Проект «Мы живём в России»
проект (старшая группа)
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Хандажапова Н.М.
Воспитатель, МДОУ детский сад «Аленький цветочек» ГО «Посёлок Агинское».
Проект «Мы живём в России»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность:
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «..не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности в семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей. В которой он так нуждается.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улицу, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Цель проекта:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности. Достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Формирование чувства привязанности к своей малой Родине, своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России; городе Чите, как столице Забайкальского края; о нашем поселке Агинское, как столице Агинского бурятского округа;
- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России, Забайкальского края, Агинского бурятского округа средствами эстетического воспитания; музыка, изо деятельность, художественное слово;
- Воспитание гражданско-патриотического чувства через изучение государственной символики России; Забайкальского края, Агинского бурятского округа.
Принципы реализации проекта:
- Принцип личностного – ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения и выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом. Ане просто перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип тематического планирования предполагает подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура:
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности; иллюстраций, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному). Чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Вид проекта: информационно-практический
Участники проекта: *Воспитанники ДОУ, дети 5-6 лет.
*Педагоги ДОУ
*Родители
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
2.Основной. Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
3.Заключительный. Оценка результатов.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция образовательных областей
Предполагаемые результаты:
- Итоговым результатом является активное участие детей и родителей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2024 года – май 2025 года.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному городу, краю, к родному посёлку, своей Родине, к малой Родине, если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Работа по реализации проекта ведётся в 3 направлениях:
*Работа с детьми;
*Работа с родителями;
*Работа с педагогами;
Для работы с детьми был составлении перспективный план по патриотическому воспитанию, с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С,Комаровой, М,А,Васильевой
В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:
*ООД;
*исторические материалы;
*совместную деятельность взрослых и детей;
*чтение художественной литературы;
*игры, досуги, развлечения;
*изодеятельность, конструирование;
*ознакомление с пословицами и поговорками
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
*анкетирование;
*родительские собрания;
*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;
*участие в конкурсах творческого мастерства;
*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;
Проект долгосрочный:
Содержание работы над проектом по этапам:
- 1-этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.
- 2-этап – основной.
Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.
- 3 -этап – итоговый
Систематизация наработанного материала (сценарии, конспекты, игры, фотографии, детская продуктивная деятельность, презентации);
Перспективное планирование
Сентябрь | |||
Неделя | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | «День знаний» | Формировать чувство привязанности к детскому саду, сверстникам и педагогам. Развивать положительные эмоции и впечатления, воспитывать доброжелательность между детьми. | Экскурсия по детскому саду. С/р игра «Д/сад» Исполнение песен о д/с. Чтение р.н. сказки «Гуси-лебеди» |
2 неделя | «Я и моё имя» | Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о родословной. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей. | Чтение Я.Аким «Кто кому » Д/игра «Назови ласково». |
3 неделя | «26 сентября образован Агинский бурятский округ» | способствовать развитию интереса к родному округу, к поселку в котором мы живём, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры; - формировать чувство гордости за культурное наследие родного округа, посёлка | Знакомство с изображением территории округа на различных картах, рассматривание фотографий памятных мест округа, посёлка и т.д. Экскурсия с детьми и родителями по памятным местам. |
4 неделя | «27 сентября — день дошкольного работника» | формировать представления о специфике взаимоотношений в детском саду, о взаимосвязи работающих в нём взрослых. воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость; уточнить знания о профессиях: воспитатель, помощник воспитателя, повар, муз. руководитель, логопед, дворник, прачка. | Рисование «Портрет воспитателя»; Аппликация: открытка – «С днем дошкольного работника!» (сотруднику ДОУ) Наблюдения за работой: завхоза, повара, прачки; Экскурсии в другие группы, по детскому саду; и т.д. |
Октябрь | |||
1 неделя | «День учителя» | Закрепить знания детей о важной и нужной профессии учителя. | Беседа о работе учителя; сюжетно-ролевая игра «Школа». |
2 неделя | Осенний праздник «Что нам осень принесла» | Закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство гордости за родной край, приобщать детей к истокам русской народной культуры. | Беседа о пословицах и поговорках об октябре. Рисование «Наше село в октябре» Конкурс творческого мастерства. Поделки с родителями «Чудеса с огорода» |
3 неделя | «Знакомство с гербом, гимн, флаг Агинского Бурятского округа» | Закрепить знания детей о гербе, гимне и флаге Агинского Бурятского округа | Беседе о флаге и гербе АБО, слушание гимна АБО. |
4 неделя | «Мои друзья» | Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять представление о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость. | Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена» Беседа «Что такое дружба» Исполнение песен о дружбе |
