Конспект занятия по математике для старшего возраста. "Путешествие в геометрическую страну"
план-конспект занятия (средняя, старшая группа) на тему

Жданова Галина Ильинична

Цели занятия:

- закрепить счет в пределах 8 (прямой, обратный);

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

- совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;


- совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Занятие по экологии на тему: «Чтобы мама не болела».  Для среднего возраста.

Подготовила Жданова Г.И.

Обучающие задачи: Уточнять и расширять знания детей о русском дереве – берёза. Способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растении.

Формировать экологические знания.

 Развивающие задачи: Развивать у детей познавательный интерес к русской березе через художественно-эстетическое восприятие.

Развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные для передачи образа березы. Обогащать словарный запас детей (красавица, белоствольная, стройная, береста, кузовок, лукошко, шкатулка).

Развивать творческие способности, эстетический вкус

 Воспитательные задачи:

Прививать эмоционально-положительное отношение к красоте природы, желание любоваться ею, заботится о ней и беречь.

Предварительная работа

Знакомство с березой.

Наблюдения в природе за березой.

Беседы, чтение художественной литературы.

Заучивание стихов, пословиц, загадок.

Знакомство с работами художников: Шишкина, Левитана.

Прослушивание музыкальных произведений о березе. Рассматривание предметов, изготовленных из бересты.Материал: картины с изображением берез, бумага для рисования, восковые мелки, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Игрушка – котенок.

                     

 Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня, идя в детский сад, я повстречала маленького котенка. Он сидел на скамейке и горько плакал. Мне стало очень жалко котенка, и я принесла его к нам в группу, он сам расскажет вам, что с ним случилось.     (Появляется котенок, плачет).

Воспитатель: Почему ты плачешь, что за беда с тобой приключилась? Котенок: У меня мама заболела. Напилась холодного молочка и горлышко простудила.

Воспитатель: Не плач, котенок. Наши ребята постараются тебе помочь. Ребята, как можно помочь маме – кошке? Дети: Ее надо полечить.

Котенок: в том то и дело, что мама послало меня в лес, попросить у березки ее веточку. Из почек и листочков березы можно приготовить лекарство от простуды. Только я не знаю, как отличить березку от других деревьев.

Воспитатель: Не беда! Мы тебе поможем. Садись, котенок, поудобнее слушай и запоминай. 

Русская красавица, стоит кудрявится.

Белые сапожки, Зеленые сережки, Тонкий стан, Белый сарафан.

Воспитатель: О каком дереве эта загадка? Дети: О березе.

Воспитатель: Что за белый сарафан у русской красавицы? Дети: Это ствол дерева. Только у березы ствол белый.

Воспитатель: Правильно, верхний слой коры у березы покрыт тонкой шелковистой берестой. Ребята, а вы знаете, что делают из бересты?

 Дети: Из бересты делают лукошки, кузовки, шкатулки, красивые необычные картины.

Воспитатель: а какое дерево носит «сережки»? Дети: «Сережки» носит береза.

Воспитатель: Ранней весной на её веточках набухают почки, из которых потом появляются листочки. Распускаются серёжки – это её цветы.

В серёжках созревают семена, похожие на крошечные самолётики. Ветер уносит их в разные места. Они падают на землю, прорастают. Постепенно проростки превращаются в тонкоствольные молодые берёзки. Берёза любит свет и простор, не боится морозов и живёт более 100 лет. Но, ещё берёза - это лекарственное растение. Целебными свойствами обладают её почки (которые собирают ранней весной), сок и даже листья. Из них готовят отвары, настои, делают примочки.
 Воспитатель: а какие у березы листочки? Дети: Зеленые, изумрудные, клейкие.

Воспитатель: Береза – самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на ветру листьями.

Такие поэты как Есенин, Трутнева, Тютчев, Лермонтов воспевали красоту русской березки. Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу? Стало
 вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах, это платье золотое, у берёзы на плечах.      (Е. Трутнева) Дети: Осенью.
Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром.       Дети: Зимой.

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы, шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.

Точно серебром.

(С. Есенин)                
Дети:  Летом.

Воспитатель: Ребята, а что вы еще знаете о березке?

Дети: У березы – белый, стройный ствол.

У березы – тонкие и гибкие ветви.

В жару береза дает прохладу, а в холод согревает.

Береза может лечить людей.

Береза дает березовый сок.

О березе поют песни и пишут картины.
Воспитатель: На картинах художников какие березки?

^ Дети: Березки прямые, стройные, белоствольные.

