Лексические игры и упражнения
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятиее по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi-hayrullina_g.z.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад "Тургай" комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Занятие по развитию речи:

Лексические игры и упражнения на тему «Осень»

в подготовительной группе

Подготовила и провела воспитатель:

Хайруллина Г.З.

Высокая Гора, 2025


Цель: Обогащать и активизировать речь детей.

Задачи:

1. Образовательные: Закрепить в речи детей названия осенних месяцев; совершенствовать умение различать и называть фрукты, умение образовывать относительные прилагательные; множественное число существительных; развивать грамматический строй речи; расширять словарный запас по теме «Осень»; упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «моё», «мои», «мой» с именами существительными в роде и числе, отвечать на вопросы.

2. Развивающие: Развивать устную речь, память, внимание, мышление, активизировать словарь.

3. Воспитательные: Воспитывать умение работать коллективно, дружно, воспитывать желание учиться, быть грамотным.

Основная образовательная область: Развитие речи.

Интеграция образовательных областей: Познавательная область. Социально-коммуникативная область.

Методы и приёмы работы:

Словесные: Беседы, ответы на вопросы.

Наглядные: Просмотр картинок.

Словарная работа: Активизировать словарь детей прилагательными, существительными.

Активизация словаря: Комплимент.

Материал / оборудование:

Демонстрационный: Мяч, корзина с муляжами овощей и фруктов, картинки овощей, мольберт.

Предварительная работа: Беседы об осени. Разучивание стихов об осени. Пение песен об осени. Наблюдение за осенней природой на прогулках.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, доброе утро! Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

Дети: Доброе утро!

Я говорю вам «доброе утро», а знаете ли вы, как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей).

Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты).

Игра: «Комплименты».

Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг. Я вам передаю мяч, а вы передавайте друг другу и говорите комплимент. (Дети, передавая по кругу мяч, говорят друг другу комплименты). От ваших тёплых слов настроение стало у всех радостное! (Дети садятся на свои места).

2. Содержание:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игры. Скажите, какие игры вы знаете?

Дети: Подвижные, настольные игры.

Воспитатель: Мы сегодня будем играть в речевые игры. Эти игры, которые формируют нашу речь.

Ребята, а зачем нам нужны речевые игры? (Ответы детей).

Эти игры нам нужны, чтобы узнать новые слова. Благодаря этим играм мы научимся грамотно говорить.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать. Только ребята, загадку слушайте внимательно и до конца!

- Листья с веток облетают, птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень).

- Какое сейчас время года? (осень).

- Дети, какие месяцы осени вы знаете? Назовите!

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Как называют осень в сентябре? Ранняя, золотая.

Середина осени – это октябрь.

А как называют осень в ноябре? Поздняя.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас с вами поиграем в игру: «Я придумываю цвет». Вспомним, какие цвета мы знаем. Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давайте придумаем названия цветов вместе. Я называю предмет, а вы называете цвет. Например, брусника (цвет какой?) – брусничный. Начинаем!

Свекла (Роберт) (цвет какой?) – свекольный.

Орех (Ансар) (цвет какой?) – ореховый.

Морковь (Руслан) (цвет какой?) – морковный.

Слива (Артём) (цвет какой)? – сливовый.

Малина (Мадина) (цвет какой?) – малиновый.

Салат (Инзиля) (цвет какой?) – салатовый.

Вишня (Самина) (цвет какой?) - вишнёвый.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Следующая игра называется: «Какой сок». Ребята, я вам сейчас объясню правило! Внимательно слушайте! На столе стоит корзина с фруктами и овощами, вы по очереди подходите, берёте любой фрукт или овощ. Говорите, как будет называться сок из этих фруктов и овощей. Например: я беру яблоко и говорю, это яблоко – яблочный сок. На эту игру я приглашаю девочек. Потому что, мальчики девочкам надо уступить!

Это виноград – виноградный сок. Это тыква – тыквенный сок.

Это груша – грушевый сок. Это морковь – морковный сок.

Это апельсин – апельсиновый сок. Это банан – банановый сок.

Это помидор – томатный сок. Это лимон – лимонный сок.

Это клубника – клубничный сок.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Следующая игра называется: «Назови ласково». Например, я называю слово лужа и скажу, как будет ласково – лужица и так далее. А вот в эту игру будут играть мальчики! Начинаем!

Дождь — дождик; Солнце — солнышко;

Дерево — деревце; Ветер — ветерок;

Лист — листок, листик; Туча — тучка;

Лес — лесок; Сад — садик;

Птица — птичка; Капля – капелька;

Морковь – морковка; Огурец – огурчик;

Гриб – грибок; Лук – лучок.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! А вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните. Но сначала мы с вами немного отдохнем.

Физминутка «Листики осенние».
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присели.)

