Методические рекомендации по проведению сюжетно - ролевой игры «Кем быть? » подготовительная группа
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 250 г. Челябинска» (МАДОУ «ДС № 250 г. Челябинска»)
ул. Наркома Малышева, д.1, г. Челябинск, 454136
т. 8 (351) 225-36-38, e-mail: madouds250@mail.ru
Методические рекомендации
по проведению сюжетно - ролевой игры
«Кем быть? »
подготовительная группа
Разработчик:
Тодораш Любовь Анатольевна
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Челябинск 2024г.
Пояснительная записка
Одной из главных целей педагогической деятельности взрослых в отношении детей младшего дошкольного возраста наряду с сохранением и укреплением их физического и психического здоровья, создание условий для общения, практического экспериментирования, развития речи, любознательности и инициативности, формирование интереса к художественным видам деятельности, главенствует создание условий для развития сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно - ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Ребёнок учится не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно - ролевую игру это её зарождение. Когда педагог имеет возможность показать, как и во что можно играть.
Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно - ролевой игре, педагог получает в руки инструмент на будущие профессиональные наклонности ребёнка, таким образом помогая ему в выборе будущей профессии.
Согласна с мнением практиков, что ранняя профориентация в ДОУ - это система мероприятий, направленных на выявлении личностных особенностей, интересов и способностей у каждого ребёнка для оказания ему помощи в разумном выборе будущей профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Одно из требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования это- создание образовательного пространства в ДОУ, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «Воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: и окружающая ребенка среда — игровое пространство.
Одним из элементов нашей развивающей предметно пространственной среды является технология «Говорящая среда- ранняя профориентация детей».
Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс, практический материал и по своему сюжету модернизировать своё игровое пространство.
Сюжетно - ролевая игра « Кем быть? » - состоит из вариантов «Профессиональных сюжетов», с элементами театрализованной деятельности.
Серия «Профессиональные сюжеты», предназначена для выявления личностных особенностей, интересов и способностей ребёнка для оказания помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии.
Сюжетно - ролевая игра « Кем быть? » состоит из блоков:
I блок: Атрибуты, РППС
II блок: Игровая позиция( роль) «мировоззрение»
III блок: «Профессиональные сюжеты»
«Сюжетно - ролевая игра - ранняя профориентация «Кем быть? » »
-это наше практическое пособие, которое дополняется в течение учебного года
( конспектами, беседами, наблюдениями и т.д.)
Главный подготовительный этап в реализации серии «профессиональные сюжеты», это - РППС, которое изготовляется совместно с воспитанниками. Возможно использование картонных коробок, бросового материала и т.д
Таким образом: Сюжетно - ролевая игра« Кем быть? » помогает ранней профориентации дошкольников и формирует развитие эмоционального отношения ребенка к миру профессий.
Работать с Сюжетно - ролевой игрой «Кем быть? » – выбор педагога!
Игра – основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную долю своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях. Среди множества видов игр стоит предпочесть сюжетно-ролевую, так как именно она позволяет полноценно воспроизвести реалии мира взрослых.
Воспитанники ДОУ могут самостоятельно или с помощью воспитателя моделировать ситуации «на рабочем месте», перевоплощаясь в своих родителей, близких родственников или знакомых
Главное стоит запомнить правила, действующие при организации сюжетно - ролевых игр из серии «Кем быть? »
- Игра не должна строиться на принуждении.
- Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
- Игра - должна иметь развитие.
Цель: Развитие эмоционального отношения к миру профессий.
Задачи:
- Моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.
- Создание РППС, целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению .
- Формировании у детей базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в частности, позитивного отношения к любым профессиям.
Принципы:
- Взаимодействие с ориентацией на личность.
- Доступность и достоверность информации о профессиях.
- Открытость.
- Диалогичность.
- Активизация практической деятельности.
- Региональный компонент.
