Проект "Путешествие в подводное царство"
проект (младшая группа)

Баранова Юлия Александровна

Воспитательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ml.gr_._puteshestvie_v_podvodnoe_tsarstvo.docx728.24 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

       

Познавательно – творческий проект

 в младшей группе

на тему:

«Путешествие в подводное царство»

   

Выполнила воспитатель:

Баранова Юлия Александровна

п. Рефтинский, 2024 г

Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий

Срок реализации: краткосрочный

Участники: воспитатели, дети младшей группы.

Актуальность

Экологическое образование и воспитание – чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.      Цель: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей..

Задачи:

  • расширять представления детей об обитателях водных просторов;
  • формировать умение размышлять; развитие логического мышления;
  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности; использовать различные нетрадиционные художественно изобразительные техники;
  • воспитывать дружелюбные отношения и интерес к обитателям морских глубин;
  • способствовать формированию родительского интереса к воспитательному процессу.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?».
  • подбор раскрасок с морскими обитателями .

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

-  постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов;

-  подбор материала

-  подбор консультаций, рекомендаций для педагогов и родителей.

-  подбор упражнений, игр.

  1. Основной этап

Виды деятельности

Название видов деятельности

Сюжетно-ролевые игры

«Путешествие на корабле»,

«Подводная экспедиция» (опыты и эксперименты);

Дидактические игры

«Чей силуэт?», «Четвертый лишний», разрезные картинки «Обитатели океана»,

«Чья тень?», «Собери Дельфина», «Укрась аквариум», «Кто здесь живет?»

Беседы

О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире

Рассматривание картин

Рассматривание  картин, изображающих подводный мир. 

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;

Составление рассказа по картинке

«Мальчик ловит рыбу», «На рыбалке с папой»

Загадки о морских обитателях

Вечер загадок, стихов о морском мире.

Подвижные игры

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

Пальчиковые игры

«Чайка», «Лодочка».

Физкультминутки

«Осьминожки»

Рисование

Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

Рисование на тему «Дельфин»

Лепка

Лепка  «Разноцветные рыбки»

Аппликация

Коллективная работа «В морских глубинах»

Чтение художественной литературы

Заучивание стихов о  жителях  подводного мира.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Скандинавская народная сказка «Волшебная рыба»,

В. Орлова «Для чего морю наряды?»;

Слушание музыки

Прослушивание  песен о море;

Слушание  музыки: «Звуки моря»,

Музыкальные игры

«Веселые рыбки»; «Рыболовы»;   

«Море волнуется»  

  1. Заключительный этап
  • Коллективная работа «В морских глубинах»

Ожидаемые   результаты   проекта

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;
  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

Вывод

 Детям очень понравились наши занятия, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать, что-то новое об обитателях подводного мира. Дети с интересом рассматривали предложенные нами картинки обитателей моря, с какими-то они уже были знакомы, а каких-то видели впервые и с удовольствием узнавали новое. Нам удалось заинтересовать и удивить детей, мы увидели, насколько хорошо у детей развита память, фантазия.

 Взаимодействие с родителями

  • консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;
  • участие в выставке поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей.

Итоги проекта

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую).

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с аквариумом и его обитателями, дети проявляли интерес и желание играть с дидактическим и наглядным материалом.

Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

Список используемой литературы

  1. Левина С.А., Тукачева С.И. Физкультминутки. Вып.1. Волгоград: Учитель, 2016. 67 с.
  2. Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста (изобразительная деятельность). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 128 с.
  3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2012. 333 с.
  4. Николаева С.Н., Комарова  И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: ГНОМ, 2011. 128 с.
  5.  Нищева  Н.В. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. 320 с.
  6.  Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 1. Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. М.: Воспитание дошкольника, 2010. 96 с.

Приложение 1

Детские загадки о рыбках и их жизни

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

Ответ (Аквариум)

Хвостом виляет,

зубаста, а не лает.

Ответ (Щука)

В реке большая драка:

Поссорились два ...

Ответ (рака)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Ответ (Рыбка)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Ответ (Сом)

Стихи про рыб

Разговор рыбок

В тихой речке

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала:

- Здравствуй!

