Методические рекомендации по проведению сюжетно - ролевой игры «Кем быть? » подготовительная группа
учебно-методический материал

Тодораш Любовь Анатольевна

"Говорящая среда в ДОУ" - ранняя профориентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рекомендации 76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 250 г. Челябинска» (МАДОУ «ДС № 250 г. Челябинска»)

ул. Наркома Малышева, д.1, г. Челябинск, 454136

т. 8 (351) 225-36-38, e-mail: madouds250@mail.ru

Методические рекомендации

по проведению сюжетно - ролевой игры

«Кем быть? »

подготовительная группа

                                                                     Разработчик:  

                                                                    Тодораш Любовь Анатольевна

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Челябинск 2024г.

Пояснительная записка

Одной из главных целей педагогической деятельности взрослых в отношении детей младшего дошкольного возраста  наряду с сохранением и укреплением их физического и психического здоровья, создание  условий для общения, практического экспериментирования, развития речи, любознательности и инициативности, формирование  интереса к художественным видам деятельности,  главенствует  создание условий для развития сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно - ролевая игра - это  деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Ребёнок учится не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно - ролевую игру это её зарождение. Когда педагог имеет возможность показать, как и во что можно играть.

Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно - ролевой игре, педагог получает в руки инструмент на будущие профессиональные наклонности ребёнка, таким образом помогая ему в  выборе будущей профессии.

 Согласна с мнением практиков, что ранняя профориентация в ДОУ - это система мероприятий, направленных  на выявлении личностных особенностей, интересов и способностей у каждого ребёнка для оказания ему помощи в разумном выборе будущей профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Одно из требований  Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования это-  создание  образовательного  пространства  в ДОУ, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.  

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «Воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: и окружающая ребенка среда — игровое пространство.

Одним из элементов нашей  развивающей  предметно пространственной среды является технология «Говорящая  среда- ранняя профориентация детей».

Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс, практический материал  и по своему сюжету  модернизировать своё игровое   пространство.         

Сюжетно - ролевая игра « Кем быть? » -  состоит из вариантов   «Профессиональных сюжетов», с элементами театрализованной деятельности.  

Серия «Профессиональные сюжеты», предназначена для  выявления личностных особенностей, интересов и способностей  ребёнка для  оказания помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.  Это первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии.

Сюжетно - ролевая игра « Кем быть? » состоит из блоков:

I блок: Атрибуты, РППС

II блок:  Игровая позиция( роль) «мировоззрение»

III блок: «Профессиональные сюжеты»

«Сюжетно - ролевая игра -  ранняя профориентация  «Кем быть? » »

-это наше практическое пособие, которое дополняется в течение учебного года

( конспектами, беседами, наблюдениями и т.д.)

 Главный подготовительный этап в реализации серии «профессиональные сюжеты», это  -  РППС, которое изготовляется  совместно с воспитанниками. Возможно использование   картонных коробок, бросового  материала и т.д  

Таким образом:  Сюжетно - ролевая игра« Кем быть? »  помогает   ранней профориентации дошкольников и  формирует развитие эмоционального отношения ребенка к миру профессий.

Работать с Сюжетно - ролевой  игрой «Кем быть? » – выбор педагога!

Игра – основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную долю своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях. Среди множества видов игр стоит предпочесть сюжетно-ролевую, так как именно она позволяет полноценно воспроизвести реалии мира взрослых.

 Воспитанники ДОУ могут самостоятельно или с помощью воспитателя моделировать ситуации «на рабочем месте», перевоплощаясь в своих родителей, близких родственников или знакомых

Главное стоит запомнить правила, действующие при организации  сюжетно - ролевых игр из серии «Кем быть? »

  1. Игра не должна строиться на принуждении.
  2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
  3. Игра - должна иметь развитие.

Цель: Развитие эмоционального отношения к миру профессий.

Задачи:

  1. Моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.
  2. Создание РППС,  целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению .
  3. Формировании у детей  базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в частности, позитивного отношения к любым профессиям.

Принципы:

  1. Взаимодействие с ориентацией на личность.
  2. Доступность и достоверность информации о профессиях.
  3. Открытость.
  4. Диалогичность.
  5. Активизация практической деятельности.
  6. Региональный компонент.

