Здоровый малыш
методическая разработка по теме

Соломенникова Наталья Николаевна

Программа оздоровления детей в условиях ДОУ

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы Сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные под­ходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастаю­щего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_malysh.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ

Программа оздоровления детей в условиях ДОУ

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы Сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

Раздел 1

 1.1. Общие положения

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воз-

действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

1.2. Цель программы

Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Законы Ставропольского края «Об образовании», «О здравот охранении».

3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

4. Городская программа «Здоровьесберегающие технологии в обг разовании детей на 2000—2004 гг.».

5. Устав образовательного учреждения.

1.4. Ожидаемые результаты

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

3. Овладение навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

1.5. Объекты программы

Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Раздел 2 Основные принципы программы

1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.  Принцип адресованности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

5. Принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Раздел 3

Основные направления программы

Профилактическое

Г. Обеспечение благоприятного течения адаптации;

2.  Выполнение сангигиенического режима;

3.  Проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий;

4.  Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

5.  Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;

6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2.  Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

3.  Составление индивидуальных планов оздоровления;

4.  Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

5.  Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

6.  Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебное

1.  Противорецедивное лечение хронических заболеваний;

2.  Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;

3. Дегельминтизация;

4. Антиструминопрофилактика эндемического зоба;

5. Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей;

6.  Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Раздел 4

Обеспечение реализации основных направлений программы

4.1. Техническое и кадровое обеспечение

1

Приобретение необходимого оборудования: — медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижевского, витафон, тубус-кварц); — технологического (духовой шкаф); — спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн); — мебели (стулья)

Зав. ДОУ Зам. зав. по АХР

2

Осуществление ремонта: — пищеблока; — прачечного комплекса; — коридоров; — игровых площадок

Зав. ДОУ Зам. зав. по АХР

3

Оборудование помещений: — зимнего сада; — уголка ОБЖ; — прогулочной площадки в здании; — мини-музея; — сенсорной комнаты

Зам. зав. по УВР Специалисты

4

Пополнение среды нестандартными пособиями: — объемными модулями; — чудо-ковриками (тренажеры Заикина); — зрительно-телесными тренажерами (В.Ф. Базарного)

Воспитатели

5

Введение дополнительных услуг: — музыкально-театральной деятельности; — художественного труда; —спортивной борьбы; — художественной гимнастики; — занимательной психологии

Зам. зав. по УВР Специалисты

6

Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда»

Воспитатель по физо

7

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ)

Зам. зав. по АХР

4.2. Организационно-методическое и пснхолого-педагогнческое обеспечение

1

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей

Администрация ОКГ «Взгляд»

2

Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП

Зам. зав. по УВР

3

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:                 '                           , о* — ароматерапия Г. Лавреновой; — сеансы самооздоровления B.f. Кудрявцева; — энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепе-лицина; — учебная гимнастика П. Деннисона; — спецзакаливание А. У майской; — парадоксальная гимнастика A. Стрельниковой — психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного; — вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; — ВЛГДБутейко; — АФК В. Казьмина; .: — лечебные игры Галанова; — театр физического развития и оздоровления Н. Ефименко

Зам. зав. по УВР ИТГ «Поиск»

4

Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам

Зам. зав. по УВР

5

Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введшие дней радости, каникул, гибкий график занятий)

Зам. зав. по УВР

;6

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога)

Воспитатели

Введение специальных занятий (экономические, ОБЖ, ритмика)

Специалисты

8

Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия)

Зам. зав. по УВР

9

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей

Воспитатели

10

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов, проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта, «телефон доверия»)

Воспитатели

11

Налаживание тесного контакта с медико-психологическими и социальными службами города (психологический центр реабилитации и коррекции «Росток», центр досуга «Гармония»)

Зам. зав. по УВР

12

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

Зав. ДОУ

13

Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегаю-щих технологий в УВП ДОУ

Зав. ДОУ

;                   Раздел 5

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1

Обеспечение здорового зитма жизни

— щадящий режим (адапт. период); — гибкий режим; —■ организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса; — учет лунного ритма; — учет биоритмов; — учет астрологического прогноза; — коррекция биоритмологической активности

все группы

—.//—

— //— ;

— .//—

— II— ; — II— :

ср.,ст.,кл.щ.

