ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ДОУ
консультация (старшая группа)

Что такое ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ДОУ - это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ДОУ - это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Естественнонаучная грамотность дошкольников.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Это требует от естественнонаучно-грамотного человека следующих компетентностей:

• научно объяснять явления

• оценивать и планировать научные исследования

• научно интерпретировать данные и доказательства.

На ряду, с другими важными задачами дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации маленького ребенка к окружающему миру.

Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у детей младшего дошкольного возраста основу миропонимания.

Становление естественнонаучных представлений у детей младшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:
1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер.
3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе.

Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр.

На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности.

На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предошкольный период воспитания.

Еще Шалва Александрович Амоношвили сказал, что мы принуждаем наших детей заучивать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира.

Актуальным взглядом в политике образовании становится необходимость в организации педагогической деятельности, ведение новых подходов в педагогической практике, который тесно связан с повседневной жизни дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности.

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в детских садах, и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видов его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Грамотность характеризуется следующими показателями:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.

Авторский коллектив под. рук. Н. Ф. Виноградовой

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО:

который направлен на:

формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

• формирование речевой активности дошкольников;

• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Так что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД).

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Таким образом, можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То есть

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это математическая грамотность, естественно научная и читательская грамотность. Из которых формируются глобальные компетентности.

Читательская грамотность:

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;

расширять свои знания и возможности;

участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность

способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Что такое читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность, я об этом говорить не буду, т. к. об этом скажут коллеги.

Из этого вытекает глобальные компетенции.

Так что такое глобальные компетенции? Это

• Способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде;

• способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

• осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;

• вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

И инструментарий педагога должен, направлен, прежде всего, на управление поведений, на разрешение конфликтов, на умение правильно вести себя в незнакомой среде – культурной, профессиональной, социальной.

И на это нацелена государственная политика в сфере образования.

Конечно, для достижения детьми максимальных результатов необходимы:

- высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя,

- организация и совершенствование предметно- развивающей среды

- грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.

Функциональная грамотность - это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами самообразование и саморазвитие.

Конференция проводится в рамках XXVIII региональной научно-практической конференции-фестиваля школьников «Наука. Творчество. Развитие».

2. Цель и задачи

Цель Конференции – вовлечение младших школьников и дошкольников в занятия исследовательской, практической и творческой деятельности в разных предметных областях знаний.

Задачи Конференции:

  • приобщение обучающихся и воспитанников к научной и исследовательской деятельности в различных областях знаний;
  • формирование и развитие у детей творческих способностей, навыков практического решения актуальных задач в различных областях науки и искусства;
  • выявление и поощрение интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и воспитанников.

На Конференции предусматривается работа по следующим направлениям:

  • Гуманитарные науки;
  • Моё Отечество;
  • Мир научных открытий;
  • Живая природа;
  • Неживая природа;
  • Техническое творчество и изобретательство;
  • Декоративно-прикладное творчество;
  • Художественное творчество (авторская поэзия и проза, журналистика).
  • Введение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указываются методы исследования, сообщается, в чём заключается ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы, краткий литературный обзор и степень изученности данной проблемы, характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.
  • Основная часть. В основной части работы приводится методика и техника исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части работы должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. Текст может сопровождаться иллюстративным материалом. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы.
  • Заключение содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое или практическое значение результатов).
  • Требования к оформлению работ, представленных в направлениях:
  • «Техническое творчество и изобретательство»,
  • «Декоративно-прикладное творчество»
  • В направлениях «Техническое творчество и изобретательство», «Декоративно-прикладное творчество» необходимо представить изложение творческого проекта в виде пояснительной записки объемом не более 10 страниц и качественные фотографии изделия/творческого проекта, расположенные в приложении.
  • Основные требования к оформлению творческого проекта:
  • Титульный лист включает название конференции; наименование направления; тему конкурсной работы; сведения об авторе (авторах): фамилия, имя, отчество полностью, наименование образовательного учреждения, класс/группа; сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество полностью, должность и место работы; наименование населённого пункта, где проводится конференция, год проведения. Титульный лист оформляется на первом листе работы, не нумеруется. Пример оформления титульного листа приведен ниже (Приложение 4).
  • Введение к работе обосновывает актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулирует планируемый результат, сообщает, в чём состоит новизна проекта.
  • Обоснование проблемы и потребности. Опираясь на собственные знания, умения, учитывая потребность задуманного продукта и ограничение во времени, дать обоснование целесообразности выполняемого проекта. Определить конкретную задачу проекта, описать исследование конкретной потребности.
  • Выбор модели. Выполнить мини-исследование по задуманному продукту. Что я хочу сделать? Из чего я буду делать? Как я буду делать? Чем я буду делать? Как должен выглядеть продукт? Где его можно использовать? Какие варианты могут быть? Сделать свой выбор и обосновать его.
  • Материал. Дать полную характеристику материала, из которого будет выполнен продукт. Какой еще материал подходит? Что будет лучше? Обосновать выбор материала. Предоставить образцы выбранного материала. Исследование выбранного материала по цвету, технологическим характеристикам.
  • Инструмент. Дать полную характеристику инструмента для выполнения задуманного продукта.
  • Технологический процесс. В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения проектируемого изделия. Она может включать в себя рисунки и эскизы задуманного продукта, перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов отделки и оформления.
  • Экологический аспект. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.
  • Заключение. Пояснительная записка завершается заключением. В нём последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.
  • Требования к оформлению работ, представленных в направлении
  • «Художественное творчество»
  • («Секции «Авторская поэзия и проза», «Журналистика»)
  • В секциях «Авторская поэзия и проза», «Журналистика» необходимо представить авторские тексты произведений: стихи, прозу, статьи, репортажи и др. Стихотворения и проза на родном (чувашском) языке должны сопровождаться аннотацией на русском языке (согласно п. настоящего положения) или переводом.
  • Требования к оформлению
  • Работа выполняется на листах формата А4, ориентация книжная, шрифт TimesNewRoman, цвет чёрный, кегль - 12 пт., межстрочный интервал – одинарный. Поля: слева - 25 мм, сверху и снизу - 20 мм, справа - 10 мм.
  • Требования к структуре работы
  • Титульный лист включает название конференции; наименование направления и секции; тему конкурсной работы; сведения об авторе (авторах): фамилия, имя, отчество полностью, наименование образовательного учреждения, класс; сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество полностью, должность и место работы; наименование населенного пункта, год. Титульный лист оформляется на отдельном листе (приложение 4).
  • Введение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования (творчества), сообщается, в чем заключается ценность полученных результатов, приводится краткий литературный обзор и степень изученности данной проблемы, характеристика личного вклада автора работы. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.
  • Основная часть. В основной части работы приводится тексты произведений. Содержание основной части работы должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Текст может сопровождаться иллюстративным материалом.
  • Заключение содержит выводы, к которым автор пришел в процессе создания авторских произведений (при этом желательно подчеркнуть их самобытность, новизну, значение и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка формирование предпосылок естественно - научной грамотности

laquo;Функционально грамотный человек –это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненн...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»

Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

«Роль исследовательской деятельности в развитии естественно-научной грамотности и экологической культуры обучающихся: вопросы организации и оценки»

Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование предста...

«Наш дом - Земля» проект недели естественно – научной грамотности в МБДОУ «Д/с № 47»

laquo;Наш дом  - Земля»проект  недели естественно – научной грамотности в МБДОУ «Д/с № 47»  г. Ачинск Красноярский крайТворческая группа воспитателей ВКК:...

Презентация педагогического опыта "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности через реализацию парциальной программы "Юные исследователи"

Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, котор...

Формирование предпосылок естественно - научной грамотности

Проект Формирование предпосылок естественно - научной грамотности...