"Фольклорные игры в детском саду"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Горбукова Юлия Владимировна

В   современных   условиях   проблема   обеспечения   безопасности и антитеррористической защищенности  в образовательных организациях особенно актуальна и ее решение находится в числе приоритетных комплексных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

В   современных   условиях   проблема   обеспечения   безопасности и антитеррористической защищенности  в образовательных организациях особенно актуальна и ее решение находится в числе приоритетных комплексных задач.

Одной из ключевых составляющих в решении этой задачи, является подготовка участников образовательных отношений, в частности – обучающихся, к действиям при возникновении различных видов террористической опасности. Формирование навыков таких действий происходит при отработке соответствующих вводных в ходе тренировок и учений, которым предшествуют теоретические занятия, проходящие чаще всего в форме инструктажей. Однако вышеуказанный вариант подготовки эффективно применим только  для работников образовательных организаций и обучающихся, как правило,  старше 11 лет.

Кроме того, возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста не позволяют в надлежащей мере овладеть алгоритмами поведения при возникновении террористической опасности. Тем более что при различных вариантах террористической опасности: вооруженное нападение, захват заложников, атака беспилотного воздушного судна, угроза срабатывания, либо срабатывание взрывного устройства, в рамках одного учения нереалистично и нерационально.

В связи с изложенным существует необходимость разработки специфической, учитывающей возрастные особенности дошкольников системы подготовки  к действиям в условиях террористической опасности.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, и именно поэтому необходимый жизненный опыт лучше всего усваивается детьми в этой форме. В качестве такой системы подготовки предлагается сбалансированная игровая программа (слайд № 1) «Фольклорные игры в детском саду», которая составлена из народных игр, являющихся нематериальным культурным наследием, и методические рекомендации по ее применению.  Программа и методические рекомендации по ее применению разработаны сотрудниками факультета юридической психологии на основе многолетней практической экспериментальной работы.

(слайд № 2)Авторы-разработчики – сотрудники кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее – ФГБОУ ВО МГППУ):

Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Народная художественная культура» ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова», доцент кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ;

Чернушевич Владимир Анатольевич, заведующий учебно-производственной лабораторией, доцент кафедры «Юридическая психология и право» ФГБОУ ВО МГППУ факультета «Юридическая психология»;

Куприянова Екатерина Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Юридическая психология и право», психолог учебно-производственной лаборатории факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ;

Чупракова Нина Николаевна, старший преподаватель кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ.

Помимо того, что игровая форма является наиболее приемлемой для обучения и тренировок детей дошкольного возраста, важнейшим аспектом программы является возможность системного и регулярного проведения занятий. Традиционная игра направлена на консолидацию, укрепление общности, доверия, уверенности во взаимопомощи. Экспериментальные исследования показали положительное влияние традиционной игры на сплоченность детской группы, способность детей соблюдать правила, регламенты в эмоционально напряженных ситуациях.

За счет этого применение программы «Фольклорные игры в детском саду» позволит сформировать устойчивые речевые модели, краткие инструкции, подаваемые педагогами, в том числе в игровой форме, в случае необходимости обучающимся спрятаться в помещении, эвакуироваться с объекта (территории), проследовать в укрытие и так далее, и позволит выработать у детей устойчивую  и прогнозируемую реакцию на эти речевые модели, а также даст дополнительную профилактику стрессовых ситуаций у детей.

Таким образом, (слайд № 3 по щелчку) целью Программы является развитие способности детей  к совместным действиям при любой опасности, в том числе сообразно ситуации противодействия террористической угрозе.

Достижение этой цели обеспечивается через решение следующих основных психолого-педагогических задач: (слайд № 4 по щелчку)

  • формирование и развитие способности принимать общие для группы правила в качестве обязательных (императивных), то есть более важных, чем личные ситуативные потребности и мотивы;
  • развитие волевых качеств, позволяющих соблюдать принятые правила  в любой эмоционально напряженной обстановке (психоэмоциональное развитие);
  • формирование и развитие ориентации на бескорыстную взаимопомощь  и поддержку в трудных для другого ситуациях

  1. Организационные принципы реализации программы «Фольклорные игры в детском саду»