2

Физические упражнения

— утренняя гимнастика; — физкультурно-оздоровительные занятия; — подвижные и динамичные игры; — профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога, улучшение осанки, плоскостопие, зрение); — спортивные игры; — занятия в спортивных секциях; — занятия аэробикой; — терренкур (дозированная ходьба); '— пешие прогулки (турпоход)

все группы

— 11 — — II—'

МЛ.-КЛ.Ш.

ср., ст., кл.ш.

—II— —II—, —II—

3

Гигиенические и водные процедуры

— умывание; — мытье рук; — местный и общий душ; — игры с водой; — обеспечение чистоты среды; — посещение бассейна

все группы

__И__

—// — __II__

— // —

СТ., КЛ.Ш.

4

Свето-воздушные ванны

— проветривание помещений (в том числе сквозное); — сон при открытых фрамугах; — прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); — обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

все группы

/1-7--   —II —

5

Активный отдых

— развлечения, праздники; — игры-забавы; — дни здоровья; — каникулы

все группы

— //-,'

_//__,. ___ ц__ ■

6

Арома- и фитотерапия

— ароматизация помещений; ■г- сеанс фитоаэроионизации; — фитопитание (чаи, коктейли, отвары); — аромаподушки; — аромамедальоны

все группы

— //г-

II—

яс, мл.

—//—

7

Диетотерапия

— рациональное питание; — индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания)

все группы — II—

8

Свето-и цветотерапия

— обеспечение светового режима; — цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

все группы

— II —

9

Музтерапия

— музсопровождение режимных моментов; — музоформление фона занятий; — музтеатральная деятельность; — хоровое пение (в том числе звуковое)

все группы

__II

— II —

— li-

10

Аутотренинг и психогимнасгика

— игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; — игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; — коррекция поведения; -—учебная гимнастика

ne, гр.

Ср^СГ.,Ю1.Ш.

ст., кл. ш.

__II__

11

Спецзакаливание

— босоножье; — игровой массаж; — обширное умывание; — дыхательная гимнастика

все группы —//— ст. гр., кл. ш. все группы

12

Физиотерапия

— УФО общее; — люстра Чижевского; — тубус-кварц; — витафон

ЧБД яс, спец. гр. ЧБД, спец. гр. спец. гр.

13

Стимулирующая терапия

— адаптогены и стимуляторы (по плану оздоровительных мероприятий)

все группы

14

Пропаганда ЗОЖ

— эколого-валеологический театр; — периодическая печать; — курс лекций и бесед; — спецзанятия (ОБЖ)

все группы

__//__

— II — ср., ст., кл.ш.

10

План лечебно-оздоровительных мероприятий

Ме-

Наименование

Дозировка

Контингент

сяц

мероприятий

детей

К

1. Сеанс фитоаэроионизации

15 мин 1 р. в день ежедн

Вое дети

2. Биостимулятор «Целебный

1 ч.л. 2 р. в день ежедн.

росточек»

3. Коктейль «Воздушный» (ки-

1 чл. 1 р.вдень ежедн.

слородный)

X

1. Витаминный напиток

От—ясли/1 р. в день

Все дети

«Янтарный» (рябина красная)

2. Фиточай «Лечебный»

— сбор Чистяковой (корень

0 г — сад/1 р. в день

Реконв., пневм.,

девясила, календула,

жедн.

бронх.

подорожник, чабрец);

Реконв.,

— сбор № 6 (кук.рыльца, лист

50 г 2 р. в день ежедн.

пиелонефрит

березы, толокнянка, кор.солодки,

Реконв., хр.

корень пырея);

раз в день № 10

тонзил. ЧБД

3. Лечебное орошение зева (р-р

йодинола)

XI

1. Лечебный сеанс «Родничок»

70 г 1 р. в день ежедн.

Сад

(полоскание горла настоем трав —

эвкалипт, шалфей, календула,

ромашка)

2. Лимонная долька с медом

1 чл. 2 р. в день ежедн.

Ясли

«Сластена»

Все дети

3. Живая вода (кремнёвая)

в неогран, кол-ве

Гр. ЧБД,

4. Тубус-кварц на миндалины

1 раз в день № 10

хр. тонзиллит

ХП

1. Целебная пилюля Неболейки

2 мг на 1 г.ж. 14 дней

Все дети

(дибазол)

2. Эликсир «Бодрость» (витамин С)

0,05 х 1 р. в день ежедн.

3. Лечебная смазка носика

2 р. в день ежедн.

(оксалиновая мазь)

4. «Волшебная приправа»

обед 1 блюдо ежедн.