Воспитатель: На Руси березу сравнивали с девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.

(Воспитатель выставляет картины с изображением берез).

Воспитатель: Посмотрите на картины. Какие красивые березы изображены на них. Около какой из них вы хотели бы оказаться и почему?

1 ребенок. Я хотел бы оказаться около молодой березки, потому, что она маленькая, веселая, стройная, красивая.

2 ребенок. А мне больше понравилась старая береза. Она очень красивая, большая, высокая. Веточки у нее свисают вниз, и мне очень хотелось бы постоять под ними.

Воспитатель: Такие березы называются плакучими. Если какому-то человеку взгрустнется, подойдет он к такой березе, обнимет ее, посмотрит, как машет ему береза своими руками-веточками, и станет ему легче на душе.

Давайте представим, что мы с вами – березы.

Физ. минутка.

Руки подняли и покачали – это березки в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

Воспитатель: Ну, что, котенок, запомнил, как выглядит береза. Теперь сможешь попросить у нее веточку для своей мамы. А чтобы ты все-таки не перепутал деревья, наши ребята нарисуют тебе березку.

Дети выполняют задание.

Рисование – восковыми мелками, акварельными красками, используя разнообразные приемы изображения.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые получились у вас березки.
Котенок, мы дарим тебе наши рисунки, ты покажешь эти рисунки своим друзьям и расскажешь им, какое замечательное это дерево – береза.

И наше мероприятие хочется закончить стихотворением:


Будем берёзку любить, охранять, Будем мы взрослым во всём помогать

Реки, поля и леса, сбережём.

Помним о том, что природа наш дом.



Предварительный просмотр:

ГБОУ  СОШ №1034 ДО-4 «Лад»

Конспект  интегрированной образовательной деятельности.

 Возраст детей - старшая  группа.

Познавательно- исследовательская деятельность.

                                    Тема: «Свойства магнита»

ist2_5847359-child-in-science-class-with-microscope

                                                                                          Подготовила и провела

 воспитатель I категории

Жданова Галина Ильинична

Москва 2015г.                             

Цель образовательной деятельности:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Цель эксперимента:

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».

2. Продолжать формировать умения самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки,  делать обобщения.

3.Закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.

2. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей.

3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование:

железные, пластмассовые, стеклянные,  деревянные, резиновые предметы,  кусок ткани, магниты разного вида, магнитная доска, магнитные цифры, магнитные буквы,  рыбки, тарелки для раздаточного материала,  схемы правил поведения в лаборатории,  самодельный «портал» времени, мячик,  иллюстративный материал:  картинки к игре «Четвёртый лишний».

-на пару детей: банки с водой, стаканы.

Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске, ноутбук, видеодиск «Лунтик и его друзья».

Предварительная работа:

- опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня  отправиться в страну волшебства, где мы станем настоящими  Волшебниками.
Воспитатель: Все встали в круг, взялись за руки, почувствуйте силу каждого из нас и скажем волшебное заклинание:

По быстрей,  выходим в круг!

Ты мой друг и я твой друг.

Друг на друга оглянулись

Обнялись и улыбнулись.

2. Д/и «Соседи числа». Прямой и обратный счёт в пределах 10.

-Тогда не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром. Но вот незадача. Нам нужно ввести код, чтобы временной портал открылся. Но со временем некоторые цифры кода стёрлись. Восстановите его.

- Каких цифр не хватает?

1…3 4….6 ..5.. 6…8 ..7..

Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске.

-Ребята, какие вы молодцы! Портал заработал.

3. Зрительная гимнастика.

По быстрей,  выходим в круг!

Ты мой друг и я твой друг.

Друг на друга оглянулись (глазами)

Обнялись и улыбнулись.

Вниз глаза мы опустили

Землю нашу проводили.

Глазки вверх, смелей вперёд.

В волшебный мир портал ведёт.

Зажмурили глаза. Начинаем отсчёт от 1 до 10 и обратно.

4. Правила поведения и безопасности при проведении опытов.

-Открыли глаза. Вот мы и прибыли в школу волшебных наук. Чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них:

Топ- топ! Хлоп – хлоп!

Вокруг себя повернись

В маленьких волшебников

Скорее превратись!

-Вот теперь мы настоящие волшебники.

-Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.

1.нельзя ничего пробовать на вкус;

2.нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;

3.! означает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только с взрослыми;

4.будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.

5. Опыт «Всё ли притягивает магнит? »

-А всё ли притягивает магнит?

-У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:

-в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;

-в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.