(слайд № 5 по щелчку)Для успешной реализации игровой Программы педагогам, ее ведущим  и создающим игровую атмосферу на игровой площадке необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • обеспечение свободы участвующих в игре детей от внешних для игры целей (обеспечение ценности самого процесса общения в игре);
  • обеспечение непосредственной привлекательности (сообразности возрастным потребностям) для детей предложенных в игровой программе активностей;
  • обеспечение равенства участников и ведущих относительно правил игры, строгое их соблюдение;

(слайд № 6 по щелчку)

  • обеспечение возможности импровизации, а не разрушающей общую идею игры;
  • использование при вовлечении в игру не декларации правил, а преимущественно механизмов заражения и подражания;
  • обеспечение свободы участия и выхода из игры без нарушения правил; выстраивание отношений в игре на основе традиционных ценностей, основные из которых: милосердие, самоотверженность.

(слайд № 7 по щелчку)

Организационные параметры реализации Программы

«Фольклорные игры»

рекомендуется проводить с группой численностью  от 10 до 20 человек. Периодичность проведения не менее одного раза в неделю. Длительность игрового занятия – около 30 минут. В зависимости от таланта ведущего и навыков детей допустима вариативность при реализации вышеуказанных рекомендаций. При проведении игр в помещении необходимо ориентировочно 4 м2 на одного ребенка. При игре в «Каравай» круг не должен упираться в стены. Очень большое значение имеет вокальное сопровождение игр, которое выступает и частью их содержания, и важнейшим психолого-педагогическим инструментом. Именно в хоровом пении дети привыкают слушать, слышать другого, учитывать его, приходить в унисон под внимательным руководством ведущего.  Это важная особенность программы «Фольклорные игры в детском саду».

Поэтому к Программе и рекомендациям по ее применению прилагаются ссылки(слайд № 8) на аудиофайлы с припевками из игр. Еженедельно реализуется базовый план игрового занятия. После освоения игр, входящих в базовый план, вводятся модификации для освоения детьми новых игр при условии соблюдения изложенных ниже рекомендаций по реализации программы «Фольклорные игры в детском саду».

Таким образом, традиционная игра станет частью уклада жизни ребенка.

Перспективы освоения программы «Фольклорные игры в детском саду», ее интеграции в практику образовательных организаций и ее развития

Системное и методически правильное применение рекомендуемой Программы обеспечивает достижение основных перечисленных во введении психолого-педагогических задач, что научно подтверждено в ходе многолетней исследовательской и практической деятельности ее авторов, которые выражают готовность организовать оказание информационной и методической поддержки.

 Вместе с тем целенаправленное применение программы «Фольклорные игры в детском саду» в целях обеспечения подготовки обучающихся дошкольного возраста к действиям в условиях возникновения террористической опасности, ранее не практиковалось и поэтому является фактически экспериментально-инновационным. Соответственно, решение данной задачи требует научно-методического мониторинга и сопровождения процесса апробации программы как одного из инструментов обеспечения образовательной организации, относящейся к сфере деятельности Минпросвещения России. Эти мониторинг и сопровождение планируется осуществлять на базе экспериментальных площадок, которые предлагается при содействии ряда исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, сформировать  в отдельных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного  образования. В дальнейшем экспериментальные площадки имеют перспективу превратиться в ресурсные центры для подготовки педагогов к использованию Программы.  По результатам планируется доработка и развитие как Программы, в том числе с формированием ее региональных компонентов, так и рекомендаций по ее применению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОВЕДЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ: «ПОКРОВ»

развлечение для детей старшей группы праздник "Покров"...

фольклорные праздники в детском саду

Неисчерпаем запас в народном фольклоре, мы стинно русские люди, у которых нет корней... они утеряны, поэтому сейчас так важно привить детям любовь к богатсву и разнообразию народной мудрости... возвра...

Осенние фольклорные праздники в детском саду для старшей группы.

Одним  из приоритетных направлений  в  своей работе  как  музыкального руководителя  в  детском  саду  считаю   фольклорное направление. Предлага...

Родительское собрание на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности через фольклорные игры в детском саду»

Повестка собрания: 1.Психофизиологические особенности развития детей. 2.Безопасность жизнедеятельности детей (практические игры, упражнения). 3. О правилах внутреннего распорядка воспитанников. Озн...

Обзор игровой программы "Фольклорные игры в детском саду"

Обзор игровой программы "Фольклорные игры в детском саду"...