- Здравствуй!

- Как дела?

- На рыбалке я была,

Я удила рыбака,

Дядю Петю – чудака.

- Где же твой рыбак?

Попался?

- Нет, ушел, хитрец!

Сорвался!

Е. Чеповецкий

Ерши

Над речушкою

В тиши

Шелестят камыши.

А в воде

У камышей

Шесть задиристых ершей.

Не ершитесь вы, ерши,

Лучше спрячьтесь в камыши.

Вас ершей-малышей

Щука ждет у камышей.

Ю. Могутин

Золотые рыбки

Рыбкам в банку

Сыплют манку.

Рыбки золотом горят.

Мне из манки спозаранку

Варят кашу и твердят,

Что и я от каши той

Тоже буду золотой.

В. ОрловНа рыбалке

Петя с удочкой сидит,

Зорко на воду глядит.

В ней малютки карасята

Роют ил, как поросята.

Стая старых карасей

Водяную карусель

Бойко вертит у крючка,

Отвлекает рыбачка,

Чтобы снять червя с крючка.

Г. Ладонщиков

Щука

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси!

Я хозяйка здесь, в пруду.

На охоту я иду.

А. Леонтьев

Приложение 2

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Цель игры: формирование согласованности движений

Выбор ведущего и водящего: в роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры. Сначала по считалке выбирают одного водящего, потом другого.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

- Здравствуй! - Здравствуй!

- Как дела?

- На рыбалке я была,

Я удила рыбака,

Дядю Петю чудака.

- Где же твой рыбак?

Попался?

- Нет, ушел хитрец,

Сорвался.

Описание хода игры:

Игроки - «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть»(берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.

Правила и условия игры:

• Если рыбка попалась в сеть, она присоединяется к рыбакам.

• Рыбаки могут поймать в сеть только одну рыбку.

Дозировка 2-3 раза

П/и «Удочка»

Цель: учить правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель  с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.

Приложение 3

 Цикл наблюдений за обитателями аквариума.

1. «Кто живет в нашем аквариуме». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.

2. «Как рыбы плавают и отдыхают». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.

3. «Как дышат рыбы». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.

4. «Наведи порядок в аквариуме». Цель: Учить замечать изменения в состоянии аквариума – грязь, на дне, налет на стекле, уменьшение воды, пыль и пятна на стеклах, оценивать эти изменения как ухудшение условий для жизни водных обитателей. Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.

Приложение 4

Опыты с водой

1. “Что увидим через воду?”

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.

Вопросы к детям: что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем бросить в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?

Предложить детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети закрывают глаза.

Вопрос к детям: почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).

4. «Плавает или тонет».

Цель: познакомить детей со свойством воды – плотностью, показать отличие пресной и соленой воды.

Оборудование: два прозрачных стакана, теплая вода, соль, сырое яйцо.

Рассказать детям о том, что соленая вода плотнее пресной, поэтому в соленой воде легче плавать, так как вода лучше держит предметы или человека, как бы выталкивает предметы из воды. Предложить детям растворить в одном стакане с водой как можно больше соли, затем попробовать опустить в этот стакан яйцо, затем переложить яйцо в стакан с простой, пресной водой. Что происходило с яйцом в соленой воде, что – в пресной воде? Подвести детей к выводу о том, что соленая вода плотнее пресной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

Сказочный мир подводного царства в твоем доме.

Занятие в средней группе по экологическому воспитанию....

Интегрированное занятие «Бал в подводном царстве»

Интегрированное занятие для старшего дошкольного возрастаЦель:совершенствовать способность понимания художественного образа, его характер и настроение; развитие фантазии и воображения при с...

Подводное царство

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»...

Сказочная страна-подводное царство

Конспект занятия по рисованию.Техника по "мокрому листу". Задачи:Учить детей рисовать необычным способом.Уметь передавать композицию в рисунке.Развивать фантазию,воображение,творческую деятельность.Во...

Календарно-тематическое планирование "в подводном царстве, в подводном государстве"

Календарно-тематическое планирование  "в подводном царстве, в подводном государстве"...