«Театральная палитра»
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Театральная палитра"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 города Кузнецка
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Театральная палитра»
Возраст обучаемых: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Титова Светлана Васильевна
г. Кузнецк,
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1 | Оглавление программы | стр.2 |
Пояснительная записка | стр.3 | |
Цели и задачи Программы | стр.4 | |
Календарный учебный график | стр.5 | |
Учебный план | стр.6 | |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности | стр.6 | |
2 | Учебно – тематический план | стр.7 |
3 | Список литературы | стр.17 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театрализованная деятельность - удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок, учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Нормативная документация
- Федеральный закон от #1075;.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1008 г. Москвы «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от №1726-Р.
Цель: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать познавательный интерес;
- знакомить детей с видами театрального искусства; с театральной терминологией;
- формировать умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- формировать умение строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
- формировать умение подбирать определения к заданным словам; подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам;
Развивающие:
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов; пополнять словарный запас;
- развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях;
- развивать интерес к сценическому искусству;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться);
- развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
- развивать чувство ритма и координацию движений;
- развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность;
- развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;
- воспитывать культуру поведения в театре.
В Программе участвуют дети от 5 до 6 лет.
Срок реализации Программы - 1 год.
Форма проведения образовательной деятельности – творческая мастерская; образно - игровой этюд; театральная игра; ритмопластика; игры и упражнения на развитие культуры и техники речи; работа над спектаклем и т.п.
Календарный учебный график
Образовательная деятельность проводится с 1 октября по 30 июня в режиме пятидневной рабочей недели.
Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю в соответствии со следующим объемом нагрузки
№ п/п | Этапы | Продолжительность образовательной деятельности | Количество образовательной деятельности в неделю | Объем образовательной нагрузки в неделю | Объем образовательной нагрузки по программе в год |
1 | Один год обучения |
25-30 минут | 2 | 50-60 минут | 80 часов |
Всего: 80 часов | |||||
Программа включает в себя 80 академических часов и предусматривает 5 разделов:
- «Театральная игра» (направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях);
- «Ритмопластика» (комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения);
- «Культура и техника речи» (игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи; игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять, подбирать простейшие рифмы);
- «Основы театральной культуры» (виды театрального искусства; театр снаружи и изнутри; культура зрителя);
- «Работа над спектаклем» (знакомство с произведением; от этюдов к спектаклю).
Учебный план
(академические часы)
№ п/п |
Разделы | 1 год обучения теория/практика | Объем образовательной нагрузки за весь период обучения |
1. | «Театральная игра» | 0,5/17 | 17,5 |
2. | «Ритмопластика» | 0/18 | 18 |
3. | «Культура и техника речи» | 0,5/18 | 18,5 |
4. | «Основы театральной культуры» | 4/2 | 6 |
5. | «Работа над спектаклем» | 0/20 | 20 |
Итого: | 5/75 | 80 |
Ожидаемые результаты
и способы определения их результативности
Уметь:
- снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- запоминать заданные позы;
- делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- выразительно прочитать наизусть диалогический текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
- передавать образ героя характерными движениями;
- составлять предложения с заданными словами;
- строить простейший диалог;
- сочинять этюды по сказкам;
- действовать на сцене в коллективе; держаться уверенно перед аудиторией.
Знать:
- 5-8 артикуляционных упражнений; 4-5 пальчиковые гимнастики;
- наизусть 5-7 стихотворений русских и зарубежных авторов;
- виды театров (пальчиковый, настольный, би-ба-бо, теневой, кукольный);
- правила поведения в театре.