Ноябрь | |||
1 неделя | «Защитники России» | Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям , желание быть полезным своей Родине. | Рассматривание картины Ю.Васнецова «Три богатыря» Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца» Книжная выставка «ВОВ – глазами писателей-фронтовиков» Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину» |
2 неделя | «День герба России» |
| Демонстрационный: флаг, герб, книги с изображением символики, паспорт, свидетельство о рождении, дипломы, наградные документы с изображениями государственной символики России. Раздаточный (по количеству детей): денежные монеты, белые листы бумаги, простые карандаши. Для работы в подгруппах: разрезные картинки для складывания изображения герба. |
3 неделя | 83 года битве под Москвой | Дать детям элементарные представления о Великой Битве под Москвой, воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, формировать гражданско-патриотические чувства. | ООД Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» Чтение стихотворений Е.Благининой «Шинель», З.Александровой «Дозор», А.Барто «На заставе» Чтение «Мешок овсянки А.Митяев Выставка работ «75 лет Битве под Москвой» |
4 неделя | Праздник «День матери» | Прививать чувство любви и заботы о маме, ценить постоянную заботу матери о своей семье, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к своим близким. | Беседы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Конкурс чтецов «Стихи о маме» |
Декабрь | |||
1 неделя | «Я и мои права» | Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка в доступной для дошкольников форме, продолжать прививать детям патриотические чувства. | ООД Чтение р.н.сказок. Беседы о нарушении прав персонажей сказок «Какие права нарушены в прочитанных сказках? |
2 неделя | «День героев Отечества» | Воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, гордости и уважения к историческому прошлому нашей Родины. | Рассказ об истории праздника и о Высшей награде Российской Федерации – ордене Святого Георгия; Рассматривание орденов и медалей на иллюстрациях; Рассматривание репродукций картин и иллюстраций сражений в разное историческое время; |
3 неделя | «День гимна России» | формировать представление детей о государственных символах России, познакомить детей с главным музыкальным символом страны – гимном. |
|
4 неделя | «Праздник новогодней ёлки» | Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней ёлкой, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание дарить подарки своим близким, обогащать и развивать словарный запас детей | Разучивание стихов, песен, танцев к празднику. Изготовление атрибутов для украшения группы. Конкурс «Лучшая новогодняя открытка» |
Январь | |||
1 неделя | Развлечение «Рождественские посиделки» | Знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника, развивать речевые, коммуникативные и музыкальные способности детей, воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре России | Пение р.н.песен, частушек, колядок. Народные игры. |
2 неделя | Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках» | Учить детей поддерживать непринуждённую беседу, вызывать эмоциональный отклик на чувства и настроения героев русских народных сказок. Воспитывать интерес к культуре нашей страны. | Изготовление атрибутов к сказке для инсценировки Инсценировка р.н.сказки «Заюшкина избушка» Чтение р.н.сказок. |
3 неделя | «Наша Родина – Россия» | Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства. | Беседа с использованием иллюстраций. Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина» Чтение пословиц и поговорок о Родине |
4 неделя | «День снятия блокады Ленинграда» | Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. | Презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о Блокаде, свеча, 125гр. хлеба |
Февраль | |||
1 неделя | «Сталинградская битва» | Познакомить детей с основными событиями Сталинградской битвы, через ознакомления детей с архитектурными памятниками города Волгограда. | Просмотр презентации «Сталинградская битва», чтение художественных произведений о Сталинградской битве и т.д. |
2 неделя | «Сагаалган» - праздник Белого месяца. | Формирование у детей представления о национальном бурятском празднике – Сагаалган. | Просмотр мультипликационного фильма « Сагалган» Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей, проживающих на территории АБО. Чтение бурятских сказаний, участие в бурятских играх. Экскурсия в дацан. |
3 неделя | «Наша армия сильна» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представления о Российской армии, закрепить знания о военных профессиях , развивать патриотические чувства, прививать желание заботиться о своих близких | Беседа «Что такое героизм» Чтение С.Маршак «Наша армия» Конкурс рисунков «Мой папа – солдат» Аппликация «Подарок папе» |
4 неделя | Утренник посвящённый 23 февраля | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать чувство патриотизма. | Утренник для родителей, разучивание стихотворений, песен, танцев и т.д. |
Март | |||
1 неделя | «День Забайкальского края» | Расширение, обогащение, систематизация представлений о растениях, птицах и животных Забайкальского края, охраны природы. Воспитывать чувство патриотизма, прививать любовь к родному краю, | Просмотр презентации о Забайкальском крае, знакомство с гербом, гимном, флагом Забкрая, Чтение произведений забайкальских писателей и т.д. |
2 неделя | «Мама – главное слово» Праздник «Наши мамы» | Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства | Беседа о маме «Мама – первое слово» Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме» Разучивание стихов, песен о маме. Изготовление подарков для мам и бабушек. |
3 неделя | «День Земли» | Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле; Познакомить с многообразием растительного мира на Земле, со значением природы в жизни человека. • Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине. • Закреплять знания детей о законах природы; развивать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, представление о том, что вода, земля и воздух- неотъемлемая часть всех живых организмов планеты; • учить передавать настроение, чувства в творчестве, развивать воображение.
