"Лекарственные растения"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

подерина Оксана Вячеславовна

Познакомить детей с лекарственными растениями , их сбором, хранением, применениям. Подвести к пониманию,  что растения нужны человеку как дополнительные источник здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekarstvennye_rasteniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в группе старшего дошкольного возраста.

« Лекарственные растения».

Разработала: Воспитатель НДОУ «Детский сад №191» Подерина Оксана Вячеславовна.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;

Задачи:  Учить  правилам сбора лекарственных растений, хранения и применения.

 Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к растениям, заботу о своем здоровье.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений или гербарий (одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка) картинки зверей, книга «Растения нашего края».(можно взять растения из аптеки в упаковках, или провести занятие на прогулке. если есть экологическая тропа или просто уголок леса или поляна).

Ход:

Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие , но это непростое путешествие, оно в царство растений. Я загадаю вам загадку, без нее мы не сможем попасть туда.

                           Ах, не трогай меня,

                           Обожгу и без огня. (Крапива).

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик).

                       Нарядные платьица,

                       Желтые брошки,

                       Ни пятнышка нет,

                       На красивой ножке. (Ромашка).

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.  (Подорожник).

Вы правильно отгадали все загадки. Молодцы! Но что это за растения? Для чего они нужны человеку? Чтобы все это нам с вами узнать, пора отправляться в путь. Звучит музыка леса. Посмотрите-ка ребята, мы с вами очутились в царстве растений. Каких растений здесь только нет.. Я предлагаю вам расположиться на этой полянке.  Знаете ли вы о том, что люди издревле заметили, что больные животные уходят в лес или поле, чтобы найти какую-либо травку, съев которую, они выздоравливали. Вот и человек стал искать помощи у разных  растений.

     Посмотрите на это растение. Вы когда-нибудь видели такое? Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно – правильно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Почему же он так называется? Конечно каждый лист его состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листка – ажурные края. Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

  А что это за растение? Кто-нибудь знает, как оно называется? Правильно – это подорожник.  Кто может рассказать что-либо о нем? Конечно,  это растение  растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.  А знаете ли вы о том, что подорожник великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. А еще подорожник называют зеленым бинтом. Почему? Правильно если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти его от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

  А вот об этом растении говорят, что оно жжет. Правильно – это крапива. Но почему же все – таки крапива обжигает?  

  На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронешься – получишь уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, и она хорошо останавливает кровь. А еще если наши девицы будут полоскать после мытья волосы, то многие им позавидуют. Из крапивы делают бумагу, мешковину. Так как  в стеблях  этого растения очень прочные волокна.

   Все эти лекарственные растения и еще многие другие произрастают во многих районах нашего края.

     Есть много трав полезных

  На земле страны родной.

          Могут справиться с болезнью

  Ромашка, мята, крапива,

                  Подорожник, ландыш, зверобой…

Физминутка: «Дождик, лей веселей!»

     Дождик лей веселей!

            Теплых капель не жалей

      Для лесов, для полей,

          И для маленьких детей,

     И для мам и для пап.

 Кап-кап! Кап-кап!

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Кто знает, как правильно их сушить?  Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Растения собирают в сухую погоду, и сушат под навесом. Ни в коем случае нельзя собирать растения около или вблизи  дорог.

 Можно предложить поиграть в лесную больницу. Так как доктор Айболит занят, то вы будете лечить больных зверей.

 У нашего Миши болит горло. Что можно ему посоветовать? Правильно полезен отвар календулы, ромашки. Ими можно полоскать горло.

  А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно попить отвар мать-и-мачехи, чабреца.

  Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У нее нет сил. Что же делать? Правильно, ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

  Можно угостить детей витаминным чаем, или сиропом шиповника. Вот она и выздоровела. А нам пора отправляться назад.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...