2. Учебно-тематический план
Месяц | Тема | Теория | Практика | Всего |
Октябрь | 1.Театральная игра. Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса. Игры: «Эстафета», «Знакомство», «Веселые обезьянки» 2.Ритмопластика. Игры и упражнения: «Самолеты и бабочки», «Осенние листья», «Муравьи». Культура и техника речи. Сила голоса. Работа над активизацией мышц губ. 3.Театральная игра. Игры: «Кто во что одет?», «Вышивание», «Внимательные матрешки». Театр на магнитах «Курочка Ряба». 4. Ритмопластика. Игры и упражнения: «Бабочки», «Мокрые котята». Культура и техника речи. Скороговорки. Основы театральной культуры. Просмотр видеозаписи о кукольном театре. 5. Театральная игра. Сюжетно-ролевая игра «Театр». 6.Ритмопластика. Минутки веселой пантонимы. Театральная игра. Театр на палочках «Репка». 7. Культура и техника речи. Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Колокольчик». Стихотворение И. Демьянова «Два кота сидят на крыше». Театральная игра. Пальчиковый театр «Теремок». 8. Ритмопластика. Игры и упражнения: «Первая потеря», «Осенние листья». Театральная игра. Настольный театр на фетре «Три поросенка». | 0,5 0,5
| 0,5 1
1
0,5
1 1 1
1 | |
Всего: | 1 | 7 | 8часов | |
Ноябрь | #1058;еатральная игра. Подготовка к драматизации по произведению С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Ритмопластика. Минутки веселой пантонимы. 2. Культура и техника речи. Разучивание потешек, песенок «Зайчишка-трусишка», «Сидит, сидит зайка…» Основы театральной культуры. Беседа – диалог о создателях спектакля. 3. Ритмопластика. «Веселая зарядка». Культура и техника речи. Диалог героев произведения «Сказка о глупом мышонке». 4. Работа над спектаклем. Подготовка к драматизации сказки «О глупом мышонке», распределение ролей, репетиция. 5. Ритмопластика. «Веселая зарядка». Основы театральной культуры. Рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров. 6. Культура и техника речи. Диалог героев произведения «Сказка о глупом мышонке». Работа над спектаклем. Подбор костюмов, репетиция. 7. Ритмопластика. Упражнение «В царстве золотой рыбки». Работа над спектаклем. Подбор костюмов, репетиция. 8. Показ театра «Сказка о глупом мышонке» | 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 1 0,5 1 2 1 | |
Всего: | 1,5 | 6,5 | 8часов | |
Декабрь | #1058;еатральная игра. Игры: «Дружные звери», «Передай позу». Ритмопластика. «Снежинки». Культура и техника речи. Пальчиковая гимнастика: Идут четыре братца навстречу старшему: - Здравствуй, большак! - Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка, Да крошка-Тимошка! #1058;еатральная игра. Теневой театр «Красная шапочка». Культура и техника речи. Диалог героев сказки «Красная шапочка». 3. Культура и техника речи. Пальчиковая гимнастика: Идут четыре братца. Театральная игра. Теневой театр «Красная шапочка». 4. Ритмопластика. Снежинки. Культура и техника речи. Стихотворения о зиме. 5. Театральная игра. Игра «Давай хохотать». Основы театральной культуры. Просмотр видеозаписи: детский театр. 6. Театральная игра. Этюды: «Ссора», «Обида», «Встреча». Ритмопластика. «Звезды и роботы». Культура и техника речи. Скороговорки: «Шесть мышат в камышах шуршат»; «Сшила Саша Сашке шапку». 7. Ритмопластика. Логоритмика «Краденое Солнце». Театральная игра. Теневой театр «Красная шапочка». 8. Основы театральной культуры. Просмотр видеозаписи театра ростовых кукол. Ритмопластика. «Звезды и роботы». Культура и техника речи. Стихи о Новом годе. | 0,5 0,5 | 1 1 1 1 0,5 1 1 0,5 | |
Всего: | 1 | 7 | 8часов | |
Январь |
Работа над спектаклем. Театр би-ба-бо «Разные колеса».
