Интеллектуальное развитие дошкольников
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Интеллектуальное развитие дошкольников»
МБДОУ детский сад №7 « Радуга» , ул. Промышленная 19 с. Кулунда
Выполнила Удот М.В.
2025г.
Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников».
Цель: диссеминация элементов инновационного опыта работы по
использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по выстраиванию процесса развития ребенка через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность.
- Заинтересовать педагогов новизной методов и приемов интеллектуального развития дошкольников, активно реализуемых в воспитательно-
образовательном процессе детского сада и семье. Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Инновационным в области интеллектуального развития дошкольников сегодня стало выстраивание процесса развития ребенка через общение,
познавательно-исследовательскую деятельность, игру. Именно эти сквозные механизмы способствуют развитию интеллекта ребенка – дошкольника, не
сводя этот процесс к обучению.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I этап. Вводное слово.
О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных И гений, парадоксов друг… А. С. Пушкин
Начиная работать с детьми, каждому педагогу важно выявить уровень
развития каждого ребенка. Поскольку сегодня у нас проходит своеобразная ролевая игра, я предлагаю вам побыть в роли детей и пройти
импровизированный мониторинг. В мониторинге могут принять участие все присутствующие в аудитории. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить.
Готовы? Тогда начнем:
- Великий русский поэт?
- Фрукт?
- Часть лица?
- Домашняя птица?
А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица).
Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых
полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Встаньте, пожалуйста, мы должны вам поаплодировать.
Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением.
- Поздравляю, коллеги! Вы прошли отборочный тур и стали участниками викторины «Умнички». Присаживайтесь и одевайте конфедератки.
Интеллектуальная разминка (зарядка для ума).
Для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы
начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).
Задается вопрос, если вы знаете на него ответ, необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить.
В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:
- Когда вы смотрите на 2, а говорите 14? (Когда на часах 2 часа дня, т.е. 14 часов.)
- Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)
- Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)
- Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)
- Что случится с вороном, когда ему исполнится два года? (Пойдёт третий год.)
- Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)
- Четыре года назад Саше было 8 лет. Сколько лет будет Саше через 5 лет? (17)
- Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.
Трансляция методов интеллектуального развития дошкольников
- Упражнение на развитие координации движения:
Дятел сел на толстый сук – тук да тук – удары ложками Всем друзьям своим на юг – тук да тук.
Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук, Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук, Что растаял снег вокруг – туки-туки-тук, Что подснежники вокруг – туки-туки-тук. Дятел зиму зимовал – тук да тук,
В жарких странах не бывал – тук да тук.
И понятно, почему – скучно дятлу одному.
- Игры и технологии В. Воскобовича – «Квадрат»
У меня в руках квадрат (на экране картинка с превращениями квадрата В.
Воскобовича): Жил обычный квадрат, всюду одинаковый, ничем не
примечательный. Даже грустно ему от того было! Вот было бы хорошо, если бы я умел превращать и тут он почувствовал что его уголки стали загибаться, и он превратился в домик. Совершите первое превращение квадрата…
- Ух ты, обрадовался квадрат, а что если мне стать конвертом? – подумал квадрат и превратился в конверт.
- Совершите второе превращение квадрата.
С виду обычный квадрат, а на самом деле уникальное пособие для развития у детей пространственно-конструктивных способностей. Этот квадрат может
стать и конфетой, и ежиком, и летучей мышью, и семафором, и звездочкой. Дети, увлеченные сказочным сюжетом, с удовольствием экспериментируют с квадратом.
- Упражнения на развитие памяти
- Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В
дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь.
Лев Толстой говорил: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Поэтому развитием памяти нужно начинать заниматься с раннего детства. Как вариант, я предлагаю вам несколько упражнений:
Внимательно посмотрите на экран, на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек).
- Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)
- Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)
- Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка)
- Назовите картинки с изображением игрушек? (пирамидка, мяч)
- Назовите предметы зеленого цвета. (огурец, мяч)
- Сколько всего предметов было? (8).
- Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц
- Разучивание стихов – это один из самых распространенных способов
развития памяти. Но не все знают, как процесс разучивания стихов облегчить и превратить в увлекательную игру. Посмотрите на экран, я зачитаю вам
стихотворенье, постарайтесь его запомнить. Попробуйте повторить его. Это даже у взрослых вызвало затруднение.
Совсем другое дело, когда перед глазами появляется мнемотаблица (на экране).
Попробуйте рассказать стихотворение, опираясь на таблицу. Получилось!
- Подобные таблицы могут составлять сами дети, рисуя картинки или используя схематическое изображение предметов.
- Придумывание загадок
«Если мы хотим научить думать, то, прежде всего мы должны научить придумывать» – говорил Дж. Родари.
Все дети любят отгадывать загадки, ну а особенно любят их придумывать.
Сейчас мы с вами, коллеги, попробуем придумать загадки. Алгоритм деятельности следующий:
- выбор объекта;
- описание нескольких характерных для предмета свойств, признаков;
- исключение объектов, обладающих такими же признаками;
- редактирование загадки.
На столах лежат предметные картинки, выберите, ту, про которую вы будете составлять загадку (на экране опорные вопросы и выражения: Что? Какой или что делает? Но не).
- Экспериментирование
С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20%
- от того что делали сами (цитата Р. Эмерсон).
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:
- У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида).
- Какой вариант предлагаете вы?
- Давайте опробуем.
- Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный).
- Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)
- Теперь он выдержит стакан? (нет)
- Почему? (лист не достаточно жесткий)
- Как можно увеличить жесткость листа?
- Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)
- А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)
- А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)
- Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.
Только что, коллеги, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей во время экспериментирования базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.
#1056;елаксация
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.
- У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа и спою песенку про то, как я рада его видеть
- «Я очень рада, что Алла в группе есть…»
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его
следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!
- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.
V. Итог
Уважаемые коллеги! Я продемонстрировала вам часть той работы, которая проводится в нашем детском саду по развитию интеллектуальных
способностей детей.
Благодарю за участие и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников
Общая характеристика программы:Направленность, в рамках которой реализуется программа: воспитательно-развивающая. Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данна...
Эксперимент "Интеллектуальное развитие дошкольника посредством использования ИКТ"
Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих...

"Умственное развитие в дошкольном возрасте. Интеллектуальное развитие дошкольника".
Задачи умственного воспитания понимают порой упрощенно, стараясь «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. В режиме дня малыша не...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ- ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".
Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

Консультация для воспитателей Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)»
Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)...

Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....