Принципы оздоровительной деятельности с ослабленными детьми в детском саду
консультация (старшая группа) по теме

Анализ причин ухудшения здоровья дошкольников. Рекомендации по профилактике, закаливанию и укреплению здоровья детей..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_ozdorovleniya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

.Ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей. Преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, регламентация режима дня в дошкольном учреждении  и отсутствие такового в семье; перегруженность групп; отсутствие должной материально-технической базы увеличивают количество ослабленных и часто болеющих детей.  По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов. В отечественной медицине часто болеющими считаются: дети до 1 года, если случаи (ОРЗ) - 4 и более в год; дети от 1 до 3 лет - 6 и более ОРЗ в год; дети от 3 до 5 лет - 5 и более ОРЗ в год; дети старше 5 лет - 4 и более ОРЗ в год.  Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10-14 дней одно ОРЗ). По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России лишь около 40% детей можно считать условно здоровыми. Длительно болеющие дети также могут быть отнесены к категории часто болеющих.  Поэтому в дошкольном учреждении  с детьми проводится оздоровительная работа. 

Принципы, которых следует придерживаться:

  1. Учет влияния психологических факторов на здоровье ослабленного ребенка;
  2. Пристальное изучение детской индивидуальности, т.к. индивидуальные различия среди ослабленных детей более выражены, чем среди здоровых;
  3. Организация отдыха и деятельности (включая двигательную);
  4. Культивирование специфических для детей дошкольного возраста форм деятельности;
  5. Выделение активизации положительных эмоций, формирования здоровой осанки и правильного дыхания в качестве приоритетов физического воспитания;
  6. Обеспечение хорошего питания в количественном и качественном отношении;
  7. Осуществление закаливания с постепенностью и осмотрительностью, при  участии медицинского работника ДОУ.

Одна из важнейших особенностей растущего организма - наличие критических периодов развития у детей, когда наблюдается массовый всплеск нарушений сердечно- сосудистой, пищеварительной, эндокринной, кровеносной, нервной и др. систем, даже угроза заболевания туберкулезом. 

 Занятия по физическому воспитанию должны включать упражнения дыхательной гимнастики (например, Б. Толкачева, М.А. Лазарева и А. Стрельниковой).  Например, Методика дыхательной релаксации М.А. Лазарева: «Ложимся  на спину... Закроем глаза... Представим, что мы вдыхаем аромат цветка... Нежный аромат цветка... Бодрость... Хорошее настроение...».

 Или  дыхательное упражнение «Волки» (по Б. Толкачеву): дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук «у - у - у - у...».                                                                                                                                                                                                                                                     В дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, поворачиваемся - нюхаем:  «Ладошки», «Насос», «Большой маятник», «Перекаты» и другие. Таким образом, на занятиях оздоровительной направленности можно использовать различные дыхательные методики. Целесообразно их проводить в стихотворной игровой форме. Эффективность этих упражнений в том, что укрепляется дыхательная мускулатура в целом,  регулируется состояние нервной системы ребенка.                                                                                                                        

Дыхательные упражнения можно проводить для снятия напряжения и усталости, во время физкультминуток, в гимнастике пробуждения, на индивидуальных занятиях  с дидактическим материалом и т.д. ).  Дыхательные и звуковые упражнения:  имитация через дыхание (ураган, легкий ветерок, пылесос, велосипедный насос, надувание шариков и др.); дыхание в разном ритме (короткие и прерывистые, медленные и размеренные вдохи и выдохи); вдох через левую ноздрю, выдох через правую и наоборот; произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок;  "рисование" дыханием в воздухе воображаемых фигур; вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны в положении стоя и сидя по-турецки. Только при взаимодействии педагога и родителей элементы дыхательной гимнастики дадут положительный результат в оздоровлении ребенка.                                                                                                                                                                  

В процессе физкультурных занятий дети с ослабленным здоровьем быстро устают. Особого подхода требуют дети с заболеваниями органов дыхания и кровообращения, а также с функциональными отклонениями со стороны нервной системы. При организации двигательного режима  необходимо определить оптимальные пределы физических нагрузок, позволяющие без ущерба здоровью улучшить  физическую подготовленность и повысить функциональные возможности этих детей.  Необходимо выполнять упражнения, требующие проявления решительности, координации движений, использовать методы поощрения, отмечая их успехи.  Наибольшее влияние на детей оказывает сочетание активных движений с пребыванием на воздухе. Круглогодичное проведение физкультурных  занятий и прогулок позволяет обеспечить достаточный уровень двигательной активности. Для развития выносливости постепенно увеличивают продолжительность бега. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям. Большое  внимание уделяют воспитанию правильной осанки детей.