Форма совместной деятельности педагогов и дошкольников

  1. Тематические сюжетно-ролевые игры.

Пространство для сюжетно - ролевых игр :

  1. Игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий);
  2. Ширмы, картонные коробки  моделирующие экстерьер разных предприятий;
  3. Игрушки и инструменты для творчества и созидания;
  4. Средства моделирования игровых ситуаций;

Алгоритм знакомства с профессией:

  1. Название вида деятельности; места работы;
  2. Орудия труда и материалы для него; рабочая одежда (форма);
  3. Обязанности работника;
  4. Черты характера и личностные качества;
  5. Плоды труда и его польза для людей.

Возможная модель

проведения сюжетно - ролевой игры

Этапы деятельности педагога

Содержание

деятельности

Деятельность

Воспитанников

Подготовительно- организационный:

Постановка целей и задач

Вводная  беседа, необычное начало завязки сюжетно - ролевой игры

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая педагогу в организации сюжетно - ролевой игры

Основная часть :

Содержание сюжетно - ролевой игры, план действий, включающий поэтапно реализации темы сюжета.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы сюжетно - ролевой игры. Показ приёмов, используемых в процессе сюжетно - ролевой игры, показа изюминок(приёмов) с комментариями.

Реализовывают сюжет с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Афиширование(рефлексия)

Анализ ситуации по критериям:

- Овладение обще интеллектуальными  способами деятельности;

- Развитие способностей к рефлексии;

-Развитие коммуникативной культуры.

Организация обмена мнений присутствующих.

Рефлексия- активизация самооценки и самоанализа по поводу  деятельности в игровом пространстве.

I блок: Атрибуты, РППС

Атрибутика

  1. «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы,- орудия, инструменты, средство человеческой деятельности позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия .
  2. «Маркеры (знаки) игрового пространства»- это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит.

РППС

  1. Автономные, но богатые игровые атрибутами уголки.
  2. Насыщенная  и оснащенная, учитывает  современную субкультуру, в том числе полуролевые интересы, потребностей детей.
  3. Оформленная костюмерная.
  4. «Мастерские»  для изготовления атрибутов своими руками.

II блок: Игровая позиция(роль) «мировоззрение»

  1. Сценарист
  2. Мотиватор
  3. Реализатор
  4. Педант
  5. Генератор идей
  6. Аналитик - стратег
  7. Специалист
  8. Координатор

III блок: «Профессиональные сюжеты»

  1. Самосоздающийся сюжет
    Это сюжет, при котором в игре существует определенный набор механизмов, которыми игрок может пользоваться для того, чтобы создавать историю самостоятельно.
  2. Нелинейный сюжет
    Это вид сюжета, в котором игрок, попадая в игровую ситуацию имеет несколько вариантов решения игровой задачи, каждый из которых приводит к отличному от остальных результату.
  3. Последовательный сюжет
    Это сюжет, который ставит перед игроком ряд последовательных игровых задач. Каждая решенная задача позволяет игроку продвинуться вперед, к следующей игровой ситуации, и так далее.

Схема сюжета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Школа" в подготовительной группе

Сюжетно-ролевая игра "Школа" в подготовительной  группе  обучает детей связной монологической и диалогической речи в процессе игровой деятельности; расширяет представления детей о школ...

Методические рекомендации к организации сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы «Экскурсия в краеведческий музей»

Формирование у детей дошкольного возраста игровых навыков на основе сюжетно-ролевой игры....

План – конспект проведения социально-коммуникативной и исследовательской деятельности в сюжетно-ролевой игре « Строители» в подготовительной группе.

Цель: учить строить по схеме, определять какие детали более подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать ; развивать умение планировать процесс возведения постройки....

Открытое мероприятие Организация и проведение сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной группы «Почемучки» Тема: «Цирк»

Открытое  мероприятиеОрганизация и проведение сюжетно-ролевой игры для детейподготовительной группы «Почемучки»Тема: «Цирк»...

Конспект подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры. Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе

Цель: формирование игровых умений творчески развивать сюжет игры «Кафе», обыгрывать роли по сюжету.Задачи:Образовательные: - обобщить и систематизировать знания детей о профессиях админист...