Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Свойства и качества стекла»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ключникова Елена Николаевна

Конспект непосредственной образовательной деятельность попознавательному развитию.(старшая группа)

Познакомить детей со свойствами и качествами стекла : холодное, гладкое,тонкое- толстое, твёрдое,прозрачное,водонепроницаемое,хрупкое.

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать,обобщать,делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад №120"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

«Свойства и качества стекла»

                                                     Составила:

                                                                      Воспитатель1кк Ключникова Елена Николаевна

Непосредственно образовательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема опытно-экспериментальной деятельности: Свойства и качества стекла

Образовательное направление: познавательное развитие                     

Образовательная деятельность: познавательное развитие

Цель: Формирование предпосылок поисковой деятельности. Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Познакомить детей со свойствами и качествами стекла: холодное, гладкое,тонкое – толстое, твердое, прозрачное, водонепроницаемое, хрупкое. Показать, как свойства и качества стекла используют люди при изготовлении предметов.

-  Уточнить представления о профессиях людей: стекловар, стеклодув.

-  Упражнять детей в умении обследовать предметы с помощью сенсорных эталонов, выделяя их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя, рассказывать о результатах обследования, опираясь на схемы – карточки.

Коррекционно-развивающие:

-   Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения, выводы, развивая психические процессы.

- Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными по родам.

-  Развивать связную, доказательную речь, умение отвечать предложениями.

Коррекционно-воспитательные:

-  Сформулировать правила безопасного обращения со стеклянными предметами на основе полученных знаний.

-  Формировать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла.

-  Воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам из стекла.

      Методы и приемы:

- игровые  (проблемно – игровая ситуация, дидактические игры, упражнение- имитация);

- наглядные  (наблюдение за поисково-экспериментальной деятельностью, схемы-карточки, показ картинок предметов из цветного стекла, показ способов действия, поиск предметов из стекла);

- словесные  (беседа, загадка, вопросы, пояснение, описательный рассказ);

- практические  (самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность).

        Оборудование и материалы:

- демонстрационный: стеклянный стакан, железная кружка, бумажный стакан, миска, доска, карточки по сенсорному обследованию предметов, карточки схемы по свойствам и качествам стекла, посуда из дерева, металла, стекла; видео фильм «Выдуваем стекло», иллюстрации предметов из цветного стекла, предметы из стекла: лампочка, аквариум, окно, очки, градусник; стеклянные баночки разного небольшого размера, корзинка.

- раздаточный: маленький тонкий стакан, большой толстый стакан, бумажный стакан, маленькие игрушки, бумажный стакан, по одному карандашу каждому ребенку, мыльные пузыри.

         Предварительная работа: Мультфильм «Маша и медведь» (Маша варит варенье), чтение рассказа К. Чуковского «Федорино горе». Беседа о том, как ухаживать за посудой.  Дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Узнай по звуку» (материал), «Кому нужен материал?», «Сравнение металла и стекла», «Разложи посуду» (по материалу). Ручной труд «Стакан из бумаги». Хозяйственно-бытовой труд «Мытье кукольной посуды». Презентация «Как делают стекло?»

                                 Ход совместной деятельности

Вводная часть

Коммуникативная игра «Я твой друг». Дети стоят в кругу,  произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом:    

                Я  - твой друг,  и ты  - мой друг.

                Встали дружно в общий круг.

                Вместе за руки возьмемся,

                И друг другу улыбнемся.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»

Язычок гулять собрался 

Он умылся, причесался

На прохожих оглянулся

Вправо, влево повернулся

Вниз упал, наверх полез

Раз- и в домике исчез!

Проблемно - игровая ситуация.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам идёт?

Маша: Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости, за помощью. Наварила я медведю много варенья из шишек, моркови, ягод, грибов. Но не знаю, в чём из этого можно хранить варенье? Вы мне поможете в этом разобраться?

Воспитатель: Ну что, поможем Маше?

Дети: Да.

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а ваши мамы, готовят варенье? А какое оно, жидкое или густое? А во что его разливают?

Дети: В банки.  

Воспитатель: Из чего сделаны банки?

Дети: Из стекла.

Воспитатель: Давайте поможем Маше разобраться, почему варенье хранят в стеклянных банках? (Дети садятся за столы.)

Основная часть

Экспериментально - поисковая деятельность

Воспитатель: Что у вас стоит на столе?

Дети: Стакан.

Воспитатель: Из какого материала он сделан?

Дети: Из стекла.

 Воспитатель: Потрогайте стакан. Какой он?  

Дети: Стакан холодный.

 (Спросить нескольких детей, какое стекло. Показать детям карточку - «снежинку», поставить.)  Стекло холодное. 

Воспитатель: Погладьте большой стакан. Какой он?

 Дети: Стакан гладкий  

Стекло может быть гладким. (Показать карточку.)  

Дети: Потрогайте маленький стакан. Какой он по толщине?

Дети: Тонкий.

Воспитатель: Расскажите, про маленький стакан, какой он? (Показываю на карточку «снежинку».)

Дети: Маленький стакан холодный, гладкий, тонкий.

Воспитатель: Потрогайте большой стакан. Какой он по толщине?

Дети: Толстый.  

Воспитатель: Расскажите, про большой стакан, какой он?  (Показываю карточку «Бревно толстое и тонкое»)    Значит, стекло может быть толстым и тонким. 

Воспитатель: Возьмите бумажный стаканчик. Он твердый или мягкий? Его можно смять? Сомните? А стеклянный стакан можно смять? Почему?  