(фитонциды — лук, чеснок)

5. Физиопроцедура «Свежесть»

30 мин ежедн.

(уфопомещений в сочетании с

проветриванием)

I

1. Фиточай «Лесная сказка»

50 г—ясли ежедн.

Все дети

(мята, мелисса, малина,

70г—сад 1 раз в день.

смородина, земляника)

2. «Волшебная приправа»

обед 1 блюдо ежедн.

(фитонциды — лук, чеснок)

3. Физиопроцедура «Свежесть»

30 мин ежедн.

(уфопомещений в сочетании с

проветриванием)

4. Сеанс фитоаэроионизации

15 мин 1 р. в день ежед.

II

1. Лечебный сеанс «Морской

70 г 1 р. в день ежедн.

Сад

прибой» (полоскание рта

«Морской водой» — по ч.л.

соли, Уг ч.л. соды, 1 капля йода)

2: «Свекольная капля» (в нос)

2 р. в день ежедн.

3. Физиопроцедура «Чудо-луч»

1 р. в день ежедн. № 10

Ясли

(общий кварц)

Гр.ЧБД

4. Коктейль «Воздушный»

1 ст. 1 р. в день ежедн.

Вседети

(кислородный)

ш

1. Коктейль «Изюминка»

50 г—ясли

Все дети

(крапива, шиповник)

70г—сад

2. Лечебная смазка зева (р-р

1 р. в день ежедн.

Реконв., хр.

Люголя)

1 р. в день ежедн. № 10

тонзиллит, ЧБД

IV

1. Биостимулятор «Целебный

1 ч.л. 2 р. вдень

Все дети

росточек»

Рекон.,

2. Лечебный бальзам (сбор № 7

50 г 2 р. в день ежедн.

пиелонефрит.

— петрушка, хвощ полев.,

подорожник, корень щавеля

Рекон., пневм.,

конек., землян.лист, шиповник )

бронх.

3. Целебный напиток «Золотой

50 г 2 р. в день ежедн.

букет» (сбор № 8—зверобой, мать-

и-мачеха, ромашка, солодка,

Гр.ЧВД

подорожник, лист березы, душица)

хр. тонзиллит

4. Тубус-кварц на миндалины

1 раз в день №10

V

1. «Волшебная капля» (экстракт

1 к. на 1 г.ж. 3 р. в

Гр.ЧБД

элеутерококка)

день ежедн.

2. Сеанс фитоаэроионизации

15 мин 1 р. в день ежед.

Все дети

3. Зеленые салаты «Весна»

50 г ежедневно

Скрининг-программа обследования детей вМДОУ№25

/ этап доврачебное обследование

Анкетный тест — опрос родителей

Проверка слуха шепотной речью

Исследование остроты зрения

Измерение артериального давления

Оценка физического развития и физической подготовленности

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

// этап осмотр врачом-педиатром

Комплексная оценка состояния здоровья детей

7\

Выявление детей с хронической патологией

III этап осмотр врачами-специалистами поликлиники

Диспансерное наблюдение в ДОУ

12

Модель психодиагностической работы психолога ДОУ № 25

|-----  Психологический

запрос

-1

Запрос заинтересованных лиц (педагог, родитель)

Запрос самому себе

Психологическая проблема

Беседы с родителями и воспитателями

т

Сбор информации

епосредственные наблюдения за ребенком

Психологический диагноз

В соответствии с профессиональной компетенцией и на уровне возможной конкретной помощи

«ч о. о ю

X  Л

52 СХ

8^

J-L

Профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка (прогноз)

Программа развития и коррекции     г

I

Рекомендации

заинтересованным лицам

(педагог, родитель)

Работа педагога в соответствий с рекомендациями психолога

Коррекционная работа психолога

Работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога

Модель взаимодействия педагога-психолога

и воспитателя с родителями для повышения

эффективности коррекционной работы

Профилактика

Создание условий Наглядная пропаганда

Чтение психологической литературы Консультативный диалог

Диагностика

Беседы Тесты, анкеты Непосредственное наблюдение

Советы и рекомендации

Коррекция

Специальные занятия с детьми В русле режимных моментов Практические занятия, тренинги, игры и прочее

13Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями

I / этап. Ознакомительный

Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)

Выделение группы риска (по результатам исследований)

// этап. Общепрофилактический

1

Наглядная агитация (стенды, памятки, печать)

