.

Волшебные точки

1

1

Работа в тетрадях

10.

Волшебные точки

1

1

Работа в тетрадях

11.

Горизонтальные линии

1

1

Работа в тетрадях

12.

Рисуем дорожку

1

1

Самостоятельная работа

13.

Штриховка горизонтальными линиями

1

1

Самостоятельная работа

14.

Вертикальные линии

1

1

Работа в тетрадях

15.

Волшебный дождик

1

1

Самостоятельная работа

16.

Штриховка вертикальными линиями

1

1

Самостоятельная работа

17.

Морские волны

1

1

Самостоятельная работа

18.

Волшебные шарики

1

1

Самостоятельная работа

19.

Графический диктант «Тюльпан»

1

1

Работа в тетрадях

20.

Графический диктант «Петушок»

1

1

Работа в тетрадях

21.

Графический диктант «Слон»

1

1

Работа в тетрадях

22.

Графический диктант «Робот»

1

1

Работа в тетрадях

23.

 Лабиринт

1

1

Самостоятельная работа

24.

Графический диктант «Поросенок»

1

1

Работа в тетрадях

25.

Графический диктант «Уточка»

1

1

Работа в тетрадях

26.

Графический диктант «Мишка»

1

1

Работа в тетрадях

27.

Графический диктант «Олень»

1

1

Работа в тетрадях

28

Диагностика

1

0,5

0,5

Работа в тетрадях

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график (старшая группа №7)

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

02

10

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Вводное

1

Диагностика

Группа

Работа в тетрадях

2.

09

10

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Инструктаж

1

Прогулка по листу бумаги

Группа

Самостоятельная работа

3.

16

10

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Знакомство с тетрадью в клетку

Группа

Работа в тетрадях

4.

23

10

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Ориентировка на листе бумаги

Группа

Самостоятельная работа

5.

30

10

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Ориентировка на листе бумаги

Группа

Самостоятельная работа

6.

13

11

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Клеточка

Группа

Работа в тетрадях

7.

20

11

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Клеточка

Группа

Работа в тетрадях

8.

27

11

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Волшебные точки

Группа

Работа в тетрадях

9.

04

12

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Волшебные точки

Группа

Работа в тетрадях

10.

11

12

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Волшебные точки

Группа

Работа в тетрадях

11.

18

12

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Горизонтальные линии

Группа

Работа в тетрадях

12.

25

12

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Рисуем дорожку

Группа

Самостоятельная работа

13.

15

01

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Штриховка горизонтальными линиями

Группа

Самостоятельная работа

14.

22

01

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Вертикальные линии

Группа

Работа в тетрадях

15.

29

01

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Волшебный дождик

Группа

Самостоятельная работа

16.

05

02

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Штриховка вертикальными линиями

Группа

Самостоятельная работа

17.

12

02

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Морские волны

Группа

Самостоятельная работа

18.

19

02

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Волшебные шарики

Группа

Самостоятельная работа

19.

26

02

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Тюльпан»

Группа

Работа в тетрадях

20.

04

03

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Петушок»

Группа

Работа в тетрадях

21.

11

03

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Слон»

Группа

Работа в тетрадях

22

18

03

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Робот»

Группа

Работа в тетрадях

23

25

03

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

 Лабиринт

Группа

Самостоятельная работа

24

01

04

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Поросенок»

Группа

Работа в тетрадях

25

08

04

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Уточка»

Группа

Работа в тетрадях

26

15

04

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Мишка»

Группа

Работа в тетрадях

27

22

04

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Графический диктант «Олень»

Группа

Работа в тетрадях

28

27

04

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.30-17.55 – II подгруппа

18.00-18.25 – III подгруппа

18.35-19.00 – IV подгруппа

19.00-19.25 – V подгруппа

Практическая деятельность

1

Диагностика

Группа

Работа в тетрадях

Раздел 3. Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж:25 лет.

Педагогический стаж:25 лет.

Категория: высшая категория

Материально-технические условия

Помещение: группа

1. Технические средства:

- интерактивный стол.

2. Оборудование для занятий:

- тетради;

- раздаточный материал;

- шариковая ручка;

- карандаши;

- фломастеры.

Учебно-методические условия

Нет

Раздел 4. Оценка качества

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по методике «Графический диктант» Даниила Борисовича Эльконина.