Форма совместной деятельности педагогов и дошкольников
- Тематические сюжетно-ролевые игры.
Пространство для сюжетно - ролевых игр :
- Игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий);
- Ширмы, картонные коробки моделирующие экстерьер разных предприятий;
- Игрушки и инструменты для творчества и созидания;
- Средства моделирования игровых ситуаций;
Алгоритм знакомства с профессией:
- Название вида деятельности; места работы;
- Орудия труда и материалы для него; рабочая одежда (форма);
- Обязанности работника;
- Черты характера и личностные качества;
- Плоды труда и его польза для людей.
Возможная модель
проведения сюжетно - ролевой игры
Этапы деятельности педагога | Содержание деятельности | Деятельность Воспитанников |
Подготовительно- организационный: Постановка целей и задач | Вводная беседа, необычное начало завязки сюжетно - ролевой игры | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая педагогу в организации сюжетно - ролевой игры |
Основная часть : Содержание сюжетно - ролевой игры, план действий, включающий поэтапно реализации темы сюжета. | Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы сюжетно - ролевой игры. Показ приёмов, используемых в процессе сюжетно - ролевой игры, показа изюминок(приёмов) с комментариями. | Реализовывают сюжет с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование(рефлексия) Анализ ситуации по критериям: - Овладение обще интеллектуальными способами деятельности; - Развитие способностей к рефлексии; -Развитие коммуникативной культуры. | Организация обмена мнений присутствующих. | Рефлексия- активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности в игровом пространстве. |
I блок: Атрибуты, РППС
Атрибутика
- «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы,- орудия, инструменты, средство человеческой деятельности позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия .
- «Маркеры (знаки) игрового пространства»- это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит.
РППС
- Автономные, но богатые игровые атрибутами уголки.
- Насыщенная и оснащенная, учитывает современную субкультуру, в том числе полуролевые интересы, потребностей детей.
- Оформленная костюмерная.
- «Мастерские» для изготовления атрибутов своими руками.
II блок: Игровая позиция(роль) «мировоззрение»
- Сценарист
- Мотиватор
- Реализатор
- Педант
- Генератор идей
- Аналитик - стратег
- Специалист
- Координатор
III блок: «Профессиональные сюжеты»
- Самосоздающийся сюжет
Это сюжет, при котором в игре существует определенный набор механизмов, которыми игрок может пользоваться для того, чтобы создавать историю самостоятельно. - Нелинейный сюжет
Это вид сюжета, в котором игрок, попадая в игровую ситуацию имеет несколько вариантов решения игровой задачи, каждый из которых приводит к отличному от остальных результату. - Последовательный сюжет
Это сюжет, который ставит перед игроком ряд последовательных игровых задач. Каждая решенная задача позволяет игроку продвинуться вперед, к следующей игровой ситуации, и так далее.
Схема сюжета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»
Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Школа" в подготовительной группе
Сюжетно-ролевая игра "Школа" в подготовительной группе обучает детей связной монологической и диалогической речи в процессе игровой деятельности; расширяет представления детей о школ...

Фотографии о проведении сюжетно-ролевой игры "Космос" в подготовительной к школе группе
Фотографии о проведении сюжетно-ролевой игры "Космос"...

Методические рекомендации к организации сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы «Экскурсия в краеведческий музей»
Формирование у детей дошкольного возраста игровых навыков на основе сюжетно-ролевой игры....

План – конспект проведения социально-коммуникативной и исследовательской деятельности в сюжетно-ролевой игре « Строители» в подготовительной группе.
Цель: учить строить по схеме, определять какие детали более подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать ; развивать умение планировать процесс возведения постройки....
Открытое мероприятие Организация и проведение сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной группы «Почемучки» Тема: «Цирк»
Открытое мероприятиеОрганизация и проведение сюжетно-ролевой игры для детейподготовительной группы «Почемучки»Тема: «Цирк»...

Конспект подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры. Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе
Цель: формирование игровых умений творчески развивать сюжет игры «Кафе», обыгрывать роли по сюжету.Задачи:Образовательные: - обобщить и систематизировать знания детей о профессиях админист...






