Самообразование
материал (средняя группа)

Хаба Светлана Кирилловна

Самообразование на тему "Приобщение детей к исскуству"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_isskustvu_sr_gr.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»

г. Лихославль

САМООБРАЗОВАНИЕ

НА ТЕМУ

«Приобщение детей к истокам народной культуры»

Выполнила:

Воспитатель

средней группы

«Радуга»

Хаба С.К

2025г

ПАСПОРТ САМООБРАЗОВАНИЯ

Информация о заявителе

Хаба С.К. воспитатель средней группы

Тема по самообразованию

 Приобщение детей к истокам народной культуры

Тип проекта

Позновательно-творческий, позновательно-речевой

Продолжительность

Долгосрочный

Срок реализации

 01.09.2025 – 17.05.2026г

Состав участников

Педагоги, дети, родители

Цель

Задачи

Формирование у дошкольников личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русской народной культуры, традиций.

Ориентировать членов семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.

Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества.

Этапы работы

1. Вводный

2. Основной (практический)

3. Итоговый

Планируемый результат

1. Повышение интереса детей к народной культуре.

Актуальность темы :

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен»

                                                                                                    Н. М. Карамзин.

        Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

        В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа.

Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

        Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традициинародное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

        Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

        Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуры.

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

1. Знакомство с русской избой.

Цель: проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа.

2. Лепка на тему: «Русская изба».

3. Знакомство с народными песенками. Разучивание потешки «Наш козел»

4. Отгадывание загадок об овощах.

Консультация на тему: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Папка – передвижка по теме: «Как приобщить ребенка к русской культуре»

Октябрь

1.Народная игрушка- матрешка»

Цель: познакомить с русской народной игрушкой как с символом русского народного искусства.

2. Рисование «Матрешка»

3. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»

Цель: познакомить с предметом обихода - скалкой.

4. Лепка «Скалочка»

Открытое занятие «Веселая матрешка»

Сообщение для родителей по теме: «Матрешка и её история»

Ноябрь

1. Знакомство с русской печкой.

Цель: познакомить детей с русской печкой, донести до них всю значимость печи в избе.

2. Рисование: «Русская печь».

3. Знакомство с глиняной посудой, используемой на Руси.

4. Лепка горшка и чашки.

5. Знакомство со сказкой «Три медведя»

Консультация на тему: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Декабрь

1. Зимние забавы

Цель: познакомить детей с русскими народными зимними играми.

2. Рисование: «Морозные узоры».

3. Аппликация: «Ёлочные игрушки».

4. Народная игра «Я гуляла с вами, теперь села в сани».

5. Пальчиковая игра «Перед нами ёлочка».

Оформление картотеки  «Зимние забавы»

Памятка «Основные семейные традиции»

Январь

1. Тряпичная кукла

Цель: познакомить детей с тряпичной куклой, их разновидностями.

2. Рассматривание презентации «Игрушки на Руси»

3. Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы

Консультация «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Февраль

«Масленица пришла»

Цель: познакомить детей с народными праздниками и традициями.

1. Лепка: «Блины для Масленицы».

2. Слушание р.н. песни «Ой, блины мои, блины».

3. Беседа о традиции охраны родной земли, своей Родины.

4. Рисование «Мой папа»

Оформление сборника «Русские народные пословицы и поговорки»

Рекомендация «Русская народная мудрость в воспитании».

Март

«Русский сарафан»

Цель: познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому.

1. Чтение К. Ушинский «Как рубашка на Руси выросла»

2. Рисование: «Русские красавицы».

3. Д/и с бумажными куклами Рисование: «Русские красавицы».

4. Объяснение пословиц: «Сердце матери лучше солнца греет», «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».

Папка-презентация «История русского наряда»

Апрель

Презентация «Пасха – светлое Воскресенье Христово».

1. Аппликация: «Украшение яиц».

Слушание колокольного звона – аудиозапись.

2. Игра «Чьё яйцо дольше прокрутится», «Стуканье яиц».

3. Лепка: «Козонька рогатая, козонька бодатая».

4. Чтение сказок «Два козлика», «Две козочки».

5. Игра «Шла коза по лесу».

6. Викторина «Сказки нашего детства».

 Консультация «Влияние русских народных сказок на воспитание детей»

Консультация для родителей на тему: «Как правильно читать сказки».

Май

«Звуки природы»

Цель: познакомить детей с природой России

1. Рисование: «Люблю берёзку русскую…».

2. Музыкально-хороводная игра «Ай, да березка белая»

3. Слушание русской народной песни «Ах ты, березка».

4. Беседа: «Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем, и березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем»

5. Волшебная дудочка»

Цель: познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию.

Консультация «Мы живём в России»

Изучение методической литературы по теме самообразования

1. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки /Дошкольное воспитание-№7-2007С.

2. Князева О. П., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  Санкт-Петербург, 1999.

3. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание-№3-2007-с. -46-52

4. Рякина И. В. «Народные праздники» Екатеринбург, 2011г

5. Соломенникова О. А. «Радость творчества» М.:Мозаика-синтез, 2008г

Практические выходы

1. Открытое занятие по художественно-эстетическому занятию. Рисование на тему: «Веселая матрёшка».

2. Проведение мастер-класса для педагогов. Тема: «Тряпичная кукла».

3. Консультация для педагогов на тему: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры», «Влияние русских народных сказок на воспитание детей».

4. Оформление картотеки  «Зимние забавы», «Русские народные пословицы и поговорки».

5. Выставка работ. Тема: «Русская матрешка», «Русские красавицы», «Люблю березку русскую».

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Истоки русской народной культуры», «Роль куклы в воспитании дошкольников», «Как правильно читать сказки»,  «Любовь к родному краю». Оформление памятки «Основные семейные традиции» и рекомендации «Русская мудрость в воспитании». Оформление папки-передвижки. Тема: «Матрешка и её история», «История русского наряда».зен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...