Список литературы

1. Сунцова А. В., Курдюкова С. В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2010

2. Тригер Р. Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. –Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXIвек», 1998

3. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка» Методическое пособие, Мозаика – Синтез, 2004.

4. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакутсто. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс,2008. – 442 с.


Приложение

Рабочая программа

Содержание теоретических и практических занятий (5-6 лет)

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1.

Диагностика

1. Выявить у детей уровень развития мелкой моторики, используя дидактический материал.

2.Определить уровень подготовленности детей.

Работа в тетрадях

2.

Прогулка по листу бумаги

1.Формировать у детей умение ориентироваться на листе бумаги (находить верхний левый угол, правый угол).

2.Развивать зрительную память и логическое мышление.

3. Познакомить детей с работой кружка.

Самостоятельная работа

3.

Знакомство с тетрадью в клетку

1. Познакомить детей с тетрадью, формировать знание, из каких частей состоит тетрадь (обложка, листы, страница), что можно в ней делать.

2. Побуждать правильно, держать карандаш, аккуратно обводить предметы.

3. Воспитывать усидчивость, умение следить за своей осанкой во время работы.

Работа в тетрадях

4.

Ориентировка на листе бумаги

1. Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа

2. Словесно обозначать месторасположение объектов на плоскости листа и направления пространства.

3.Развивать умение выделять углы на листе бумаги.

Самостоятельная работа

5.

Ориентировка на листе бумаги

1. Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа

2. Словесно обозначать месторасположение объектов на плоскости листа и направления пространства.

3.Развивать умение следить за своей осанкой, во время работы в тетрадях.

Самостоятельная работа

6.

Клеточка

1. Познакомить детей с клеткой.

(предложить найти центр клетки, стороны (правую, левую, верхнюю, нижнюю) и их середины, углы (верхний правый, верхний левый, нижний правый, нижний левый).

2. Воспитывать усидчивость.

Работа в тетрадях

7.

Клеточка

1. Продолжать знакомить детей с клеткой. (предложить найти центр клетки, стороны (правую, левую, верхнюю, нижнюю) и их середины, углы (верхний правый, верхний левый, нижний правый, нижний левый).

2. Воспитывать усидчивость.

Работа в тетрадях

8.

Волшебные точки

1. Познакомить детей с рабочей строкой и точкой. (предложить детям сначала на рабочей строке проставить точки в середине каждой клеточки, затем через одну, через две клеточки).

2. Формировать бережное отношение к тетрадям.

Работа в тетрадях

9.

Волшебные точки

1. Продолжать знакомить детей с рабочей строкой, без её выделения. (предложить детям сначала на рабочей строке проставить точки в середине каждой клеточки).

2. Формировать бережное отношение к тетрадям.

Работа в тетрадях

10.

Волшебные точки

1. Продолжать знакомить детей с рабочей строкой, без её выделения. (предложить детям сначала на рабочей строке через одну, через две клеточки).

2. Развивать умение следить за своей осанкой, во время работы в тетрадях.

Работа в тетрадях

11.

Горизонтальные линии

1. Познакомить детей с горизонтальной линией, побуждать детей проводить линии в горизонтальном направлении (слева, направо не отрывая карандаш от бумаги).

2. Развивать умение пространственной ориентации и мелкую моторику руки.

Работа в тетрадях

12.

Рисуем дорожку

1. Развивать, умение выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии. (по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги).

2. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

3. Воспитывать усидчивость, доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная работа

13.

Штриховка горизонтальными линиями

учить выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных

видов штриховки; развивать мелкую моторику рук  в процессе овладения техникой

штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы

(мышление); воспитывать уважение к труду, аккуратност

учить выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных

видов штриховки; развивать мелкую моторику рук  в процессе овладения техникой

штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы

(мышление); воспитывать уважение к труду, аккуратност

учить выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных

видов штриховки; развивать мелкую моторику рук  в процессе овладения техникой

штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы

(мышление); воспитывать уважение к труду, аккуратност

1. Познакомить детей с техникой штриховки, проводить линии только в заданном (горизонтальном) направлении, не выходя за контуры фигуры

2. Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы (мышление).

3. Продолжать развивать мелкую моторику рук в процессе овладения техникой штриховки.