| Беседы с детьми, проведение дидактических игр, |
4 неделя | «Пожилые люди» | Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков, воспитывать любовь и уважение к пожилым людям | Рассматривание фотографий бабушек и дедушек. Разучивание стихотворений о них. Рисование на тему «Моя семья» |
Апрель | |||
1 неделя | «День птиц» | Обобщить и систематизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах России и АБО; воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам. | Рассматривание репродукций картин , иллюстраций с изображением зимующих, домашних и перелётных птиц, птичьих гнёзд, птенцов, наблюдения за птицами на прогулке. «Четвёртый лишний»; |
2 неделя | «Наши космонавты» | Дать детям представление о космосе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну. | ООД Беседа «Покорение космоса» Рисование на данную тему Конструирование космического корабля из строительного материала. |
3 неделя | «День рождение газеты «Агинская правда». | Узнать историю возникновения газеты «Агинская правда»; собрать информацию о газете «Агинская правда»; | Беседы, рассматривание различных выпусков газеты и т.д. Экскурсия в типографию газеты «Агинская правда». |
4 неделя | Экскурсия в Краеведческий музей п. Агинское | Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников; материальной и духовной культуры нашего посёлка; - познакомить детей с жизнью наших предков; - воспитывать чувство гордости за свой посёлок , любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю. | Проведение бесед, рассматривание фотографий и т.д. Экскурсия в краеведческий музей с детьми, родителями. |
Май | |||
1 неделя | «Этот День Победы» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. | ООД «Мы живы, пока жива наша память» Рисование «Праздничный салют» Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны» Слушание фронтовых песен. Парад в детском саду |
2 неделя | Экскурсия к мемориальному комплексу возложением цветов | Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. | Беседа «Мы не забудем той войны» Рисование «Войне мы скажем нет!» Оформление выставки книг о войне. Оформление стенда «Война в истории моей семьи» |
3 неделя | Итоговое занятие «Что мы знаем о России» | Обобщить и систематизировать знания детей о России, о своей малой Родине; формировать уважительное отношение к государственным символами т.д. | Занятие-викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине и т.д. |
4 неделя | Выпускной в детском саду | ||
Список используемой литературы
1.Растим патриотов России. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 288 c.
2. Ривина, Е. К. Российская символика. Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений / Е.К. Ривина. - М.: АРКТИ, 2005. - 991 c.
3. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова и др. - М.: Учитель, 2007. - 208 c.
4. Соловьева, Е. В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-8 лет. Методическое пособие для воспитателей / Е.В. Соловьева, Л.В. Редько. - Москва: СПб. [и др.];Питер, 2015. - 991 c.
5. Тематический словарь в картинках. Главные праздники страны. - М.: Школьная Пресса, 2014. - 647 c.
6. Фесюкова, Л. Б. В мире мудрых пословиц / Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, 2010. - 238 c.
7. Фесюкова, Л. Б. Уроки доброты / Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, 2007. - 765 c.
8. Черняева, А. В. Развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет. Тематическое планирование, вариативные развивающие занятия, педагогическое взаимодействие / А.В. Черняева. - М.: Учитель, 2016. - 731 c.
9. Шаламова Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ / Шаламова. - М.: Скрипторий 2003, 2011. - 524 c.
10. Шипунова, В. А. Защитники отечества. Беседы с ребенком. Комплект карточек / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2012. - 628 c.
Интернет-ресурс
1. http://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию
2. http://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»
3. http://archives.ru Портал «Архив»
4. http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
5. http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
6. http://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно нравственного воспитания детей и молодежи России
8. nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников
Информация об авторе/авторах
Должность, ученая степень Фамилия, имя, отчество | Воспитатель Хандажапова Наталья Михайловна |
Образовательное учреждение | МДОУ детский сад «Аленький цветочек» ГО «Посёлок Агинское», Агинский район, Забайкальский край |
Награды, звания автора |
|
khandazhapovan@mail.ru | |
Контактные телефоны | 89962788654 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мы живём в России"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА_____________________________________________________________________________...
проект "Мы живём в России"
Формирование и смстематизация представлений о своей Родине, её культуре, традициях, народных играх, символах....

ПРОЕКТ «МЫ ЖИВЁМ В РОССИИ»
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она ста...

Проект "Мы живём в России"
Материал предназначен для создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста....

Проект "Мы живём в России"
Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.Проект был разработан и проведён на базе детского сада 77. В проекте принимали участи...

Проект "Мы живём в России"
Создать условия для развития интереса дошкольников к истории и культуре России. Способствовать воспитанию гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотовсвоего От...