|
0,5 0,5 | 1 0,5 1 0,5 1 1 1 1 | |
Всего: | 1 | 7 | 8часов | |
Февраль | #1058;еатральная игра. Игровое упражнение «Одно и тоже по-разному». Ритмопластика. «Не ошибись. Поймай хлопок», «Шея есть, шеи нет». Культура и техника речи. Игровое упражнение «Вопрос-ответ». Стихотворения Вл. Степанова «Три собаки», «Кошка». 2. Основа театральной культуры. Показ фотографии зрительного зала Пензенского драматического театра. Театральная игра. Построить с детьми из стульев зрительный зал, отметить расположение на сцене занавеса и кулис. Театральная игра. Этюды на поведение в зрительном зале. Игра «Что можно взять с собой в театр?» 3. Культура и техника речи. Игровое упражнение «Вкусные слова». Считалка Е. Благининой. Театральная игра. Упражнение со стульями. 4. Ритмопластика. «Метель», «В лесу». Работа над спектаклем. «Сказка про Паучка». 5. Ритмопластика. «Чудеса начинаются». Работа над спектаклем. «Сказка про Паучка». 6. Культура и техника речи. Скороговорка «Мышки сушки…». «Считалка» Н. Пикулева. Театральная игра. Игры «Живой телефон», «Волшебная палочка и мячик». 7. Ритмопластика. «Метель», «Заколдованный лес». Работа над спектаклем. «Сказка про Паучка». #1050;ультура и техника речи. Игровое упражнение «Сочини предложение». Забавные стихи «Вежливый слон», «Комар и слон». Работа над спектаклем. «Сказка про Паучка». | 0,5 | 1
0,5
1
1 1 1 1 1 | |
Всего: | 0,5 | 7,5 | 8часов | |
Март | #1056;итмопластика. «Шурум-Бурум». Культура и техника речи. Скороговорка «Съел Валерик вареник…». Стихи о маме и бабушке. Театральная игра. Игра «Король». 2. Ритмопластика. «Шурум-Бурум». Работа над спектаклем «Сказка про паучка». 3. Ритмопластика. «Утро начинается». Работа над спектаклем «Сказка про паучка». 4. Театральная игра. Этюды по сказкам (задания: наматывать клубок, вышивать, рисовать, стирать платочек). Ритмопластика. «Петрушки». Работа над спектаклем «Сказка про паучка». 5. Культура и техника речи. Игровые упражнения «Фыркающая лошадка», «Веселый пятачок». Пальчиковая гимнастика «Дом». Театральная игра. Игра «Дедушка Мазай» 6. Театральная игра. Игры «Эстафета», «Веселые обезьянки». Ритмопластика. «Чебурашка». Работа над спектаклем «Сказка про паучка». 7. Театральная игра. Игровое упражнение «Одно и тоже по-разному». Ритмопластика. «Не ошибись. Поймай хлопок», «Шея есть, шеи нет». Культура и техника речи. Игровое упражнение «Вопрос-ответ». 8. Театральная игра. Этюды: «Ссора», «Обида», «Встреча». Ритмопластика. «Звезды и роботы». Культура и техника речи. Скороговорки: «Шесть мышат в камышах шуршат»; «Сшила Саша Сашке шапку».
| 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Всего: | 0 | 8 |
8часов | |
Апрель | #1058;еатральная игра. Игры «Цапля», «Дружные звери». Ритмопластика. «Петрушки». Работа над кукольном спектаклем «Заюшкина избушка». 2. Ритмопластика. «Ежик». Культура и техника речи. Стихи о весне. 3. Театральная игра. Игры «Руки-ноги», «Есть или нет?» Работа над кукольном спектаклем «Заюшкина избушка». 4. Ритмопластика «Малыши на прогулке». Работа над кукольном спектаклем «Заюшкина избушка». 5. Театральная игра. Игры «Тень», «Внимательные звери». Ритмопластика «Логоритмика «Краденное солнце». 6. Основы театральной культуры. Показ видео видов театров (фрагменты драматического театра, балета, оперы). Ритмопластика. «Чудеса начинаются». 7. Театральная игра. Игры «Цапля», «Дружные звери». Ритмопластика. «Петрушки». Работа над кукольном спектаклем «Заюшкина избушка». 8. Культура и техника речи. Игровые упражнения: «Мыльные пузыри», «Колокольчик». Работа над кукольном спектаклем «Заюшкина избушка». | 0,5 | 1 1 1 1 1 0,5 1 1 | |
Всего: | 0,5 | 7,5 | 8часов | |
