Статья «Экологическое воспитание дошкольников посредством использования интерактивных технологий».
консультация (подготовительная группа)

Колдаева Ирина Матвеевна

Статья «Экологическое воспитание дошкольников посредством использования интерактивных технологий».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologiya.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Экологическое воспитание дошкольников посредством использования интерактивных технологий».

Экологическое образование предполагает формирование у ребёнка интереса к природе, эмоциональное отношение к её объектам, способность видеть её красоту природы и желание её сохранить. Главной нашей задачей, как педагогов ДОУ, является, научить ребёнка относится к любому живому существу, организму как самому ценному, единственному, уникальному, имеющему право на жизнь.

В 2025 году экологическое образование дошкольников переходит от пассивного созерцания к активному цифровому исследованию. Интерактивные технологии позволяют визуализировать скрытые природные процессы, делая обучение наглядным и динамичным.

Современное экологическое воспитание в ДОУ опирается на следующие документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО): ставит задачу формирования первичных представлений об объектах окружающего мира и их взаимосвязях.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) подчеркивает важность формирования у детей основ экологической культуры и бережного отношения к природе.

Использование ИКТ в экологическом воспитании позволяет показать процессы, недоступные для прямого наблюдения (рост цветка за 1 минуту, миграция птиц, круговорот воды), моделировать экологические ситуации (сортировка мусора в виртуальном городе, очистка водоема), повысить мотивацию за счет игровых механик и быстрой обратной связи.

Экологическое воспитание направлено на формирование у детей осознанного отношения к окружающей среде, развитие чувства ответственности за природу и понимания важности её сохранения. В дошкольном возрасте дети активно познают мир, и именно в этот период можно заложить основы экологической грамотности.

Интерактивные технологии, такие как мультимедийные презентации, образовательные приложения, виртуальные экскурсии и интерактивные игры, делают процесс обучения более увлекательным и доступным. Они позволяют детям не только получать информацию, но и активно участвовать в образовательном процессе, что способствует лучшему усвоению материала.

Примеры использования интерактивных технологий:

1. Мультимедийные презентации: Использование ярких изображений, видео и анимаций помогает привлечь внимание детей и сделать сложные экологические концепции более понятными. Например, можно создать презентацию о различных экосистемах, их обитателях и важности их сохранения.

2. Образовательные приложения: Существуют множество приложений, которые предлагают игры на тему экологии. Дети могут учиться сортировать мусор, ухаживать за виртуальными растениями или животными, что способствует развитию навыков заботы о природе.

3. Виртуальные экскурсии: С помощью технологий можно организовать виртуальные экскурсии в заповедники, национальные парки или океанариумы. Это позволяет детям увидеть живую природу и понять её красоту и хрупкость.

4. Интерактивные игры: Игры с элементами обучения, такие как квесты или викторины на тему экологии, могут сделать процесс обучения более динамичным и интересным.

5. Документ камера — это специальная видеокамера на гибком штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру. Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Все что "видит" камера в реальном времени передается на экран. Можно показывать книги, картинки, опыты, схемы, прозрачные пленки, все что угодно. Итак, документ-камера может использоваться на занятиях, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью документ-камеры, позволяет детям «погружаться» в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях.

Экологическое воспитание через интерактивные технологии позволяет подготовить ребенка к жизни в высокотехнологичном мире, сохраняя при этом фундаментальную связь с природой. Такой подход соответствует требованиям ФОП ДО, обеспечивая современное качество образования и формирование экологически грамотного поколения. Таким образом, экологическое образование будет проходить более успешно, если наряду с традиционными технологиями обучения, включать в образовательный процесс и интерактивные технологии.

Список использованных источников.

  1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Мельничук Е.М. Об экологическом воспитании детей средствами интерактивных технологий / Е.М.Мельничук // Проблемы и перспективы развития образования в России. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2016. - №7. - С. 111-116.
  4. Филиппова Г. Психологические основы экологического образования / Г.Филиппова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 10. - С. 74-77.
  5. Харханова Г.С. Интерактивные методы обучения: дис. … канд. пед. наук / Г.С.Харханова. - Калининград, 2016. - 142 с.
  6. Ягодин Г.А. Химическая технология и охрана окружающей среды / Г.А.Ягодин, Л.Г.Третьякова. - М.: Приор, 2018. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO - технологии

Мастер-класс для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с использованием Lego - технологий...

книга Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO – технологии /Методическое пособие для педагогов ДОУ.

В методическом пособии описана система работы с педагогами и их воспитанниками по экологическому воспитанию, начиная с младшего дошкольного возраста. Цель   - развитие  у детей конструк...

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством использования интерактивной технологии»

Опыт работы по использованию приёмов  интерактивной технологии для развития связной речи дошольников....

Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников, посредством использования современных педагогических технологий

Лэпбук – это средство закрепления и систематизации экологических представлений детей  дошкольного возраста. (слайд 2)В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «кн...

Формирование грамматического строя речи дошкольников посредством использования интерактивных технологий

Презентация для педагогов ДОУ. Раскрывает актуальность и значимость использования интерактивных технологий в формировании ГСР дошкольников....

Статья "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектно - исследовательской деятельности".

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всѐ больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина ; в деятельности человека в природе, часто безграмо...