Встречи со специалистами

\ III этап. Работа с группой риска \

X

Выявление проблем (беседы, наблюдения, тесты, опросы)

I

Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)

IV этап. Индивидуальная работа

Выявление, знакомство с опытом

семейного воспитания (выступление в печати, на радио)

Консультативная индивидуальная помощь (по запросам)

V этап. Рефлексивный

Выявление изменений родительских установок в группе ;   риска (беседы, наблюдения)

Дополнительное обсуждение

отдельных вопросов (с привлечением специалистов)

VI этап. Интегративный

Современные мероприятия (с привлечением группы риска)

Дискуссии (совместное обсуждение проблем)

VII этап. Перспективный

±

Совместное обсуждение планов на будущее

Структура внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в УВП ДОУ

<п

1. Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии

Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка

Педагогико-псиколого-

медицинская оценка

эффективности и прогноз

результативности

2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки

I

3. Создание условий и оформление необходимого материала

1

4. Включение методики в педагогический процесс

I

5. Анализ результатов использования

Мониторинг детей

I

Спецопрос родителей, педагогов

6. Показ результатов

Открытые мероприятия

Выступления

I

Наглядный материал

7. Выводы и предложения

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а)  «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

В) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди, Тете покажи.

— Надо носик очищать, На прогулку собирать.

— Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.

— Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.

' — Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть, Его немного потереть,

— Нагулялся носик мой, Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б)  Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е)  Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

— Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали. Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

— На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

— Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

— Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно. Растирай, старайся и не отвлекайся.

— По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно — Это всем давно понятно.

— Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней. Будут быстрыми они, Потом попробуй догони!

— Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда.

Раз — сгибай, два — выпрямляй Ну, активнее давай!

— Вот работа, так работа, Палочку катать охота. Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

— В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть.

— Скажем все: «Спасибо!» Ноженькам своим. Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть. «Два» — обмывает левой рукой правую кисть. «Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

:    «Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» — ополаскивает руки.

«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» — вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз — обмоем кисть руки, Два — с другою повтори. Три — до локтя намочили, Четыре — с другою повторили. Пять — по шее провели, Шесть — смелее по груди. Семь — лицо свое обмоем, Восемь — с рук усталость смоем. Девять — воду отжимай, Десять — сухо вытирай.

«Босоножье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Группа

Виды ходьбы и дозировка

Теплый период

Время

Холодный период

Время

Ранний возраст

Ходьба и бег по одеялу и полу навеса

5—30 мин

Ходьба и бег по ковру в носках

5—30 мин

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку, траве

5—45 мин

Ходьба по ковру босиком

5—30 мин

Средняя группа

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту

5—60 мин

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу Бег босиком по полу

5—30 мин

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

5—90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному полу

5—30 мин


Шестилетки

Ходьба и бег по

От 5 мин и

Свободный бег и

5—30 мин

различным видам

неограни-

ходьба в группе

почвы, покрытиям

ченно

земли

Типы детей с учетом биоритмологической активности

«Жаворонки» — рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. Дети быстро устают, с трудом воспринимают происходящее. К вечеру они вялы, сонливы, капризны, рано ложатся спать.

«Совы* полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материл усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.                     

У «голубей» отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков». У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпаний.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Занятия ОБЖ для детей среднего дошкольного возраста

Раздел

Тематика занятий

Основные задачи

1

Ребенок и другие люди

1. Кто нас окружает

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними

2. Как себя вести с незнакомыми людьми

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»)

3. Когда ты дома один

Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят». Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения

4. Если тебя обидели

Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких

2

Ребенок' и природа

S. Опасные растения

Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями,: которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми

6. Маленький, да удаленький

Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы

7. Собака бывает кусачей

Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними

8. Рядом вода

Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой)

3

Ребенок дома

9. Наши друзья и враги

Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами

10. Другие опасности дома

Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными

11. Пожар — это страшное бедствие

Объяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара

4

Здоровье ребенка

12. Изучаем свой организм

Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои, органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.)

13. Чтобы быть здоровым

Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности

14. Если ты заболел

Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью

15. Врачи — наши помощники

Расширять представления детей о профессии врача, учить осознанию воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять

16.0 роли лекарств и витаминов

Познакомить детей в доступной ферме с лечебными средствами. Дать им сведения о нетрадиционных методах лечения. Довести до сознания необходимость лечения        '<"

5

Эмоциональное благополучие ребенка

17. Ребята, давайте жить дружно

Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни

18. Всегда ли добрым быть приятно

19. Я не трус, но я боюсь

20. И хорошее настроение не покинет больше нас

Уточнить знания детей о доброте. Обратить их внимание на негативное явление в нашей жизни — попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости

Обратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными

Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его

Ребенок на улице

21. Вот эта улица, вот этот дом

Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания

22. Мчатся по улице автомобили

Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека

23. Помнить обязан любой пешеход

Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности

жизни

24. Проезжая часть

Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей

25. Проходите, путь открыт

Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода

26. Если ты — пассажир

Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе

27. Где должны играть дети

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части

26

Занятая О БЖ для детей старшего дошкольного возраста

Раздел

Тематика занятий

Основные задачи

1

Ребенок и другие люди

1. Опасные люди и кто защищает нас от них

Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции

2. Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними

Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях

3. Чем опасны малознакомые ребята

Объяснить детям, какие неприятности случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей

4. Если тебе угрожает опасность

Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома

2

Ребенок и природа

5. Сигналы опасности природы

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности

6. Когда съедобное ядовитое

Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи

7. Контакты с животными могут быть опасными

Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить Им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами

8. О пользе и вреде воды

Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде

3

Ребенок дома

9. Наши помощники и враги дома

Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими

10. Пожарная безопасность

Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы

11. Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения

Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04

4

Здоровье ребенка

12. Ценности здорового образа жизни

Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним

13. Поговорим о болезни

Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний

14. Изучаем свой организм

Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем

15. Прислушиваемся к своему организму

Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым

16. Правила первой помощи. Уход за больными

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больным

5

Эмоциональное благополучие ребенка

17. Конфликты и ссоры

Познакомить детей с понятиями «конфликт», «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие

18. Добро и зло

Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих'

19. Страхи

Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх: Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать

20. Помоги себе сам

Продемонстрировать детям, как может

меняться у человека настроение. Рассказать,

как оно отражается на состоянии здоровья.

Познакомить детей с приемами AT

6

Ребенок

21. Город и улицы

Расширить представления детей о городе,

на улицах

строении и разметке улиц. Закрепить

городах

имеющиеся знания о правилах передвиже-

ния по улицам. Познакомить с «островом

безопасности»

22. Виды

Дать детям представление о появлении

транспорта и

первых машин. Рассказать о видах транс-

спецмашины

порта (водный, воздушный, наземный,

подземный) и преимуществах при движении

спецмашин. Довести до сведения детей

понятие «тормозной путь автомобиля» и

способствовать осознанию его при пере-

бежке перед едущим транспортом

23. Перекресток и

Дать детям представление о перспективе.

движение

Убедить их в необходимости соблюдать

указания светофора. Познакомить с мили-

ционером-регулировщиком и ролью его на

улице

24. Дорожные знаки

Продолжать знакомить детей с дорожными

знаками (запрещающие, предупреждающие

и т.п.), их назначением. Расширять пред-

ставление о том, к чему приводит незнание

или несоответствие действий дорожным

знакам

25. Сигнализация

Дать знания детям о световых и звуковых

машин

сигналах машин, их назначении. Убедить в

необходимости реагирования на них. Рас-

сказать о роли знака «Подача звукового

сигнала запрещена»

26. Правила

Учить детей правилам поведения в общест-

поведения в

венном и личном транспорте. Способство-

транспорте

вать их осознанию

27. Сотрудники

Способствовать осознанному восприятию

ГАИ

последствий дорожных происшествий.

Рассказать детям о работе сотрудников

ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком

«Пост ГАИ»

«ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ»

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия в форме большой тематической игры по Н. Бфименко . ,.-         для мальчиков старшего дошкольного возраста

Цель: содействовать разумному физическому развитию ребенка и естественному формированию дыхания (по Бутейко); воспитывать личностные качества будущих жителей Земли.

Ход игры

— Уважаемые мальчики! Сегодня мы продолжим изучение нашей удивительной планеты, присядьте все (звучит легкая, биоэнергетическая, приятная музыка, дети садятся в позу по-турецки).

—  Давным-давно, когда жизнь только зарождалась, у Земли были непобедимые защитники — молодые, спокойные и величавые могучие деревья (сесть по-турецки, спина прямая, глаза открыты, дыхание спокойное).

Но это было не всегда так (музыкальное сопровождение громче, активнее, звучит «Гроза» Вивальди из цикла «Времена года»).

Когда нашей планете грозила опасность, деревья перевоплощались: они высоко поднимали свои упругие ветви (поднять руки над головой, выполнить наклоны туловища в стороны); раскачивали свой сильный ствол (наклон вперед, касаясь головой пола, наклон назад опираясь на руки, спину прогнуть); вытягивали из земли крепкие корни (повороты туловища в стороны) ж превращались в храбрых воинов, которые никогда на забывали о связи с Землей и всегда благодарили ее за дарованную свободу (сесть на корточки, руки перед собой на полу, согнутые в локтях. Голову положить на тыльную сторону ладони, локти развести в стороны, спину округлить. Поза молящего).

— За время покоя сила защитников никогда не ослабевала. Дыхание их было всегда ровное и спокойное (положить ладонь на живот, вдох подтянуть живот, затем резко опустить живот выдох. Повторите еще).

—  Зрение острое (поднять глаза вверх, посмотреть вверх, опустить глаза, уменьшить глубину дыхания).

Походка неслышная, незаметная. Они были тише воды (передвигаться на одной голени с опорой на стопу противоположной ноги) и ниже травы (ходьба в полуприседании, зигзагообразно).

— Часто им приходилось стоять в дозоре (стоять на одной ноге, другая при этом согнута в колене и опирается пяткой в колено опорной ноги, затем ноги менять).

—  Но еще чаще передвигаться по-боевому (ходьба с высоким подниманием колен и выпадами— врассыпную).

—  И конечно же, сражаться и побеждать (ритмический танец «Натиск»).

— Враг побежден. И это свершилось благодаря великой и крепкой дружбе.

— Закончен очередной боевой поход. Воины вновь сливаются с природой, растворяясь в ней, превращаются в молодые гибкие деревья с сильными корнями.

Счастья тебе, Земля! (Хоровое прощание— пожелание.) Игра-тренинг «Я и мои друзья» (дети садятся в круг, хлопают себя по коленям, говорят: «Я», обнимают друг друга: «Мои друзья*).

* * *

Пускай до последнего часа расплаты,

До дня торжества — недалекого дня

— И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были нисколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родимую землю,

 И выбрать нельзя.

1941

РАССКАЗ ТАНКИСТА

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти — двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

 Из тех, кто в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами —не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шел бой за улицу.

Огонь врага был страшен,    

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит — не выглянуть из башен,—

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,— столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

—  Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушки. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

—  Да где же, где?..

— А дайте я поеду

На танке с вами.

Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет.

—Влезай сюда, дружище!

— И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

 И только рубашонка пузырем.

Подъехали.— Вот здесь.

— И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем.

 И эту пушку, заодно с расчетом,

 Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал:— Спасибо, хлопец!

 — И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

1941

Вера Инбер

ТРАМВАИ ИДЕТ НА ФРОНТ

Холодный, цвета стали,

Суровый горизонт

-Трамвай идет к заставе,

 Трамвай идет на фронт.

Фанера вместо стекол,

Но это ничего,

И граждане потоком

Вливаются в него.

 Немолодой рабочий

— Он едет на завод,

Который дни и ночи

Оружие кует.

Старушку убаюкал

Ритмичный шум колес:

Она танкисту-внуку

Достала папирос.

Беседуя с сестрою

И полковым врачом,

Дружинницы — их трое

— Сидят к плечу плечом.

 У пояса граната,

У пояса наган,

Высокий, бородатый

— Похоже, партизан,

 Пришел помыться в баньке,

Побыть с семьей своей,

Принес сынишке Саньке

Немецкий шлем-трофей

— И снова в путь-дорогу,

В дремучие снега,

 Выслеживать берлогу

 Жестокого врага,

Огнем своей винтовки

 Вести фашистам счет..

. Мелькают остановки,

Трамвай на фронт идет.

 Везут домохозяйки

Нещедрый свой паек,

Грудной ребенок — в байке

Откинут уголок — Глядит (ему все ново).

 Гляди, не забывай Крещенья боевого,

— На фронт идет трамвай. Дитя!

Твоя квартира В обломках.

Ты — в бою За обновленье мира,

За будущность твою.                                 1941 Анна Ахматова

*  *  *

Памяти моего соседа,

ленинградского мальчика

Вали Смирнова

Щели в саду вырыты,

Не горят огни. Питерские сироты,

Детоньки мои!

