ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 – 4 ЛЕТ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ ДС №1 Р. П. ТАМАЛА ГРИШИНОЙ И.В.
консультация (младшая группа)
В статье собраны материалы из опыта работы воспитателя Гришиной И.В по созданию предметно - пространственной среды в группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 301.86 КБ |
Предварительный просмотр:
-муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 р.п.Тамала (здание 2)
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 – 4 ЛЕТ.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ ДС
№1 Р. П. ТАМАЛА ГРИШИНОЙ И.В.
2021 г
Предметно – пространственная среда несёт в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребёнка – она воспитывает и развивает его. (слайд 1)
При построении развивающей среды для детей дошкольного возраста следует учитывать возрастные, физиологические и психологические особенности детей, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуёмном стремлении исследовать всё, что находится в поле зрения малыша.
Многолетний опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста в нашей группе и её анализ, привели нас к выводу: к организации предметно – развивающей среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание ребёнка в детском саду было наиболее комфортным.
Группа – это наш второй «дом», - это было главной идеей при создании нашей группы для малышей , которую мы назвали «Капельки». (слайд 2)
Чтобы дети положительно реагировали на интерьер группы, мы – воспитатели Гришина И.В . старалась приблизить его к домашнему.
Цветопсихологи рекомендуют в помещениях для детей раннего возраста использовать цвета : желтый, зелёный и оранжевый, а также голубой цвет. (слайд 3)
Пользуясь этими рекомендациями стены группы мы окрасили в нежный зеленоватый цвет , как бы символизирующий луг на котором поселились большие цветы ромашки с яркими жёлтыми глазками. ( слайд 4)
Этой цветовой гаммы мы также придерживались при подборе мебели. (слайд 5)
Создавая развивающую среду в группе , прежде всего уделили внимание созданию условий обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребёнка в группе. Все центры предметно – развивающей среды созданы в соответствии с рекомендациями, учтены основные требования и основные принципы организации среды: содержательно – насыщенная, развивающая, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.
1 . Игровой центр: (сюжетно – ролевые игры). (слайд 6)
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.
При создании предметно – игровой среды в группе мы учитывали определённые требования – это прежде всего свобода достижения ребёнком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. В соответствии с картотекой сюжетно – ролевых игр были подобраны игрушки и атрибуты.
Мы постарались сделать центр сюжетно – ролевых игр доступным, интересным и познавательным. (слайд 7)
В нём располагается соответствующая игровая мебель: мойка, кухонная плита, стол. А в спальном уголке находится кровать с полным комплектом постельного белья , диван, шифоньер. (слайд 8)
В группе имеются куклы , с набором сезонной и праздничной одежды. При желании ребёнок самостоятельно сможет переодеть куклу в соответствующую одежду (во время праздников куклы одеты в праздничную одежду, в будни – в повседневную). Периодически мы стараемся пополнять предметы одежды для кукол. (слайд 9)
Так же имеется различная игрушечная посуда, игрушечные продукты, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Столовая», «Приготовим куклам обед», и др. (фартук, прихватка, кухонные полотенца, две скатерти для стола) которые мы также периодически меняем. (слайд 10)
Для сюжетно - ролевых игр "Шофёры" были вручную сшиты из материала "Служебные машины" (скорая помощь, полиция, пожарная), которые с лёгкостью одеваются на спинки двух стульчиков. Детям очень нравится быть водителями этих машин. (слайд 11 )
Также имеются соответствующие атрибуты для таких сюжетно - ролевых игр как "Строители", "У врача", "Поездка" . (слайд 12)
Весь имеющийся материал активно используется нашими воспитанниками.
2. Центр природы.
Мир природы нельзя познать используя только картинку. Для того чтобы дети научились понимать окружающий мир, осознавать , что является его частью, устанавливать связи между обьектами природы, необходимо погрузить их в соответствующую атмосферу. И для того чтобы осуществить это в группе появился центр экологического воспитания детей, (слайд 13) который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет воспитанникам группы проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.
В центре природы у детей имеется возможность не только хорошо рассмотреть растения, но и наблюдать за ними длительное время. (слайд 14)
В нашем уголке природы есть комнатные растения, являющиеся постоянными обитателями, за которыми дети совместно со взрослыми с удовольствием ухаживают. (слайд 15)
Но имеются у нас и временные обитатели, за которыми мы наблюдаем непродолжительный отрезок времени:
осенью это осенние букеты цветов из цветника, букеты из осенних листьев; зимой - это посадки зелёного лука, укропа; каждую весну мы ведём наблюдение за разными веточками деревьев (в этом году мы провели наблюдение за веточками вишни). (слайд 16)
А также в у нас имеется ярко оформленный огород на окошке, где содержится рассада различных овощных культур (помидоры, перец, огурцы), из цветов мы уже второй год выращиваем петунию для украшения участка группы. (слайд 17)
Совместно с нашими малышами мы ведём наблюдение за погодой, которую мы отмечаем с помощью календаря погоды. Он лёгкий в применении, позволяет детям продвинуть к кукле времени года соответствующую картинку обозначающую осадки или солнце. (слайд 18).