Воспитатель: Отдохнули?! Сейчас мы с вами выполним интересное задание, «Раздели на слоги». Вы уже знаете, что каждое слово можно разделить на части (на слоги). В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог.

(Картинки: помидор, огурец, капуста, морковь, лук, тыква)

Я вам загадаю загадку, если правильно отгадаете, покажу картинку - отгадку.

  1. Он на солнце греет бок,

Дарит нам томатный сок.

Любят люди с давних пор

Красный спелый… (помидор) (по-ми-дор).

- А сейчас разделим это слово на слоги. (Дети хлопают и делят слова на слоги.)

  1. Он — на грядке возле дома,

Он хрустящий и зелёный.

Овощ, правда, молодец —

Наш полезный... (огурец) (о-гу-рец).

  1. Этот овощ всем знаком:

Листьев много очень в нем.

Он — кочан и в нем не пусто.

Это вкусная…(капуста) (ка-пус-та).

  1. Расту в земле на грядке я,

Оранжевая, длинная, сладкая. (морковь) (мор-ковь).

  1. Сидит дед,

В сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (лук) (лук).

  1. В сказке Золушка на бал

Ехала в карете

Но лишь полночь наступила,

Во что карета превратилась? (тыква) (тык-ва).

Воспитатель: Молодцы! Как можно называть эти предметы одним словом? (Ответы детей) (овощи).

Воспитатель: Правильно! Следующая игра называется: «Один – много» (с мячом). Я называю один предмет, а вы называете эти предметы во множественном числе. Например, урожай – урожаи. Начинаем?!

Плащ – плащи. Сапог – сапоги. Ветка – ветки.

Шапка – шапки. Шарф – шарфы. Помидор – помидоры.

Куртка – куртки. Лист – листья. Огурец – огурцы.

Дождь – дожди. Лужа – лужи. Овощ – овощи.

Гриб – грибы. Птица – птицы. Огород – огороды.

Облако – облака. Туча – тучи. Сад – сады.

Зонт – зонты. Дерево – деревья.

Ветер – ветры. Ягода – ягоды.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие вы шустрые. Осенью у нас, поспевают много овощей и фруктов. Сейчас мы с вами, ребята, поиграем в игру, которую вы очень любите, игра называется: «Жадина». У меня в корзине овощи и фрукты. Вы выбираете овощ или фрукт и говорите. Например, груша – моя груша, огурец - мой огурец (ответы детей).

(Дети стоят полукругом, по очереди берут по одному овощ или фрукт, которая я держу в руках, и садятся на свои места фруктами и овощами в руках.)

Яблоко – моё яблоко. Апельсин – мой апельсин.

Лимон – мой лимон. Виноград – мой виноград.

Банан – мой банан. Груша – моя груша.

Огурец – мой огурец. Капуста – моя капуста.

Помидор – мой помидор. Картофель – мой картофель.

- А сейчас, ребята, встаньте те, у кого в руках овощи. Огурец, капуста, помидор, картофель - это овощи (ответы детей).

- Садитесь, молодцы, ребята. Сейчас встаньте те, у кого фрукты?

Яблоко, апельсин, лимон, виноград, банан, груша - это фрукты (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Предлагаю вам игру, которая называется «Назови три слова». Например, обувь. Я должна называть три слова. Обувь (галоши, резиновые сапоги, ботинки). Начинаем?!

(Сабир) Овощи (лук, свекла, морковь).

(Тимур) Фрукты (яблоко, груша, лимон).

(Самина) Дикие животные (медведь, волк, лось).

(Инзиля) Домашние животные (лошадь, корова, кролик).

(Ильвина) Деревья (берёза, дуб, сосна).

(Салих) Одежда (платья, брюки, куртка).

(Амирхан) Осеннее месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).

(Шамиль) Птицы (сова, скворец, лебедь).

3. Рефлексии:

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Во время игры вы себя показали умными, дружными! Спасибо вам за занятие!

4. Используемая литература:

1. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи и обучение грамоте». Игровая образовательная ситуация на тему: «Лексические игры и упражнения»

в данную огровую образовательную ситуацию я включила проблемную ситуацию, которая понятна и доступна для детей старшего дошкольного возраста.  Для  включения детей в работу использовала мощн...

Конспект НОД Речевое развитие"Лексические игры и упражнения. В гостях у Смешариков" подготовительная группа

Образовательная область «Речевое развитие»Тема занятия «Лексические игры и упражнения».Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи:1....

Лексические игры и упражнения на тему «Зима»

НОД по развитию речи  на тему "Зима" с использованием лексических игр и упражнений....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков" (лексические игры и упражнения)

Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие»Возрастная группа подготовительнаяТема занятия «Путешествие в страну Смешариков» (лексические игры и упражнения).Цель...

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...