Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Свойства и качества стекла»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельность попознавательному развитию.(старшая группа)
Познакомить детей со свойствами и качествами стекла : холодное, гладкое,тонкое- толстое, твёрдое,прозрачное,водонепроницаемое,хрупкое.
Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать,обобщать,делать выводы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад №120"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
«Свойства и качества стекла»
Составила:
Воспитатель1кк Ключникова Елена Николаевна
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема опытно-экспериментальной деятельности: Свойства и качества стекла
Образовательное направление: познавательное развитие
Образовательная деятельность: познавательное развитие
Цель: Формирование предпосылок поисковой деятельности. Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со свойствами и качествами стекла: холодное, гладкое,тонкое – толстое, твердое, прозрачное, водонепроницаемое, хрупкое. Показать, как свойства и качества стекла используют люди при изготовлении предметов.
- Уточнить представления о профессиях людей: стекловар, стеклодув.
- Упражнять детей в умении обследовать предметы с помощью сенсорных эталонов, выделяя их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя, рассказывать о результатах обследования, опираясь на схемы – карточки.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения, выводы, развивая психические процессы.
- Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными по родам.
- Развивать связную, доказательную речь, умение отвечать предложениями.
Коррекционно-воспитательные:
- Сформулировать правила безопасного обращения со стеклянными предметами на основе полученных знаний.
- Формировать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла.
- Воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам из стекла.
Методы и приемы:
- игровые (проблемно – игровая ситуация, дидактические игры, упражнение- имитация);
- наглядные (наблюдение за поисково-экспериментальной деятельностью, схемы-карточки, показ картинок предметов из цветного стекла, показ способов действия, поиск предметов из стекла);
- словесные (беседа, загадка, вопросы, пояснение, описательный рассказ);
- практические (самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность).
Оборудование и материалы:
- демонстрационный: стеклянный стакан, железная кружка, бумажный стакан, миска, доска, карточки по сенсорному обследованию предметов, карточки схемы по свойствам и качествам стекла, посуда из дерева, металла, стекла; видео фильм «Выдуваем стекло», иллюстрации предметов из цветного стекла, предметы из стекла: лампочка, аквариум, окно, очки, градусник; стеклянные баночки разного небольшого размера, корзинка.
- раздаточный: маленький тонкий стакан, большой толстый стакан, бумажный стакан, маленькие игрушки, бумажный стакан, по одному карандашу каждому ребенку, мыльные пузыри.
Предварительная работа: Мультфильм «Маша и медведь» (Маша варит варенье), чтение рассказа К. Чуковского «Федорино горе». Беседа о том, как ухаживать за посудой. Дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Узнай по звуку» (материал), «Кому нужен материал?», «Сравнение металла и стекла», «Разложи посуду» (по материалу). Ручной труд «Стакан из бумаги». Хозяйственно-бытовой труд «Мытье кукольной посуды». Презентация «Как делают стекло?»
Ход совместной деятельности
Вводная часть
Коммуникативная игра «Я твой друг». Дети стоят в кругу, произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом:
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Встали дружно в общий круг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»
Язычок гулять собрался
Он умылся, причесался
На прохожих оглянулся
Вправо, влево повернулся
Вниз упал, наверх полез
Раз- и в домике исчез!
Проблемно - игровая ситуация.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам идёт?
Маша: Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости, за помощью. Наварила я медведю много варенья из шишек, моркови, ягод, грибов. Но не знаю, в чём из этого можно хранить варенье? Вы мне поможете в этом разобраться?
Воспитатель: Ну что, поможем Маше?
Дети: Да.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а ваши мамы, готовят варенье? А какое оно, жидкое или густое? А во что его разливают?
Дети: В банки.
Воспитатель: Из чего сделаны банки?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Давайте поможем Маше разобраться, почему варенье хранят в стеклянных банках? (Дети садятся за столы.)
Основная часть
Экспериментально - поисковая деятельность
Воспитатель: Что у вас стоит на столе?
Дети: Стакан.
Воспитатель: Из какого материала он сделан?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Потрогайте стакан. Какой он?
Дети: Стакан холодный.
(Спросить нескольких детей, какое стекло. Показать детям карточку - «снежинку», поставить.) Стекло холодное.
Воспитатель: Погладьте большой стакан. Какой он?
Дети: Стакан гладкий
Стекло может быть гладким. (Показать карточку.)
Дети: Потрогайте маленький стакан. Какой он по толщине?
Дети: Тонкий.
Воспитатель: Расскажите, про маленький стакан, какой он? (Показываю на карточку «снежинку».)
Дети: Маленький стакан холодный, гладкий, тонкий.
Воспитатель: Потрогайте большой стакан. Какой он по толщине?
Дети: Толстый.
Воспитатель: Расскажите, про большой стакан, какой он? (Показываю карточку «Бревно толстое и тонкое») Значит, стекло может быть толстым и тонким.
Воспитатель: Возьмите бумажный стаканчик. Он твердый или мягкий? Его можно смять? Сомните? А стеклянный стакан можно смять? Почему?
Дети: Твердый. (Показать карточку «Камень»)
Воспитатель: Значит, стекло какое?
Дети: Стекло твердое.