Также у нас имеется красочный календарь природы, сезонное дерево, 4 куклы обозначающие времена года. (слайд 19)
Большой интерес у детей группы возникает уголок "Домашних животных" и "Диких животных", а также макет "Скотный двор". (слайд 20)
Каждый год центр природы мы стараемся пополнять новыми атрибутами. Охотно нам помогают в этом родители наших воспитаников. Совместными усилиями наш уголок пополнился специальными инструментами для ухода за комнатными растениями и рассадой, палочки для рыхления, пульвизаторы, лейки, фартуки, шапочки, губки, салфетки , новые кашпо и. др (слайд 21)
3. Центр «Творческая мастерская».
С начала нового учебного года мы, воспитатели группы поставили перед собой цель: формировать творческий потенциал детей средствами традиционных и нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Центр творчества создан в соответствии с требованиями ФГОС ДО, основной образовательной программой ДОУ, требованиями САН Пин. Содержание и наполняемость центра соответствует возрасту детей. (слайд 22)
Использование ребёнком оборудования предполагает контроль педагога. Здесьмного разнообразного материала для художественно – творческой деятельности: восковые и акварельные мелки, цветной мел , карандаши, гуашевые, акварельные, пальчиковые краски, кисти, стаканчики - непроливайки для воды, пластилин, для детей до 2 х лет - тесто для лепки, специальные новые доски для лепки, салфетки, печатки, трафареты, обводки, цветная и белая бумага, картон, наклейки, разноцветная пряжа, ножницы, трубочки, ложечки, бумага формата А3, ватман для коллективного рисования. (слайд 23)
Всё оборудование располагается в коробочках со сказочными персонажами, которые сверху закрываются крышкой. Конечно традиционные материалы есть у всех, но мы постарались для центра художественно - творческого развития изготовить пособия своими руками. Посмотрите, вот что у нас получилось. (слайд 24)
Для развития творчества детей в самостоятельной работе в группе подобраны различные схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок из бумаги и пластилина. (слайд 25)
Это даёт возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность.
А также имеется стена творчества для вывешивания детских рисунков. (слайд 26)
4. Центр театрализованной деятельности «Бабушкины сказки».
Это важный обьект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, обьединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Театр вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Чтобы достичь этого, в группе были созданы необходимые условия для театрализованной деятельности детей. Оборудован центр «Бабушкины сказки» (слайд 27), который включает в себя следующие виды театра:
- пальчиковый театр (2 вида «семья» и «Сказки на кончиках пальцев»)
- резиновый театр (включает в себя персонажей сделанных из резины)
- кукольный театр «би- ба – бо»,
- плоскостной театр
- варежковый театр эмоций.
- платочный театр
- ложковый театр
- деревянный театр «Репка» (все фигурки которого изготовлены из дерева, крепятся друг к другу с помощью липучек, а репка может разбираться по частям)
- масочный театр.
- перчаточный театр
- конусный театр
- театр топотушки (состоит из кукол и башмачков которые одеваются на кончики пальцев ребёнка)
-театр «Загадочные тени» состоит из яркой ширмы и различных фигур на палочке.
- Два вида прищепочного театра «Колобок» и «Репка»
А также имеется ширма, без которой не сможет существовать не один театр, различные декорации к сказкам: яркие домики, деревья,и др. (слайд 28)
Перчаточные и другие куклы используются воспитателями группы на занятиях, праздниках, в повседневном общении. От их лица мы сможем благодарить и хвалить детей, а также здороваться и прощаться. (слайд 29)
Наблюдая за детьми в группе, мы обратили внимание на то, как наши дети внимательно и с интересом смотрели показываемые нами потешки, стишки, сказки с помощью театра игрушек, театра картинок, а потом с удовольствием всё то, что видели повторяли.
Благодаря таким игровым действиям наши малыши начали говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для понимания ребёнка.
(слайд 30)
5. Центр музыкального развития.
В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деятельность развивалась успешно, необходимо создать благоприятные условия. (слайд 31)
Для полноценного музыкального развития ребёнка необходимо представить возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, закреплять полученные навыки и умения с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов.
Ещё с начала учебного года мы со своей напарницей, а также родители наших воспитаников старались пополнить музыкальный уголок необходимым оборудованием.
