Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему "Изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Терентьева Нина Александровна
Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему «Изба» направлено на знакомство дошкольников с традиционной культурой русского народа. В ходе занятия ребята погружаются в мир старинной русской избы, изучают её устройство, особенности быта, знакомятся с национальной одеждой, посудой и обычаями.
 
Особое внимание уделяется созданию традиционных кукол-оберегов, что способствует развитию творческих способностей и воспитанию уважения к культурному наследию предков. Дети надевают русские народные костюмы, активно участвуют в изготовлении собственных кукол-оберегов, постигая смысл символики и значения каждого элемента.
 
Занятие помогает расширить кругозор воспитанников, развивает мелкую моторику рук, стимулирует интерес к истории родного края и формирует бережное отношение к культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npr_izba.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое-Знакомство с русской избой»

Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Ознакомление с древнерусским крестьянским бытом, уважения к русской народной культуре, истории.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари. Познакомить с традициями русского народа. Знакомство с русскими народными играми.

Развивающие: Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы. Расширять словарный запас по теме.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры. Приобщать к культуре своего народа.

Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений, отгадывание загадок, слушание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба». Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы русских народных сказок, небылиц, потешек.

Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ложки, чугунок т. д.

Инструменты и оборудование: Макет «Русская изба», оснащённая предметами русского быта (русская печь, самовар, деревянные ложки, глиняный горшок, половик), русский народный костюм, клубок, «метла» (пучок веток), игрушка Домовенок.

Методические приемы: Игровой метод, наглядный, словесный, поощрение.

Содержание:

1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель: (приветствует детей) Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краёв будете, как страна называется, в которой вы живёте?

Дети: Россия.

Воспитатель: в старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.

Слава нашей стороне.

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель: в старину на Руси было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину и увидеть, как жили люди?

Дети: Хотим

2.Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель: а вы, знаете, почему Русь называли деревянной? (ответы детей) Послушайте. Давным, давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как, вы думаете почему? Да, потому, что жили в окружении лесов, полей. Я вам предлагаю отгадать загадку.

Стоит жилище – деревянные бочища,

Внутри печь, да дрова - это русская… (Изба)

Воспитатель: на Руси в старину говорили не «строить», а «рубить» избу. Как, вы думаете почему? Все делалось с помощью одного инструмента- топора, избу строить только топор помогал. И все в избе было сделано из дерева, и пол, и потолок, и стены, и мебель, и даже посуда. Дерево на Руси был материал особый.

Воспитатель: для того, чтобы попасть в избу, нам нужно выполнить с вами задание – собрать слова (изба) и (топор) из кубиков.

 Проходите в дом, посмотрите, что это (воспитатель показывает на сундук), ответы детей, я вам предлагаю выбрать наряд. (дети помогают друг другу одеться).

Воспитатель: женщины носили сарафаны, а мужчины рубашки, их называют косоворотки.

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам отгадать загадку и узнать, что же в избе было самым главным:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Воспитатель: «Дом без печи- нежилой дом» - говорили в народе. Печь- это сердце дома. «Кормилицей», «Матушкой» ласково называли печь крестьяне. А для чего нужна была печь?(ответы детей) Воспитатель: печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. «Печь — всему голова». Голова – значит, самая главная.

Воспитатель: чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

А еще люди верили, что за печкой живет Домовой. За нашей печкой тоже живет маленький Домовенок-Кузя (спросить, знают ли дети такую сказку?).

Воспитатель предлагает детям пройти к столу и отгадать загадки:

«Загадки»

1«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Домой пришел, семью кормил, еду варил (горшок)

Спросить у детей для чего нужен горшок?

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло.  Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, который всю семью кормил.

Воспитатель: Дети, а что самое главное на столе?

2 Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар). Спросить, как нагревался самовар

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

3 Всех кормлю с охотою,

А сама безротая (ложка)из какого материала делали?

Воспитатель: в крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

4 Походить бы по двору —

Все соринки соберу,

Но сама ходить не может,

Ждёт, когда ей кто поможет. (метла)

Воспитатель: на Руси метлу делали из веток деревьев, потому что пылесосов и швабр у людей не было.

Игра  «Что было – что стало»

Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игру «Что было – что стало» и соединить правильно картинки с изображением предметов прошлого и настоящего:

горшок – кастрюля,

Скамья – диван,

Самовар – чайник

Метла – пылесос (каждому конверт с картинками)

Воспитатель: попросить детей убрать карточки в конверты и отнести в сундук

«Игра в ручеек»

Воспитатель: Дети, а в старину люди не только работали, они очень любили играть в русские народные игры. Поиграем?

Русская народная игра «Ручеёк»

Правило: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

-Ручей, ручей, ручеёк!

Здравствуй, миленький дружок

Можно с вами поиграть?

Дети, стоящие в колонне отвечают: - Ты скорей забегай и друзей выбирай!

Воспитатель: ребята, а у меня есть для вас небольшой подарок, маленький сундучок (в нем лежат кусочки ткани).  Как вы думаете, что из нее можно сделать? (ответы детей) Из этой ткани мы с вами сделаем маленьких куколок. (дети вместе с воспитателем делают куколок)

Заключительная часть, рефлексия.

Воспитатель: ну вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. А хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова. Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня - (горшок, изба, сундук, печь русская, топор, метла, деревянная ложка. самовар). Спасибо вам за занятие, куколок вы можете взять с собой.

По окончании занятия попросить детей снять одежду и положить обратно в сундук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».

Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....

Интегрированное занятие в подготовительной группе. Занятие объединяет в себе следующие области: Познавательное развитие Развитие речи Социально коммуникативное развитие Физическое развитие

интегрированное занятие в подготовительной группе, задачами которого являются:1)-совершенствовать навыки счета в пределах 10-решать задачи на сложение, пользоваться арифметическими знаками-вычленять в...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: История часов

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группеТема занятия: История часов...