Маша: Дети, я так много узнала нового про стекло. Хочу с вами поиграть в игру «Угадай, что лежит в стакане?» (Дети закрывают глаза, воспитатель кладет в стаканы на мелкие игрушки. У Маши стакан и железная кружка, в которую тоже кладет мелкие игрушки. Дети открывают глаза.) Какие игрушки спрятала в вашем стакане?
Дети: У меня в стакане матрешка. ….
Маша: Дети играли не честно, они подсматривали. А какие игрушки у меня в железной кружке? Почему не видно? А почему у вас было видно?
Дети: Стекло прозрачное, через него все видно. (Показать карточку.) Стекло прозрачное.
Воспитатель: Ребята, где используется свойство стекла – прозрачность, в жизни в быту.
Дети: Окна, очки, часы, аквариум, люстры, лампочки, стекла в машине, градусник.
Маша: Я знаю, где еще? Разолью варенье по банкам и сразу видно, в какой банке яблочное, малиновое, вишневое варенье.
Воспитатель: Подожди, Маша, ещё не всё узнали про свойства стекла?
Маша: Но тогда я поиграю с ребятами. Игровое упражнение с мячом: «Какое варенье?» (дети стоят в кругу)
Маша говорит из чего она варила варенье, а дети говорят, какое оно. Например, варенье из яблок – яблочное варенье.
Воспитатель: Что я делаю?
Дети: Наливаете воду в стакан.
Воспитатель: Вода вытекает из стакана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Стекло не пропускает воду, значит вода не проникает через стакан. Это называется водонепроницаемость. Повторите стекло водонепроницаемое. (Схема – карточка. Налить воду в бумажный стакан.)
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Бумага намокает и рвется. Ребята, можно Маши разливать варенье в бумажный стакан? Почему? А в стеклянные банки? Почему?
Воспитатель: Ребята, а если стакан уронить, что с ним будет?
Дети: Разобьется.
Воспитатель: Значит стекло какое?
Дети: Секло хрупкое. (Схема – карточка «битого стекла»)
Воспитатель: Если взять в руки битое стекло или наступить на него, то, что может произойти?
Дети: Можно порезаться, пойдет кровь.
Воспитатель: Со стеклом, ребята, нужно обращаться осторожно, аккуратно. Нельзя стеклянные предметы бросать, бить палкой, камнем. Осколок от стекла может вас поранить.
Воспитатель: Ребята, давайте Маши расскажем, какое стекло. (По схемам - карточкам на доске.)
Физкультурная минутка «Отражение в стекле».
Будь зеркальным отражением,
Повторяй мои движенья-
Раз, (3 прыжка на двух ногах)
Два, (3 хлопка в ладоши)
Три (3раза наклониться вперёд, затем прогнуть спину назад)
И снова повтори!
Игровое упражнение «Назови предмет». (Дети встают вокруг стола, где стоит посуда из стекла.)
Воспитатель: Ребята, назовите посуду из стекла. А теперь назовите посуду со словом «стеклянная». Например, стеклянная чашка, стеклянный бокал, стеклянная тарелка, стеклянная салатница и т.д.
Маша: Ребята, сейчас посмотрим насколько вы внимательные. Д/игра «Какого предмета не стало?» (Дети закрывают глаза, кукла Маша убирает один предмет. Дети открывают глаза и называют, какого предмета не стало.)
Например, нет стеклянной тарелки.
(Дети встают около другого стола, на котором лежат картинки предметов из цветного стекла: бабочки, петух, цветок, птица, богомол, ваза.)
Воспитатель: Ребята, стекло еще бывает цветным, его используют для украшения. (Рассмотреть и назвать предметы из цветного стекла.)
Воспитатель: Ребята, давайте Маши сделаем подарок. (Встаем вокруг другого стола, на котором лежат предметы, сделанные из разных материалов: дерева, металла, стекла, пластмассы) Посмотрите, здесь есть посуда из дерева (металла, пластмассы). Назовите её. А мы Маши подарим предметы, сделанные из …
Дети: Подарим Маши стеклянные банки под варенье.
Воспитатель: Почему вы так решили, что это стекло. (Дети доказывают, называя свойства и качества стекла, используя схемы - карточки. Складывают баночки в корзинку.)
Воспитатель: Почему баночки нужно осторожно класть в корзинку?
Дети: Хрупкое, бьется.
Воспитатель: Маша, а ты знаешь, где можно взять стеклянные баночки?
Маша: Нет.
Воспитатель: Дети, а вы знаете?
Презентация «Стеклодув».
Воспитатель: Ребята, стекло – это не природный материал, его придумали люди. Человек, который варит стекло, называют стекловаром. Человек, который делает предметы из стекла, называют стеклодувом. Он набирает в трубочку жидкое стекло и начинает выдувать стеклянные фигурки, предметы, новогодние шары.
Воспитатель: Давайте представим, что вы стеклодувы и будите выдувать «стеклянные игрушки» Что ты выдуваешь? Какая у тебя игрушка? (Маша говорит детям спасибо и уходит.)
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Как нужно обращаться со стеклом? Как называется профессия человека, который варит стекло? Как называется профессия человека, который выдувает предметы из стекла? Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».
Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности интеллектуально – познавательная игра – викторина для детей 6-7лет по теме: «Моя родина - Россия»
Форма занятия представлена в виде увлекательной игры-викторины....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию на тему:«Свойства стекла».
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают для все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый че...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Удивительные свойства воды»
Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность...