Совместными усилиями были приобретены погремушки, колокольчики, бубен, барабан, музыкально- дидактические игры, гармошка, дудочка, гитара и пианино. (слайд 32)
Своими руками изготовили атрибуты необходимые для праздников, развлечений, музыкальных игр детей: осенние листочки, снежинки, ложки, платочки, дорожка – ручеёк.
Полку оформили красочными картинками. (слайд 33)
Таким образом наш музыкальный уголок стимулирует самостоятельную музыкальную деятельность, знакомит наших воспитанников с музыкой, способствует закреплению имеющихся у детей знаний, умений и навыков. (слайд 34)
6. Центр физического развития.
Движения детей 2 – х летнего возраста ещё недостаточно сформированы, часто хаотичны и непреднамеренны. Центр физического развития имеет большое значение для малышей в освоении движений и проявлении своей двигательной активности . Для удовлетворения потребности в детей в движениях совместно со своей напарницей мы создали в группе центр физического развития. (слайд 35)
Соответствующим образом расположив оборудование, предоставили своим малышам в свободное пользование различные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.
Всё пособие доступно детям , побуждает их делать самим всё, что им посильно и интересно. (слайд 36)
Утреннюю гимнастику со своими воспитанниками мы часто проводим в группе. Маленькие спортсмены выполняют зарядку с использованием различных атрибутов: мячей, кеглей, ленточек, флажков, колечек, погремушек, которые также располагаются в физкультурном уголке. (слайд 37)
Для различных профилактических мероприятий, были изготовленны следующие виды пособия: "Гусеница"- коррегирующая дорожка (слайд 38), массажные дорожки - для профилактики детского плоскостопия, для укрепления свода стопы, а также имеется ребристая дорожка (слайд 39).
Для дыхательных упражнений есть тренажёр "Бабочки" (слайд 40)
В центре имеется много оборудования для развития ловкости, глазомера, координации движений : "Божьи коровки на полянке", "Поймай бабочку", "Вытяни рыбку из пруда", "Догони собачку" и др. (слайд 41)
Пособие "Пингвин" с изготовленными вручную рыбками из разноцветной пряжи очень удобно использовать в игре "Накорми пингвина рыбой". С большим азартом наши воспитанники стараются попасть в отверстие в животе пингвина, чтобы забросить туда как можно больше рыбы.
(слайд 42)
Для самостоятельной двигательной активности в центре имеются мячи - прыгуны, большие и малые резиновые мячи, кольцеброс с набором колец. (слайд 43)
Данный центр физического развития пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. А увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственноле развитие, состояние здоровья детей.
7. Центр сенсорного развития.
Для улучшения сенсорного развития ребёнка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания , т.е разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. (слайд 44)
Поэтому сенсорному уголку в группе отводится особое место, в своей работе мы выделили основные принципы организации этого уголка.
- доступность, безопасность, научность, креативность.
Центр содержит :
1. Пособия для развития мелкой моторики - пирамидки, окрашенные в основные цвета, большую мозайку, рамки - полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, липучки), 3 набора вкладышей из дерева. (слайд 45)
2. Пособия для восприятия формы и величины - набор плоскостных геометрических форм, чудесный мешочек с набором геометрических форм, набор овощей и фруктов. (слайд 46)
3. Для восприятия цвета: набор цветных палочек, бусы, ленточки, прищепки, колечки, набор разноцветных предметов (красного, жёлтого, зелёного , синего цвета) для игры с куклой.. (слайд 47)
4. Для восприятия звуков - колокольчики, пищалки, молоточки). (слайд 48)
5. Для тактильных ощущений - "Тактильный коврик" (панно со сьёмными деталями из разных материалов замочками,заклёпками, "тактильная кукла", природный материал (шишки, жёлуди, камешки), подносы с манкой, песком, крупой для рисования пальцами, фасоль для перебирания. (слайд 49)
Преимущество созданной нами среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Нами, воспитателями группы было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из - за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. (слайд 50)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада (из опыта работы)
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сфе...

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе дошкольного возраста
Фотографии и представление игровых уголков группы дошкольного возраста....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе в соответствии с ФГОС
Принципы построения развивающей среды в ДОУ....
"Развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе"
Развивающая предметно- пространственная среда в разновозрастной группе...

Презентация на тему ""Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Материал для педагогов, которые работают в разновозрастных группах, сельских ДОУ....

Воспитание гражданско - патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьёй. (Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС №1 р.п.Тамала Гришиной И.В)
Развивающая предметно - пространственная среда создана для развития индивидуальности каждого ребёнка. с учётом его возможно и интересов согласно требованиям ФГОС ДО....

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС №1 р.п.Тамала "Игровое пособие для дошкольников своими руками"
Здесь собраны рекомендации для воспитателей ДОУ по изготовлению игрового пособия для дошкольников своими руками....