Под землей не дышится,

Боль сверлит висок,

Сквозь бомбежку слышится

Детский голосок.

Постучи кулачком — я открою.

 Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда...

Твоего я не слышала стона.

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клена

Или просто травинок зеленых,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

 И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

1942

Вадим Шефнер

ЗЕРКАЛО

Как бы ударом страшного тарана

Здесь половина дома снесена

И в облаках морозного тумана

Обугленная высится стена.

Еще обои порванные помнят

О прежней жизни, мирной и простой,

 Но двери всех обрушившихся комнат,

Раскрытые, висят над пустотой.

И пусть я все забуду остальное

— Мне не забыть, как, на ветру дрожа,

Висит над бездной зеркало стенное

На высоте шестого этажа.

Оно каким-то чудом не разбилось.

Убиты люди, стены сметены

— Оно висит, судьбы слепая милость,

Над пропастью печали и войны.

Свидетель довоенного уюта,

На сыростью изъеденной стене

Тепло дыханья и улыбку чью-то

Оно хранит в стеклянной глубине.

Куда ж она, неведомая, делась

И по дорогам странствует каким

Та девушка, что в глубь его гляделась

 И косы заплетала перед ним?

Быть может, это зеркало видало

Ее последний миг, когда ее

Хаос обломков камня и металла,

 Обрушась вниз, швырнул в небытие.

Теперь в него и день и ночь глядится

 Лицо ожесточенное войны.

 В нем орудийных выстрелов зарницы

И зарева тревожные видны.

Его теперь ночная душит сырость,

Слепят пожары дымом и огнем.

Но все пройдет.

И что бы ни случилось —

Враг никогда не отразится в нем!

Не зря в стекле тускнеющем и зыбком

Таится жизнь.

Не зря висит оно:

Еще цветам и радостным улыбкам

Не раз в нем отразиться суждено!

1942

Андрей Вознесенский

БАЛЛАДА 41-го ГОДА

Партизанам Керченской каменоломни

Рояль вползал в каменоломню.

Его тащили на дрова

К замерзшим чанам и половням

. Он ждал удара топора!

Он был без ножек, черный ящик,

Лежал на брюхе и гудел.

Он тяжело дышал, как ящер

В пещерном логове людей.

А пальцы вспухшие алели.

На левой — два, на правой — пять.

Он  опускался на колени,

Чтобы до клавишей достать.

Семь пальцев бывшего завклуба!

И, обмороженно-суха,

С них, как с разваренного клубня,

 Дымясь, сползала шелуха.

Металась пламенем сполошным

Их красота, их божество...

И было величайшей ложью

Все, что игралось до него!

Все отраженья люстр, колонны...

 Во мне ревет рояля сталь.

И я лежу в каменоломне.

И я огромен, как рояль.

Я отражаю штолен сажу.

Фигуры. Голод. Блеск костра.

И, как коронного пассажа,

Я жду удара топора!

Мое призвание — не тайна.

 Я верен участи своей.

Я высшей музыкою стану

— Теплом и хлебом для людей.

I960

Сергей Васильев

НАТАША

Мы вошли в деревню с боем на рассвете.

 Надрывался ветер. Обжигал мороз.

Нас встречали с плачем женщины и дети,

Белые от снега, желтые от слез.

Первая навстречу бросилась Наташа,

Худенькая девочка, продранный рукав.

— Я ждала!

Я знала!

Вот листовка ваша!

— Лепетала девочка, вдруг ко мне припав.

И рукой озябшей, крохотной и ловкой,

Отогнула девочка шубки отворот

И дала мне в руки красную листовку,

Ту, что мы бросали здесь на Новый год.

Я вошел с ней в избу.

Холодно и пусто,

Только ветер воет в дымовой трубе.

Ни краюшки хлеба, ни листа капусты

Не оставил немец в маленькой избе.

Я узнал: фашисты увели с собою

На глазах у девочки плачущую мать,

 Что недавно девочку круглой сиротою

Хмурые соседи стали называть.

А еще мне девочка робко, виновато

Сообщила, голову опустив слегка,

Что похож лицом я на родного брата,

На ее любимого брата Василька.

Вася-Василечек, что с тобою сталось

За Днепром, За Доном Или у Двины!

Только помнит девочка, что она рассталась

С добровольцем-братом в первый день войны.

Я сидел с Наташей, тихий и смущенный,

Я утер ей слезы стираным платком.

Я ей хлеб намазал пожирней сгущенным

Ледяным пайковым сладким молоком.

