Использование ресурсов интерактивных музеев в образовательном процессе ДОУ
консультация

Федорова Лина Андреевна

Использование ресурсов интерактивных музеев в образовательном процессе ДОУ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ресурсов интерактивных музеев в образовательном процессе ДОУ

Что такое интерактивный музей в детском саду?

Интерактивный музей — это не традиционное собрание экспонатов под стеклом, а динамичное пространство, где дети могут трогать, пробовать, слушать, играть, исследовать. Здесь акцент делается на взаимодействие с предметами и ситуациями, что способствует активному освоению знаний через опыт. Такой музей создается силами педагогов, детей и родителей, а его экспонаты можно трогать, исследовать и даже изменять.

Цели:

Формирование целостной картины мира у ребенка.

Развитие познавательной активности и любознательности.

Поддержка социального, эмоционального и коммуникативного развития.

Формирование культурно-исторических представлений 

Социализация

Задачи:

Вовлечь ребенка в активную познавательную деятельность.

Создать условия для свободного выбора и исследования.

Развивать тактильные, зрительные, слуховые ощущения.

Познакомить с культурой, историей, природой региона.

Принципы организации интерактивного музея в детском саду

Доступность: Все экспонаты доступны для непосредственного изучения и прикосновения. Они расположены таким образом, чтобы дети могли свободно перемещаться по пространству и исследовать объекты.

Практическая ориентация: Основная цель экспозиции — показать реальные физические, химические или биологические явления, объяснить природные закономерности через практические занятия и эксперименты.

Многомерность восприятия: Предусматривается воздействие на разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и, возможно, вкус. Например, некоторые экспонаты могут сопровождаться звуковым сопровождением или иметь особую текстуру поверхности.

Игра и творчество: В музее создаются условия для самостоятельного творчества и исследования, предлагая разнообразные задания и конкурсы, направленные на развитие фантазии и изобретательности.

Коллективность: Практикуются командные задания и общие проекты, помогающие ребенку научиться сотрудничать, договариваться и уважительно относиться к мнению сверстников.

Безопасность: Каждый элемент экспозиций проходит тщательную проверку на безопасность, исключающую травмы и повреждения. Особое внимание уделено правилам поведения в пространстве музея.

Формы организации

Тематические мини-музеи (в группе или холле ДОУ):

«Музей воды» (опыты с жидкостями).

«Музей космоса» (макеты планет, «космический песок»).

«Музей народной игрушки» (глиняные свистульки, тряпичные куклы).

Временные выставки (к праздникам, временам года):

«Осенние дары» (листья, шишки, плоды).

«Техника прошлого и будущего» (старые телефоны, детские чертежи роботов).

Интерактивные зоны с сенсорными элементами:

«Тактильный сундук» (предметы разной фактуры).

«Звуковая комната» (музыкальные инструменты, шумовые коробочки).

Методы работы

🔹 Игровые экскурсии – дети становятся «экскурсоводами» для родителей.
 
🔹 Экспериментирование (например, в «Музее воздуха» – игры с ветерком, мыльными пузырями).
 
🔹 Творческие мастерские – создание экспонатов своими руками (лепка, рисование, конструирование).
 
🔹 Квесты по музею – поиск «артефактов» по подсказкам.

Пример реализации

Тема: «Музей волшебных камней»

  • Экспонаты: коллекция камней (гладкие, шершавые, блестящие), лупы, карты «путешествия камня».
  • Активности:
  • Игра «Угадай на ощупь».
  • Рисование узоров на камнях.
  • Опыт: «Тонет – не тонет».

Роль воспитателя

📌 Организует пространство и вовлекает детей в создание музея.
 📌 Подбирает безопасные и доступные материалы.
 📌 Поощряет вопросы и самостоятельные исследования.

Польза для детей

🌱 Эмоциональное развитие – радость открытий.
 🌱 
Развитие речи – обсуждение экспонатов.
 🌱 
Мелкая моторика – манипуляции с предметами.

Интерактивные музеи и уголки в детских дошкольных учреждениях (ДОУ) отличаются целями и особенностями организации. Интерактивные музеи предполагают активное взаимодействие с экспозицией, а уголки — создание предметно-пространственной среды для разных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование ресурсов мини-музея ДОУ по привитию у детей любви к культуре родного края"

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромн...

Методическая разработка. Доклад,ПРЕЗЕНТАЦИЯ,ссылка на сторонний ресурс.«Интерактивная доска в образовательном процессе ДОУ»

https://yadi.sk/d/BkflgbtZzN2JFA- видео к докладу.Интерактивная доска – это ценное средство формированияи повышения  мотивацииу современных  детей. Интерактивная доска – это...

«Использование цифровых ресурсов платформы МЭО в образовательном процессе»

Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросах использования МЭО в образовательном процессе. Задачи: Познакомить педагогов с  мобильным электронным образованием, рассказать в чем его пре...

Презентация "Использование цифровых ресурсы в современном воспитательно– образовательном процессе ДОУ."

Информационно-коммуникационные технологииПод информационно-коммуникационными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального...