Главные вкладки

    Образовательная область "Безопасность" Непосредственно образовательная деятельность на тему: "Огонь! Друг или враг"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Девяткова Елена Валентиновна

    Конспект НОД написан в соответствии требованиями  ФГТ и ФГОС, по программе "От рождения до школы", под редакцией Н.Е. Вераксы.  Непосредственно образовательная деятельность предполагает показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания, через "экологисескую ситуацию в лесу" - сценка "Туристы", игровой момент "пожарный тушит костер в лесу". Конспект содержит подробную цель и задачи,  полный самоанализ НОД. Инновационные технологии, использованные в НОД - проблемное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие, ИКТ и др.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_ogon-drug_ili_vrag.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Березка»  п. Горноправдинск»

    Образовательная область

    «Безопасность»

    Непосредственно образовательная деятельность в

    подготовительной группе  на тему:   

             «Огонь! Друг или враг»   

                         (видео к НОД прилагается)

    Автор:   Девяткова Е.В.,

             воспитатель  второй

    квалификационной   категории

     

                                      

                 

                                                             2014 год

    Цель: показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и  предпосылки экологического сознания.

    Задачи:

     Образовательная: продолжать знакомить детей с историей использования огня человеком; формировать знания о правилах пожарной безопасности и опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в помещении и в лесу; закрепить знания о вреде и пользе огня; формировать элементарные навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знание номера пожарной службы 01.

    Развивающая: развивать познавательную активность, речевую активность, обогащать активный словарь – правила  пожарной  безопасности.

    Воспитательная: воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, уважение к нелегкому труду пожарных.

    Виды и формы деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

    Интеграция областей: безопасность, коммуникация, познание, социализация, экология, чтение художественной литературы.

    Материалы и оборудование: презентация «Сказка о добром и злом огне», огнетушитель, мяч,  телефон,  коробок спичек, рюкзаки  для туристов, макет с костром,  атрибуты к играм: ведерки 2 шт., детская  одежда.

    Словарная работа: правила пожарной безопасности, пожарный, эвакуация, спасатели, огнетушитель, туристы.

    Индивидуальная работа: с Викой Чикирдиной, Лизой Бояриновой

    Цель: активизировать внимание; развивать речь, формировать  умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

    Предварительная работа: беседы на противопожарные темы, занятия, беседы с показом сюжетных  иллюстраций, таблиц на противопожарную тематику; чтение К.Чуковского «Путаница»; чтение С.Маршака «Пожар»;  просмотр мультфильма «Кошкин дом»; разгадывание и заучивание загадок про огонь и предметах связанных с ним; беседа об  электроприборах «Будь осторожен с электрическими приборами» заучивание пословиц и поговорок; беседа о пожароопасных предметах;  беседа о труде пожарных «Профессия пожарного»;  беседа «Пожар в доме»; экскурсия в пожарную часть; выставка детских рисунков; раскрашивание пожарной машины; викторина «Огонек и уголек»;  д/и «Польза и вред огня», «Да и нет», «Кому, что нужно для работы», «Эвакуация»; работа с родителями - консультация «Правила поведения  в лесу»

                                                     Ход:

    «Сказка  про огонь» в сопровождении с показом презентации: «Сказка о добром и злом огне»

    Жил-был Огонь. (Слайд1) Был он очень безжалостным и горячим. (Слайд 2) Гулял Огонь где хотел – по лесам, деревьям. (Слайд3) Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

    (Слайд 4)

    И вот однажды повстречался на его пути Человек, и сказал Человек: «Давай, Огонь померяемся силой, Огонь отвечает: «Да куда тебе Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот и начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки  пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом. (Слайд 5) 

    Скажите, какую пользу приносит огонь человеку? (можно  приготовить еду, согреться, может осветить свечкой, украсить  праздник)                                                                                      

    Огонь – давний друг человека. В первобытные времена человек научился добывать огонь с помощью солнца. (Слайд 6). Время шло и человек изобрел спички. (Слайд 7). Огонь обеспечивает человека светом. Это лучина, она освещала комнату (Слайд 8), со временем появились свечи (Слайд 9), масляная лампа (Слайд 10), керосиновая лампа (Слайд 11), обыкновенная лампочка (Слайд 12).  На огне готовят пищу. Сначала готовили еду в котелке на костре, (Слайд 13) сейчас люди используют газ и газовую плиту (Слайд 14). Огонь согревает (Слайд 15).

    С его помощью совершается много полезных дел, кузнецы на огне ковали изделия из металла (Слайд 16),  подковы, орудия труда (Слайд 17). Огонь  заставляет работать машины, космические корабли, запускать ракеты  (Слайд 18). Огнем  украшают  праздники, запускают фейерверки, (Слайд19) огнем зажигают бенгальские огни (Слайд 20). Он нужен в домах, детских садах, школах, заводах, больницах.  Олимпийский огонь – один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания (Слайд 21). Огонь символизирует борьбу за победу, а так же мир, дружбу (Слайд  22). Люди склоняют головы перед вечным огнем и возлагают цветы у памятников героям (Слайд 23).

    Стихотворение  про добрый огонь (рассказывает ребенок)

    Нам без доброго огня

    Обойтись нельзя и дня,

    Он надежно дружит с нами,

    Гонит холод, гонит мрак.

    Он приветливое пламя

    Поднимает будто флаг.

    Всем огонь хороший нужен

    И за что ему почет,

    Что ребятам греет ужин,

    Режет сталь и хлеб печет.

    Предлагаю поиграть в игру с мячом: «Да и нет»

    Лови – бросай, скорее  отвечай…

    - можно спичками играть? (нет)

    - а петарды детям поджигать? (нет)

    - при пожаре прятаться под кровать? (нет)

    - не затушенный костер в лесу бросать? (нет)

    - от пожара убегать? (да)

    - траву сухую поджигать? (нет)

    - газ без взрослых зажигать? (нет)

    - утюг без взрослых включать? (нет)

    - при пожаре  пожарных  вызывать? (да)

    - «01» набирать? (да)

    Молодцы! Так держать! Правила пожарные не надо забывать!

    Сценка «Туристы»

    С рюкзаком за спиной появляются два туриста. Они разжигают костер спичками (плакат с костром), едят бутерброды, пьют напиток, разбрасывают вокруг пакеты, бутылки, не заливают костер. Встают, надевают рюкзаки и уходят.

    1-й турист:

    Мы прошли дорог немало,

    Но огромен белый свет.

    Не жалейте кед, ребята,

    Ведь погоды лучше нет.

    2-й турист:

    Все преграды мы пройдем,

    С нашим другом рюкзаком,

    Наши шутки, песни, смех,

    Разделим поровну на всех.

    Ребята, кто  к нам приходил? Кто такие туристы? (сл. работа: туристы)

    Ой, что наделали туристы, костер не затушили, мусор оставили. (воспитатель ходит и убирает мусор)

    Разве можно оставлять такой беспорядок в лесу? Чем можно затушить костер  в лесу? (сл. работа: огнетушитель, ответы детей)

    Вы знаете ребята, если не затушить костер, то этот маленький  безобидный огонек  может превратиться в злейшего врага (Слайд 24).

     Почему, ребята, огонь  превратится во врага? (ответы  детей) Огонь уничтожит  деревья, растения,  животных, птиц, насекомых – всю окружающую  природу (Слайд 25).  Огонь может перекинуться из леса на жилые дома, а там живут люди. Это  опасно. Люди могут получит ожоги и даже погибнуть (Слайд 26). Чтобы спастись от злого огня надо вызывать пожарных (Слайд 27).

    Какой номер надо набрать?(ответы детей «01»)

     Пусть знает каждый гражданин, набираем «01» (Слайд 28). (воспитатель по телефону вызывает пожарного)

    Пожарная машина быстро довезет пожарных до места и никто не погибнет (Слайд 29)

    - Алло, пожарное отделение, в лесу пожар, приезжайте скорее.

    Входит пожарный с огнетушителем, тушит костер. Ребята, скажите, чем пожарный тушит костер? (сл. работа: огнетушитель) Как вы думаете, можно ли огнетушителем потушить большой пожар?

     Уважаемый пожарный, расскажите,  пожалуйста о своей работе (сл. работа: пожарный).

     Пожарные должны быть сильными, смелыми, выносливыми. Работа пожарных очень опасная и рискованная. Одеты пожарные в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Так же, у пожарных есть дыхательные аппараты (сл. работа: противогаз), для тушения пожаров в сильно задымленных помещениях. Выезжают пожарные на пожарной машине, оснащенной высокой лестницей, баком с водой, шлангами для тушения огня.  

    Сам не справишься с пожаром,

    Это труд не для детей.

    Не теряя время даром,

    «01» звони скорей,

    Набирай умело,

    Чтоб не все сгорело.

     Ребята! Будьте осторожны! Соблюдайте правила пожарной безопасности! (уходит)

    А сейчас поиграем в игры-эстафеты: «Эвакуация» (с одеждой)

    Что такое эвакуация?  Кто знает? (сл. работа: эвакуация, ответы детей - люди должны быстро собраться, одеться и покинуть помещение)

     «Кто быстрее затушит пожар» (передаем ведерко с водой)

    «Спасатели» (сл. работа: спасатели, по команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добежать до стульчика с куклой и «вынести ее из огня», победит тот, кто придет к финишу первый.)

    Молодцы  ребята, теперь вы научились тушить пожар, спасать людей и эвакуироваться.

    Итог: Ребята, кто запомнил в каких случаях огонь – это друг?

      (ответы детей - в случаях, когда человек не нарушает правила пожарной безопасности и аккуратно обращается с огнем)

    Какие правила пожарной безопасности вы запомнили? (ответы детей) В каких случаях  становится  врагом? (если  человек  нарушает правила пожарной  безопасности: шалит с огнем, не осторожен с огнем, оставляет не затушенным костер (ответы детей).

    Стихотворение (читает ребенок)

    При огне, как при солнце, светло,

    При огне и зимою тепло.

    Посмотрите, ребята, вокруг:

    Нам огонь – повседневный друг.

    Но когда мы небрежны с огнем,

    Он становится нашим врагом.

    Человеку друг огонь,

    Только зря его не тронь.

    Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности

    Цель: показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и  предпосылки экологического сознания.

    Задачи:

     Образовательная: продолжать знакомить детей с историей использования огня человеком; формировать знания о правилах пожарной безопасности и опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в помещении и в лесу; закрепить знания о вреде и пользе огня; формировать элементарные навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знание номера пожарной службы 01.

    Развивающая: развивать познавательную активность, речевую активность, обогащать  активный словарь – правила  пожарной  безопасности, огнетушитель, эвакуация, туристы, спасатели, пожарный.

    Воспитательная: воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение  друг к другу, уважение к нелегкому труду пожарных.

    Виды и формы деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, художественная литература.

    Интеграция областей: безопасность, коммуникация, познание, социализация,  чтение художественной литературы.

    Материалы и оборудование: презентация «Сказка о добром и злом огне», огнетушитель, мяч,  телефон,  коробок спичек, рюкзаки  для туристов, макет с костром,  атрибуты к  играм: ведерки 2 шт., детская  одежда,  куклы.

    Словарная работа: пожарный, эвакуация, огнетушитель, туристы, спасатели, правила пожарной безопасности

    Индивидуальная работа: с Викой Чикирдиной, Лизой Бояриновой.