Упражнения для формирования и коррекции осанки: подъем рук и ног, прогибание туловища, потягивание, шаги из положения стоя у стены, игровое упражнение "Росточки", наклоны, повороты,  ходьба с предметами (мешочком, деревянным кубиком, резиновым кругом, резиновым мячом) на голове, подъем головы, отведение плеч, прогибание туловища в положении лежа. Напряжение и расслабление мышц спины через вхождение в образы (медведь, слон, бабочка, зайчик), игровые упражнения "Гордая походка", "Балерина", "Птица перед взлетом". Рекомендуется проводить такие  упражнения в утренней гимнастике,  на специальных физкультурных занятиях, в играх, спортивных состязаниях. Например, игры с мячом способствуют улучшению кровообращения в легких, увеличивают подвижность суставов грудной клетки и эластичности легочной ткани, повышают мышечный тонус.   Особо эффективны водные процедуры - после их приема улучшаются аппетит и сон.

 Для ослабленного ребенка большое значение  имеет  закаливание,  так как он отличается пониженной сопротивляемостью инфекции.   Усилить  сопротивляемость организма ослабленных детей можно через  систему закаливания. 

Принципы закаливания впервые сформулированы в 1910 г. Г.Н. Сперанским:

  • осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;
  • интенсивность закаливающих процедур увеличивать постепенно, соответственно возможностям растущего организма;
  •  требуется систематичность и последовательность при проведении закаливания.

Закаливание в саду должно вестись  под контролем медицинского работника и должно быть индивидуализировано.

Формы закаливания воздухом:   дневной сон летом на воздухе и воздушные ванны (зимой в помещении, весной и летом на участке), обтирание, обливания, солнечные ванны и др. средства. Наиболее эффективны  контрастные воздушные и водные ванны. С помощью контрастного закаливания путем тренировки создаются условия для повышения сопротивляемости детского организма.                            

Важнейшее значение имеет режим – это последовательное распределение во времени основных физиологических потребностей дошкольника (сон, прием пищи, бодрствование) и оздоровительных мероприятий (закаливающие процедуры, массаж, гимнастика, подвижные игры и т.д.).  Особое требование к режиму - в разумном балансе  между двигательной активностью и отдыхом. Это связано с тем, что ослабленные дети в большей степени нуждаются в отдыхе, чем здоровые, дефицит движений негативно сказывается на их психофизическом состоянии.  Выход из этой ситуации - прежде всего в удлинении времени сна.

Перерывы для отдыха во время занятий, прогулок, подвижных игр должны быть чаще, чем для здоровых  детей.  Даже  короткие промежутки отдыха (по 3-5 мин.) имеют для ребенка благотворное значение. Рекомендуется  использовать процедуры  в комплексе:  босохождение -  обширное умывание -  ходьба босиком по мокрым дорожкам - обмывание стоп ног душем; полоскание рта с солью, отварами трав (водой комнатной температуры); воздушные ванны в трусиках и босиком; контрастные воздушные ванны - гимнастика на улице в весенне-летний период.

 Осуществление профилактической работы: кислородные коктейли; кварцевание групп; прием поливитаминов;  обучение детей и их родителей технике самомассажа для воздействия на биологически активные точки кожи (БАТК)  в целях профилактики респираторных заболеваний. Например, игровые упражнения  "Скульптор замешивает глину" /массаж живота для нормализации работы кишечника/; "Буратино" (укрепление шейного отдела позвоночника);  "Качалочка" (улучшение работы позвоночных дисков, активизация шлаковыводящих процессов в организме);  "Велосипед" (улучшение кровообращения в ногах, нормализация работы кишечника);  "Массаж рук" (нормализация работы сердца, легких, печени, кишечника);  "Заводим машину" (БАТК между грудными отделами); "Чебурашка" (БАТК ушных раковин);  "Массаж головы" (БАТК головы); массаж передней и боковой части шеи).                                                                                                               Используются нетрадиционные методы и методики: звукотерапия, корригирующая гимнастика, полоскание слизистых оболочек носоглотки 1,5%-ным раствором морской соли (способствует также сохранению зубов и профилактике стоматитов).                        

Упражнения для профилактики плоскостопия:  Ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекаты с пятки на носок, на месте- не отрывая носка от пола, перекаты с носка на пятку-  стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад;  «рисование»  простых геометрических фигур путем катания резинового мячика, захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек), игровое упражнение «Если бы ноги стали руками».

.Литература:

 1. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М., 2004.

2. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1991. - №10. - С.8.

3. Нурмухаметова Л.Р. Дыхательная гимнастика в детском саду // Логопед. - 2008. - №3. - С. 116-119.

4. Пензулаева Л.И Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 - 7 лет). - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 255 с.

6. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - С.39-42.

7. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 33-36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

Конспекты совместной деятельности педагога с детьми в детском саду

В данном разделе публикуются конспекты занятий для воспитанников старших групп (с использованием современных технологий)....

Памятка для воспитателей "Организация летней оздоровительной работы с детьми в детском саду"

Данная памятка поможет воспитателям старшей группы правильно организовать деятельность детей в летний период....

Современные подходы и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду....

Организация оздоровительной работы с детьми в детском саду в летний период.

данный материал можно использовать в качестве доклада на педсовете или  для консультации родителей....