Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» (из опыта работы).
материал (средняя группа)
Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование гражданско-патриотических чувств" из опыта своей работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка».
Выступление на педсовете:
«Формирование гражданско-патриотических чувств
у детей дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»
(из опыта работы).
Подготовила воспитатель:
М.А.Мартынова
соответствие занимаемой должности
Жиздра, 2024 год.
Здравствуйте уважаемые коллеги, свое выступление я хотела бы начать словами:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
Патриотическое воспитание является одной из годовых задач ДОУ. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Система работы по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС и ФОП включает несколько основных направлений: патриотическое, духовно – нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое. Изучая патриотическое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми. Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни. Несколько месяцев мы с вами работаем по второй годовой задаче: формировали у детей нравственно-патриотические чувства через различные образовательные области.
Проблематика гражданственности и патриотизма сегодня приобретает особую актуальность, учитывая геополитическое положение России. На сегодняшний день наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда без духовности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить
Нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Что такое патриотизм?
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина.
Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель образовательного процесса - формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
В соответствии с целью и учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания перед нами стоят следующие задачи:
1. формировать позитивное, ответственное отношение к себе;
2. способствовать формированию модели поведения воспитанника во взаимоотношениях с другими людьми;
3. способствовать воспитанию гуманного, экологически целесообразного отношения ребенка к окружающему миру.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ООД (организованная образовательная деятельность), ОД (образовательная деятельность) в режимных моментах, в игровой деятельности, в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, самообслуживании и других видах деятельности.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Для патриотизма характерны следующие черты: (представлены на слайде)
- эмоциональная привязанность к своей стране. Уехавший за кордон патриот, часто страдает ностальгией – тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т.д.;
- чувство единения со своим государством (я – русский!);
- обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);
- готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия. Здесь, как пример, можно привести многочисленные истории времен Второй мировой войны про то, как молодые юноши, не достигшие 18 лет, подделывали документы, чтобы попасть на фронт и постоять за честь Родины.
- К слову о том, кто такой патриот. Происходит оно от греческого «patriotes», что в переводе означает «земляк».
- Патриотизм является цементирующим средством, сплачивающим людей одной страны.
Формы работы с детьми: (экскурсии, досуги, театрализованные представления, общественно-значимые акции, патриотические праздники, творческие конкурсы и литературные гостиные, спортивные праздники, выставки детских работ и многое другое)
- Непрерывная образовательная деятельность;
- Беседы и консультации;
- Целенаправленные прогулки и экскурсии;
- Участие в конкурсах;
- Чтение художественной литературы;
- Сюжетно-ролевые игры.
Формы работы с родителями. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
- Беседы и консультации;
- Проекты, мастер – классы;
- Участие в конкурсах;
- Поисковая деятельность (подборка статей, рисунков);
- Обсуждение и распространение семейного опыта;
- Участие родителей в мероприятиях ДОУ.
Основные направления патриотического воспитания:
- Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае. У нас налажена плотная работа с Жиздринским краеведческим музеем. За прошедший год проводились совместные мероприятия, посвященные «Указу о переименовании села Жиздра уездным городом Калужской губернии», «Дню образования Калужской области», знакомству с летчиком-космонавтом, уроженцу нашего города А. Елисееву, знакомству с Калужским лесом
- Духовно - нравственное. Это - семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе); культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству). Для этого в нашем детском саду мы организуем традиционные праздники и досуги «Осенний праздник», «Пасха», «Масленица», «Рождественские колядки», «День народного единства», тематические дни «День русской березки», «День рождения ромашки».
- Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике. В календарном плане воспитательной работы нашего учреждения много знаменательных и памятных дат. Мы знакомим детей с такими государственными праздниками как «День флага России» (хочется надеяться, что в нашем детском саду появится традиция поднимать флаг под гимн России, каждый понедельник новой недели), «День памяти и скорби», «День России», «День народного единства», «День космонавтики», «День славянской письменности и культуры», «День неизвестного солдата», «день памяти воинов-интернационалистов» и многими другими.
В группе создана предметно-развивающая среда патриотической направленности, которая периодически обновляется и дополняется. Беседы с детьми на темы «Я гражданин России», «Что такое Конституция РФ», «Символика страны», «Какие права и обязанности есть у меня», «Москва – столица России» развивают познавательный интерес к своей стране, ее жизни, воспитывают стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации.
- Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. С этой целью в нашей группе налажено тесное сотрудничество с серебряными волонтерами, с членами женсовета Жиздринского района.
- Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение воинских профессий.
Ежегодно с воспитанниками мы проводим акции «Георгиевская ленточка», «Голубь мира», «Свеча памяти», «Окна Победы».
Вовлекаем детей и родителей к подготовке важных праздничных мероприятий, «День Защитника Отечества», «День Победы», уже два года мы вовлекаем родителей воспитанников в праздновании «Дня народного единства». Так в прошлом году с помощью родителей была организована выставка национальной одежды и предметов быта, а в этом году – чаепитие с национальными угощениями, где были представлены блюда традиционной русской кухни и азербайджанской. Помимо этого, воспитанники нашего сада, совместно с родителями периодически организовываются благотворительные акции в поддержку защитников нашей Родины, находящихся в зоне СВО: это подарки на Новый год, 23 февраля, на День волонтера.
Кроме этого наши дети всегда охотно рисуют замечательные рисунки, выполняют открытки для писем солдатам в зону СВО. В феврале 2 наши воспитанницы принимали участие во Всероссийском конкурсе чтецов «Героям Отечества» и заняли первые места.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
- Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Итак, патриотическое дошкольном учреждении формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, историческими свершениями своего народа, его культурой. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФОП дошкольного образования представляет собой важную задачу. Оно основано на формировании любви и уважения к своей Родине, активном участии в жизни страны, изучении и привлечении культурных традиций, а также усвоении государственных символов. Эффективное проведение патриотического воспитания поможет создать основу для будущего патриотического развития детей, сделав их истинными гражданами своей Родины.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возрастаТема: «Во имя жизни на земле».Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к ге...

Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста
Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...

«Формирования гражданского патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через предметно – пространственную среду»
данный материал поможет воспитателям правильно организовать предметно пространственную среду по патриотическому воспитанию...
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».
Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.Задачи: Продолжать работать над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологиче...

«Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» (из опыта работы)
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...

Опыт работы по формированию гражданско-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях кадетского отряда
В рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения МДОУ детский сад с. Колосково была разработана и успешно реализована система работы по гражданско-патриотическому воспитанию для воспитанн...