-Как мы это проверим? (с помощью магнита)

- Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.

Самостоятельная работа.

- Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось?

Ответы детей -Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

-А  какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик, железные скрепки, шурупы, ключи).

- А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «-»..

Материал.  Притягивается ли магнитом?

Резина                   -

Дерево                   -

Железо                        +

Пластмасса                 -

Бумага                          -

Ткань                               -

Дети ставят условные значки и формулируют умозаключение.

-Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.

6. Физкультминутка (с мячом).

Игра «Притягивает – не притягивает»

-Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы ловите, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.

7. Легенда о магните.

-А теперь садитесь на ковёр и послушайте.

(Звучит музыка).

-Я расскажу вам одну старую легенду.

Звучит спокойная музыка.

-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес  пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

-Понравилась вам эта легенда?

-Почему же магнит так назвали?

8.Д/и «Четвёртый – лишний»

На полу  лежат карточки с рисунками предметов, которые притягивает магнит, и фломастер.

-Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему?

9. Игра-опыт «Не замочив рук». Действует ли магнит через другие материалы?

-А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников. Работаем в паре.

-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку, не замочив рук?

-А поможет нам в этом удивительная план - карта. Давайте изучим нашу карту. Она подскажет нам, как правильно провести наше волшебство.

-Что надо сначала сделать? (налить воды в стакан)

-Что потом? (бросить скрепку в стакан)

-А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.

-Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).

-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)

-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

-Магнитные силы проходят через стекло.

10 .Игра «Рыбалка».

Мы с вами тоже своими умелыми ручками можем самостоятельно изготовить игру-забаву с применением магнита. Она называется «Рыболов». Мы сможем и сами поиграть и порадовать малышей и своих младших сестренок и братишек. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их сможем использовать для изготовления игры.
Конструирование (дети высказывают свои версии, закрепляем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры)

-А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.

Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.

-Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

-Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась. Значит, магнитные силы проходят через воду.

-Садитесь на свои места.

11. Игра-опыт «Волшебный лабиринт».

Мы продолжаем наше путешествие в стране волшебства.

Воспитатель:  Ой, посмотрите, что тут лежит на полу?
В конверте находятся картинки - игра волшебный лабиринт. А как же нам с помощью магнита поиграть в эту игру. У нас же нет ни карандаша, ни ручки. Как мы найдём правильную дорожку. Давайте я начну играть, а вы продолжите.

Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка
Давайте повторим ее движения.
Ребята возьмите картонную карточку, на него положите скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам.
Что происходит со скрепкой? ( скрепка как будто «танцует»
Почему двигается скрепка?
Ответы детей.

-Какой мы можем сделать вывод?

-Магнитная сила проходит через картон.

-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

-Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?

-Магнитная сила проходит через стекло, воду и картон.

-Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это 2 свойство магнита.

12. Зрительная гимнастика.

-А нам пора возвращаться домой. Встаньте в круг.

А теперь пора прощаться,

В детский сад нам возвращаться.

Ребята быстро по местам

Перемещению старт дан.

-Закрыли глаза. Считаем в обратном порядке. Открыли глаза, провели глазками по той длинной дорожке, по которой мы совершили своё перемещение.

13. Итог  образовательной деятельности

-Где мы с вами  были?

-С какими свойствами магнитов  мы  познакомились? (цепочкой)

-Магнит притягивает железные предметы.

-Магнитные силы проходят через разные материалы.

Воспитатель:

-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?

- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы).

- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.

А волшебники за ваши старания прислали вам подарок-диск с мультфильмом «Лунтик и его друзья» о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе тема: "Остров геометрических фигур"

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в Математическую страну».

Цель:  Закреплять счётные умения в пределах 6. Формировать представление о начале отсчёта предметов, расположенных по кругу. Развивать мыслительные операции, умение анализировать, находить предме...

Конспект занятия по математике в старшей группе с использованием ИКТ «Страна цифры 8»

Задачи: - Учить считать в пределах 8, соотносить ее с восьмью предметами...

Конспект занятия по математике в старшей группе Тема. «Путешествие про стране Математики»

Цель: Формировать у детей элементарные математические представления.Программное содержание:- совершенствовать навык прямого и обратного счета в пределах;  - умение называть соседей числа;  ...

Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: « Путешествие в страну математики»

Воспитатель: МБДОУ д/с «Сайзанак»Монгуш Сайлык Бижик-Баировна...

Конспект занятия по математике в старшей группе. “ Путешествие в волшебную страну ”

Цель: 1.Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги.2.Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10. 3. Развивать логич...