    Цель: активизировать внимание; развивать речь, формировать  умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

    Предварительная работа: беседы на противопожарные темы, занятия, беседы с показом сюжетных  иллюстраций, таблиц на противопожарную тематику; чтение К.Чуковского «Путаница»; чтение С.Маршака «Пожар»; просмотр мультфильма «Кошкин дом»; разгадывание и заучивание загадок про огонь и предметах связанных с ним; беседа об  электроприборах «Будь осторожен с электрическими приборами»; заучивание пословиц и поговорок; беседа о пожароопасных предметах; беседа о труде пожарных; беседа «Пожар в доме»; экскурсия в пожарную часть; выставка детских рисунков «Пожар»; раскрашивание пожарной машины; Викторина  «Польза и вред огня», «Да и нет», «Кому, что нужно для работы», «Эвакуация»; работа с родителями - консультация «Правила поведения в лесу»

    Тип занятия: обобщение пройденного материала, по основам безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания; закрепление  правил пожарной безопасности.

    Структура занятия: выбрана в соответствии с видом занятия Образовательная область - «Безопасность», с усложнением от простого к сложному, учитывая смену положения детей, двигательную и умственную активность, по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

    1 этап занятия включал в себя: организационный момент, направленный на создание положительного эмоционального настроя детей на работу. На данном этапе реализовывались образовательные и развивающие  задачи: с детьми  закрепили  знания  значимости огня для; использовались словесные методы обучения: рассказывание сказки, чтение стихов про  добрый огонь, наглядный метод – показ презентации «Сказка о добром и злом огне».  Для отдыха и смены деятельности, была проведена игра с мячом «Да и нет».

    На 2 этапе, через «экологическую ситуацию в лесу» - сценка «Туристы» и приход пожарного у детей были  сформированы элементарные навыки безопасного поведения при возникновении пожара и предпосылки экологического сознания, закрепили знание пожарной службы «01». Использовались  игровые методы и приемы, художественное слово, велась словарная работа: эвакуация, огнетушитель, туристы, спасатели. Реализованы задачи: образовательная,  развивающая, воспитательная. Дети были активны, постоянно вовлечены в игровую атмосферу, которая присутствовала на занятии.

    На 3 этапе,  в ходе подведения  итогов, дети пришли к выводу о роли огня в жизни человека, как положительной, так и отрицательной,  запомнили  в каких случаях огонь – это друг (когда люди осторожны с огнем, соблюдают правила пожарной  безопасности),  если люди  нарушают правила пожарной безопасности, то огонь становится врагом, велась словарная работа, дети закрепили понятие пожарная безопасность. Использовались словесные методы: сказка,  вопрос, беседа, художественное слово.

    Продолжительность занятия: соответствует возрасту детей, стандартным положениям и нормам 30 мин.

    Основной метод: игра и игровая мотивация, так же использовались и другие методы:

    А) наглядный  (презентация «Сказка о добром и злом огне»)

    Б) словесный (беседа, сказка, художественное слово)

    В) игровой момент (с пожарным, игры)

    Взаимодействие педагог-ребенок: внимание уделено каждому ребенку: одобрение, похвала, помощь.

    Вывод: поставленная цель и  задачи были выполнены.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».

    Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной     жизни...

    Организация образовательной деятельности на тему: " Огонь-друг,огонь-враг"

    Организация образовательной деятельности на тему: "Огонь-друг, огонь-враг" в рамках недели педагогического мастерства....

    Конспект совместной деятельности с детьми средней группы с интеллектуальной недостаточностью. Использование игровых технологий и технологий наглядного моделирования. Тема: «Огонь друг, огонь враг»

    Конспект совместной деятельности с детьми средней группыс интеллектуальной недостаточностью.Использование игровых технологийи технологий наглядного моделирования.Тема: «Огонь друг, огонь вр...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Огонь – друг, огонь - враг!»

    Конспектнепосредственно образовательной деятельности по теме: «Огонь – друг, огонь - враг!»(досуг в старшей - подготовительной возрастных подгруппах)...

    Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Огонь - друг, огонь - враг» с детьми старшего дошкольного возраста.

    Цель:Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара.Задачи:    ОбразовательныеПознакомить с историей воз...