Май | #1056;итмопластика. «Самолеты и бабочки», «Первые цветы». Работа над спектаклем. Театр на ложках «Жадина». 2. Культура и техника речи. Игры «Вкусные слова», «Ручной мяч». Театральная игра. Игры «Дедушка Мазай», «Передай позу». 3. Ритмопластика. «Шурум-Бурум». Работа над спектаклем. Театр на ложках «Жадина». 4. Ритмопластика. «Барабанщики», «Чебурашка». Театральная игра. Сюжетно-ролевая игра «Театр». 5. Основы театральной культуры. Викторина «Что мы знаем о театре?» Ритмопластика. «Конкурс лентяев», «Пальма». 6. Культура и техника речи. Забавные стихи. «Приятная встреча» Б. Заходер; «Маленькие феи» С. Маршак. Ритмопластика. «Разноцветная игра». 7. Театральная игра. Игры «Живой телефон», «Волшебная палочка и мячик». Работа над спектаклем. Театр на ложках «Жадина». #1050;ультура и техника речи. Игры «Вкусные слова», «Ручной мяч». Театральная игра. Игры «Дедушка Мазай», «Передай позу». | 0,5 | 1 1 1 1 0,5 1 1 1 | |
Всего: | 0,5 | 7,5 | 8часов | |
Май | #1058;еатральная игра. Этюды: «Радость», «Гнев», Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Культура и техника речи. Зарядка для языка «Жало змеи», «Конфетка», «Уколы». Упражнения на три вида выдыхания. Игра с рифмой «Похожий хвостик». #1056;итмопластика. «В лесу». Культура и техника речи. Игровые упражнения «Придумай диалог», «Фантазии о…». Работа над спектаклем. «Муха Цокотуха». #1056;абота над спектаклем «Муха Цокотуха». 4. Культура и техника речи. Забавные стихи. «Приятная встреча» Б. Заходер; «Маленькие феи» С. Маршак. Ритмопластика. «Разноцветная игра». 5. Работа над спектаклем. «Муха Цокотуха». 6. Ритмопластика. «Веселая зарядка». Культура и техника речи. Диалог героев произведения «Муха Цокотуха». 7. Театральная игра. Этюды: «Радость», «Гнев», Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Культура и техника речи. Зарядка для языка «Жало змеи», «Конфетка», «Уколы». Упражнения на три вида выдыхания. Игра с рифмой «Похожий хвостик». #1056;абота над спектаклем. «Муха Цокотуха». | 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Всего: | 0 | 8 | 8часов | |
Июнь | #1058;еатральная игра. Этюды «Сегодня мы идем в театр», «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программка». Ритмопластика. «Утро начинается». 2. Работа над спектаклем. «Муха Цокотуха». 3. Работа над спектаклем. «Муха Цокотуха». 4. Театральная игра. Игровые упражнения: «Одно и то же по-разному», «Превращение комнаты». Культура и техника речи. Игры «Чудо-лесенка», «Самолет». 5. Работа над спектаклем. Театральное представление «Театральный теремок» 6. Работа над спектаклем. Театральное представление «Театральный теремок» 7. Работа над спектаклем. Театральное представление «Театральный теремок» #1056;абота над спектаклем. Театральное представление «Театральный теремок» | 1
1 1 1
1 1 1
1 | ||
Всего: | 0 | 8 | 8часов |
Список литературы:
#1040;ртемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. Просвещение, 1991г.
#1069;.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», М., Владос,2004г.
#1065;еткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по театрализованной деятельности детей 6-7 лет "Театральная палитра"
Программа кружка рассчитана на детей подготовительной к школе группы. Занятия проводятся всей группой, по подгруппам и индивидуально 2 раза в неделю в течение 1 года. Программа состо...

Проект «Театральная палитра»
Актуальность: С каждым годом растет число детей с отклонениями в речевом развитии. Страдает внешнее оформление речи: выразительность, эмоциональность и т. д. Это объясняется неуверенностью детей, кото...

Презентация программы "Театральная палитра"
В презентации раскрыты цель, задачи, методы программы, планируемые результаты, критерии оценки детей...

Программа "Театральная палитра"
Музыкальная деятельность рассматривается как средство и условие вхождения ребенка в мир культуры, искусства, творчества. Основой музыкальной культуры ребенка является эмоциональная отзывчивость на муз...

ДОП программа "Театральная палитра
Дополнительная прграмма . "Театральнная палитра" для детей среднего возраста....

Технология Театрализованная деятельность. Кружок "Театральная палитра"
Богатейшее поле для истетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашей группе я веду театральный кружок "...

ПРОГРАММА дополнительного образования. «Театральная палитра»
Цель:- воспитание у ребенка основ общей культуры;-приобщение детей к искусству театра;- развитие творческой активности и игровых умений детей...