Дети: Твердый. (Показать карточку «Камень»)

Воспитатель: Значит, стекло какое?

Дети: Стекло твердое.

Маша: Дети, я так много узнала нового про стекло. Хочу с вами поиграть в игру «Угадай, что лежит в стакане?» (Дети закрывают глаза, воспитатель кладет в стаканы на мелкие игрушки. У Маши стакан и железная кружка, в которую тоже кладет мелкие игрушки. Дети открывают глаза.)  Какие игрушки спрятала в вашем стакане?

Дети: У меня в стакане матрешка. ….

Маша: Дети играли не честно, они подсматривали. А какие игрушки у меня в железной кружке? Почему не видно? А почему у вас было видно?

Дети: Стекло прозрачное, через него все видно.  (Показать карточку.)  Стекло прозрачное.

Воспитатель: Ребята, где используется свойство стекла – прозрачность, в жизни в быту.

Дети: Окна, очки, часы, аквариум, люстры, лампочки, стекла в машине, градусник.

Маша: Я знаю, где еще? Разолью варенье по банкам и сразу видно, в какой банке яблочное, малиновое, вишневое варенье.

Воспитатель: Подожди, Маша, ещё не всё узнали про свойства стекла?

Маша: Но тогда я поиграю с ребятами. Игровое упражнение с мячом: «Какое варенье?» (дети стоят в кругу)  

Маша говорит из чего она варила варенье, а дети говорят, какое оно. Например, варенье из яблок – яблочное варенье.

Воспитатель: Что я делаю?  

Дети: Наливаете воду в стакан.

Воспитатель: Вода вытекает из стакана?

Дети: Нет.  

Воспитатель: Стекло не пропускает воду, значит вода не проникает через стакан. Это называется водонепроницаемость. Повторите стекло водонепроницаемое. (Схема – карточка. Налить воду в бумажный стакан.)

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Бумага намокает и рвется. Ребята, можно Маши разливать варенье в бумажный стакан? Почему? А в стеклянные банки? Почему?

Воспитатель: Ребята, а если стакан уронить, что с ним будет?

Дети: Разобьется.  

Воспитатель: Значит стекло какое?

Дети: Секло хрупкое.  (Схема – карточка «битого стекла»)

Воспитатель: Если взять в руки битое стекло или наступить на него, то, что может произойти?

Дети: Можно порезаться, пойдет кровь.

  Воспитатель: Со стеклом, ребята, нужно обращаться осторожно, аккуратно. Нельзя стеклянные предметы бросать, бить палкой, камнем. Осколок от стекла может вас поранить.

Воспитатель: Ребята, давайте Маши расскажем, какое стекло. (По схемам - карточкам на доске.)

Физкультурная минутка «Отражение в стекле».

Будь зеркальным отражением,

Повторяй мои движенья-

Раз, (3 прыжка на двух ногах)

Два, (3 хлопка в ладоши)

Три (3раза наклониться вперёд, затем прогнуть спину назад)

И снова повтори!

Игровое упражнение «Назови предмет». (Дети встают вокруг стола, где стоит посуда из стекла.)  

Воспитатель: Ребята, назовите посуду из стекла.  А теперь назовите посуду со словом «стеклянная». Например, стеклянная чашка, стеклянный бокал, стеклянная тарелка, стеклянная салатница и т.д.

Маша: Ребята, сейчас посмотрим насколько вы внимательные. Д/игра «Какого предмета не стало?» (Дети закрывают глаза, кукла Маша убирает один предмет. Дети открывают глаза и называют, какого предмета не стало.)  

Например, нет стеклянной тарелки.

 (Дети встают около другого стола, на котором лежат картинки предметов из цветного стекла: бабочки, петух, цветок, птица, богомол, ваза.)  

Воспитатель: Ребята, стекло еще бывает цветным, его используют для украшения. (Рассмотреть и назвать предметы из цветного стекла.)

 Воспитатель: Ребята, давайте Маши сделаем подарок. (Встаем вокруг другого стола, на котором лежат предметы, сделанные из разных материалов: дерева, металла, стекла, пластмассы) Посмотрите, здесь есть посуда из дерева (металла, пластмассы).  Назовите её. А мы Маши подарим предметы, сделанные из …

Дети: Подарим Маши стеклянные банки под варенье.

 Воспитатель: Почему вы так решили, что это стекло. (Дети доказывают, называя свойства и качества стекла, используя схемы - карточки. Складывают баночки в корзинку.)

Воспитатель: Почему баночки нужно осторожно класть в корзинку?

Дети: Хрупкое, бьется.

Воспитатель: Маша, а ты знаешь, где можно взять стеклянные баночки?

Маша: Нет.

Воспитатель: Дети, а вы знаете?

Презентация «Стеклодув».

Воспитатель: Ребята, стекло – это не природный материал, его придумали люди. Человек, который варит стекло, называют стекловаром. Человек, который делает предметы из стекла, называют стеклодувом. Он набирает в трубочку жидкое стекло и начинает выдувать стеклянные фигурки, предметы, новогодние шары.

Воспитатель: Давайте представим, что вы стеклодувы и будите выдувать «стеклянные игрушки» Что ты выдуваешь? Какая у тебя игрушка? (Маша говорит детям спасибо и уходит.)

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Как нужно обращаться со стеклом? Как называется профессия человека, который варит стекло? Как называется профессия человека, который  выдувает предметы из стекла? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию на тему:«Свойства стекла».

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают для все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый че...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»...