Долго мы молчали, слова избегая,

Облитые светом жидкого огня.

А потом сказал я:

— Вот что, дорогая:

С этих пор братишкой ты зови меня!

1942

Николай Рыленков

НАВОДЧИК

Не позабыть мне ночи той короткой.

Был май. В лесу черемуха цвела.

 Мы наступали, и прямой наводкой

Артиллеристы били вдоль села.

И, пробираясь меж коряг и кочек,

Когда рассвет вставал, от пепла сед,

Я слышал, приговаривал наводчик:

— Вот, в самый раз... Прости меня, сосед!

И вновь взлетало облако рябое,

 И вновь шаталась от разрыва мгла..

. А мы узнали только после боя,

Что парень был из этого села.

1942

Сергей Михалков

ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЧЕЛОВЕК

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе.

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу — прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

Анатолий Софронов

ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС

Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли на битву партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми.

И каждый за плечами нес

 Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет.

Летят советские гранаты.

 И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.

1942

Евгений Евтушенко

* * *

М. Бернесу

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

над ширью пашен и полей,

и у берез и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

что под березами лежат,

и пусть вам скажут их сыны,

хотят ли русские войны.

Не только за свою страну

солдаты гибли в ту войну,

а чтобы люди всей земли

спокойно видеть сны могли.

Под шелест листьев и афиш

ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.

Пусть вам ответят ваши сны,

хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,

но не хотим, чтобы опять

солдаты падали в бою

на землю грустную свою.

Спросите вы у матерей.

Спросите у жены моей.

И вы тогда понять должны,

хотят ли русские войны.

1961

Михаил Исаковский

СЛОВО

О РОССИИ

Советская Россия,

Родная наша мать!

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

Какой великой славой

Венчать твои дела?

Какой измерить мерой

— Что ты перенесла?

В годину испытаний,

В боях с ордой громил,

Спасла ты, заслонила

От гибели весь мир.

Ты шла в огонь и в воду,

В стальной кромешный ад,

Ложилася под танки

Со связками гранат;

В горящем самолете

Бросалась с облаков

На пыльные дороги,

На головы врагов;

Наваливалась грудью

На вражий пулемет,

Чтобы твои солдаты

Могли идти вперед...

Тебя морили мором

И жгли тебя огнем,

Землею засыпали

На кладбище живьем;

Тебя травили газом,

Вздымали на ножах,

Гвоздями прибивали

Во вражьих блиндажах...

Скажи, а сколько ж, сколько

Ты не спала ночей

В полях, в цехах, в забоях,

У доменных печей?

По твоему призыву

Работал стар и мал:

Ты сеяла, и жала,

И плавила металл;

Леса валила наземь,

Сдвигала горы с мест,—

Сурово и достойно

Несла свой тяжкий крест...

Ты все перетерпела,

Познала все сполна.

Поднять такую тяжесть

Могла лишь ты одна!

И, в бой благословляя

Своих богатырей,

Ты знала — будет праздник

На улице твоей!..

И он пришел!

 Победа Твоя недалека:

За Тиссой, за Дунаем

 Твои идут войска;

Твое пылает знамя

Над склонами Карпат,

На Висле под Варшавой

Твои костры горят;

Твои грохочут пушки

Над прусскою землей,

Огни твоих салютов

Всплывают над Москвой...

Скажи, какой же славой

Венчать твои дела?

Какой измерить мерой

Тот путь, что ты прошла?

Никто в таком величье

Вовеки не вставал.

Ты — выше всякой славы,

Достойней всех похвал!

И все народы мира,

Что с нами шли в борьбе,

Поклоном благодарным

Поклонятся тебе;

Поклонятся всем сердцем

За все твои дела,

За подвиг твой бессмертный,

За все, что ты снесла;

За то, что жизнь и правду

Сумела отстоять,

Советская Россия,

Родная наша мать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....

Консультация для родителей "Здоровый малыш - счастливый малыш"

Для того чтобы наш малыш был здоров, нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни. А сделать это можете только вы, дорогие родители....

Проект по формированию культуры здоровья для детей группы раннего возраста «Здоровый малыш – счастливый малыш»

Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у детей основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно - гигиенических норм, т.е. основ здоров...

***Проект "Здоровый малыш - счастливый малыш"

Проект "Здоровый малыш - счастливый малыш"Воспитатель: Игошева Яна Федоровна...