Самостоятельная работа

14

Вертикальные линии

1. Познакомить детей с вертикальной линией, учить проводить линии в вертикальном направлении (сверху, вниз не отрывая карандаш от бумаги).

2. Формировать

пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, регулировать силу нажима.

3. Развивать умение следить за своей осанкой, во время работы в тетрадях.

Работа в тетрадях

15

Волшебный дождик

1. Закрепить умение проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве.

2. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки.

3. Воспитывать бережное отношение к тетрадям.

Самостоятельная работа

16

Штриховка вертикальными линиями

1. Познакомить детей с техникой штриховки, проводить линии только в заданном (вертикальном) направлении, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая фигуру.

2. Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы (мышление).

3. Продолжать развивать мелкую моторику рук в процессе овладения техникой штриховки.

Самостоятельная работа

17

Морские волны

1. Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

 2. Развивать зрительно-моторную координацию.

3. Воспитывать бережное отношение к тетрадям.

Самостоятельная работа

18

Волшебные шарики

1. Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые), соблюдать на листе бумаги направление линий.

2. Развивать воображение, зрительно-моторную координацию.

3. Воспитывать усидчивость.

Самостоятельная работа

19

Графический диктант «Тюльпан»

1. Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку.

Работа в тетрадях

20

Графический диктант «Петушок»

1. Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку.

3. Воспитывать усидчивость, терпение.

Работа в тетрадях

21

Графический диктант «Слон»

1. Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Развивать внимание, память, 

наблюдательность. 

Работа в тетрадях

22

Графический диктант «Робот»

1. Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Развивать внимание, память, 

наблюдательность. 

Работа в тетрадях

23

 Лабиринт

1. Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях.

2. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитывать усидчивость.

Самостоятельная работа

24

Графический диктант «Поросенок»

1. Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку.

3. Воспитывать усидчивость, терпение.

Работа в тетрадях

25

Графический диктант «Уточка»

1. Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Продолжать формировать умение у детей понимать словесные установки педагога.

3. Воспитывать усидчивость.

Работа в тетрадях

26

Графический диктант «Мишка»

1. Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Продолжать формировать умение у детей понимать словесные установки педагога.

3. Воспитывать усидчивость.

Работа в тетрадях

27

Графический диктант «Олень»

1. Формировать умение детей, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2. Продолжать формировать умение у детей понимать словесные установки педагога.

3. Воспитывать усидчивость.

Работа в тетрадях

28

Диагностика

1. Выявить уровень графо - моторного развития детей.

Работа в тетрадях

Диагностика

(Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина)

Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Диагностические возможности методики:

•        выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи;

•        выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы;

•        выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений.

Инструкция:

Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать. А я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведёте, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, но не отрывая карандаша от бумаги. Помнишь, где правая рука? Вытяни правую руку вперёд. Видишь, она указывает на дверь (называем какой-нибудь ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, ты её проводишь вот так – к двери (показываем на отдельном листочке, что линия проводится слева направо, длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (рисуем на листе соответствующую линию). Теперь вытяни левую руку. Видишь, она указывает на окно (снова называем имеющийся в комнате ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию натри клеточки влево – к окну (проводим на бумаге соответствующую линию). Понял, как надо рисовать?

         После того как даны все объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора.

Экспериментатор. Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клетка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам.

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы ребёнок успевал закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора даются 1,5 – 2 минуты. Ребёнку нужно объяснить, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) нужно исправлять допущенные ребёнком ошибки, помогая точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и нужно следить только за тем, чтобы ребёнок не переворачивал свой листочек и начинал новый узор с нужной точки.

Экспериментатор. Теперь поставь карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать узор сам. (Предоставляем ребёнку 1,5 – 2 минуты на самостоятельное продолжение узора.)

Всё, этот узор рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Подними карандаш. Поставь его на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. Теперь сам продолжай рисовать этот узор.

Через 1,5 – 2 минуты начинается диктовка последнего узора.

Экспериментатор. Поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь сам продолжай рисовать этот узор.

Оценка результатов:

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров порознь оцениваются выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующим критериям

1. Точное воспроизведение узора или допускает ошибку в одной линии – высокий уровень.

2. Воспроизведение узора с несколькими ошибками – средний уровень.

3. Отсутствие сходства даже отдельных элементов – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...