Консультация для педагогов "Ранняя профориентация детей как одно из средств их успешного самоопределения в будущем"
консультация
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии
Ранняя профориентация детей – это знакомство с профессиональным миром взрослых. Так возникает эмоциональное отношение ребенка к труду, возможность проявить свои возможности в различных видах деятельности. Получая новые знания, формируется навык труда, выстраивается уважительное отношение к взрослым, бережливость к продуктам труда, расширяется кругозор, появляются новые интересы к конкретной профессии. Следовательно, знакомя детей с профессиями мы готовим их к будущему, чтобы они смело могли вступить в самостоятельную жизнь и безошибочно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит его к этому. Постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
Один из аспектов образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, А. А. Люблинская, Д. В. Сергеева и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. В исследованиях В. И. Логиновой, С. А. Козловой, А. Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности.
По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. С помощью экскурсий, бесед, чтения детской художественной литературы, наблюдений конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирования с разными материалами и игры у детей формируется представление о разных профессиях.
Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? Данное направление в работе по ранней профориентации представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте. Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью. Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.
Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы. Таким образом, главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.
Наша задача заключается не только в формировании навыка труда и уважительного отношения к труду взрослых разных профессий, но также и в расширении кругозора детей, развитии их интересов и склонностей к конкретной деятельности. Основная цель для нас – это профессиональное самоопределение ребенка. Таким образом, он не обязан выбирать и осваивать конкретную профессию, целью является постепенное формирование у дошкольника готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный путь развития.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.) В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать
Игра является ключевым средством формирования у детей представлений о профессиях взрослых. Именно в сюжетно–ролевой игре разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная деятельность, где происходит воспроизведение взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли.
Основная черта сюжетно–ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество выражается тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
В дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что–то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются умственные операции, воображение и представления. Дети охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх необходимо учитывать интерес каждого ребёнка, его индивидуальные способности, следить за переживаниями, чтобы найти правильные пути и средства развития личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка.
В правильно организованной игре формируются важные качества личности, необходимые для успешной трудовой деятельности в будущей жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра формирует привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей.
Через игру идёт подготовка ребенка к жизни в различных социальных ролях.
В игре отражаются полученные знания о профессиях и формируются характер. Содержание игр, выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощи формирует у детей нравственные качества, дружеские взаимоотношения, что необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности.
Польза игры заключается в том, что она эмоционально насыщена, доставляет радость, удовлетворение ребенку, является положительным стимулом для освоения нового.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов "Ранняя профориентация детей как одно из средств их успешного самоопределения в будущем"
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии
Ранняя профориентация детей – это знакомство с профессиональным миром взрослых. Так возникает эмоциональное отношение ребенка к труду, возможность проявить свои возможности в различных видах деятельности. Получая новые знания, формируется навык труда, выстраивается уважительное отношение к взрослым, бережливость к продуктам труда, расширяется кругозор, появляются новые интересы к конкретной профессии. Следовательно, знакомя детей с профессиями мы готовим их к будущему, чтобы они смело могли вступить в самостоятельную жизнь и безошибочно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит его к этому. Постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
Один из аспектов образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, А. А. Люблинская, Д. В. Сергеева и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. В исследованиях В. И. Логиновой, С. А. Козловой, А. Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности.
По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. С помощью экскурсий, бесед, чтения детской художественной литературы, наблюдений конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирования с разными материалами и игры у детей формируется представление о разных профессиях.
Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? Данное направление в работе по ранней профориентации представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте. Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью. Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.
Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы. Таким образом, главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.
Наша задача заключается не только в формировании навыка труда и уважительного отношения к труду взрослых разных профессий, но также и в расширении кругозора детей, развитии их интересов и склонностей к конкретной деятельности. Основная цель для нас – это профессиональное самоопределение ребенка. Таким образом, он не обязан выбирать и осваивать конкретную профессию, целью является постепенное формирование у дошкольника готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный путь развития.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.) В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать
Игра является ключевым средством формирования у детей представлений о профессиях взрослых. Именно в сюжетно–ролевой игре разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная деятельность, где происходит воспроизведение взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли.
Основная черта сюжетно–ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество выражается тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
В дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что–то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются умственные операции, воображение и представления. Дети охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх необходимо учитывать интерес каждого ребёнка, его индивидуальные способности, следить за переживаниями, чтобы найти правильные пути и средства развития личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка.
В правильно организованной игре формируются важные качества личности, необходимые для успешной трудовой деятельности в будущей жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра формирует привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей.
Через игру идёт подготовка ребенка к жизни в различных социальных ролях.
В игре отражаются полученные знания о профессиях и формируются характер. Содержание игр, выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощи формирует у детей нравственные качества, дружеские взаимоотношения, что необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности.
Польза игры заключается в том, что она эмоционально насыщена, доставляет радость, удовлетворение ребенку, является положительным стимулом для освоения нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация дошкольников как одно из средств их социального развития
Данная презентация демонстрирет последовательность проектной деятельности по организации сюжетно-ролевой игры "Ателье" для детей старшего дошкольного возраста....
Выступление на ММО воспитателей подготовительных групп по теме «Ранняя профориентация дошкольников - как одно из условий их успешной социализации»
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление, которое является важным условием социально-коммуникативного развития личности, её саморазвития и самоопределения. ...

Родительское собрание «Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий их успешной социализации» (в рамках реализации муниципального проекта) «Это в наших силах»
Родительское собрание...

Родительское собрание "Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий их успешной социализации"
Сформировать положительный настрой и устойчивый интерес у родителей (законных представителей) воспитанников к вопросам их раннего самоопределения....

Ранняя профориентация детей, как один из секретов их успешного самоопределения в будущем
Ранняя профориентация детей – это знакомство с профессиональным миром взрослых. В данной статье рассматривается основы ранней профорентации детей....

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как условие их личностного самоопределения в будущем
Итоговое обобщение опыта о реализации инновационного проекта ДОУ...

Ранняя профориентация дошкольников, как одно из условий их успешной социализации.
Ранняя профориентация дошкольников, как одно из условий их успешной социализации....
