Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Осипова Валентина Витальевна

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №69»

Консультация для родителей:

Тема: «Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте»

                                                                                       

Подготовила:

                                                                                 Воспитатель

                                                                                   Осипова В.В.

г.о. Саранск

Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности — это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Совершенствование развивающего обучения - не единственный способ воздействия на развитие этих качеств. Доказана необходимость прямого управления развитием способностей ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, когда, например, кубик становится куском мыло, которым ребенок «стирает», а стул «превращается» в автомобиль – стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора. Позднее не только одни предметы начинают заменять другие (палочка-термометр, ложку, ружье и даже лошадь), но и сам ребенок, беря на себя роль, изображает другого человека-доктора, маму, охотника, всадника.

Игровое замещение-начало – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы, но и выделяют в них важные, существенные признаки.

Человечество выработало большое количество знаков. И главная трудность не в том, что усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы понимать и учитывать, что именно они обозначают, какая сторона действительности за ними «спрятана». Так, исследования психологов, посвященные усвоению математики шестилетними школьниками, показывают, что затруднения, возникающие у детей, связаны с недостаточным пониманием смысла чисел и арифметических знаков ( +, -, = ), невозможностью четко выделить те стороны объектов, к которым они относятся.

Но понимания обозначений отдельных предметов еще недостаточно для решения умственных задач. Любая задача требует анализа ее условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать при решении. В арифметических задачах это отношения между количествами, в задачах на пространственную ориентировку – отношения мест, занимаемых предметами в пространстве, к местам, занимаемым другими предметами в пространстве, к местам, занимаемым другими предметами (сзади, спереди, слева от…), и к системе пространственных координат и т.п. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости). И как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той форме выделения, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.

На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения. Так, например, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состав слова: отдельные звуки обозначают фишками разного цвета, а расположение фишек показывает порядок следования звуков в слове. Другим примером может служить обучение детей умению ориентироваться в пространстве при помощи плана. Четырех - пятилетние дети легко понимают, что такое план комнаты, и могут использовать его, чтобы найти спрятанный в комнате предмет. А ведь план – это и есть наглядная модель: отдельные предметы обозначены на нем при помощи заместителей (геометрических фигур), а взаимное расположение этих заместителей на листе бумаги повторяет расположение предметов в реальном пространстве.

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Сюжетно-ролевая игра, которая учит детей не только замещению, но и моделированию взаимоотношений взрослых. Когда ребята изображают в игре, например, больного и доктора, который его лечит, они фактически создают модель взаимоотношений врача и пациента, хотя эта модель и не вычерчивается на бумаге, а разворачивается в живом действии. Наглядное моделирование проявляется и в детской конструктивной деятельности. Сделанный из строительного материала домик- объемная модель реального здания, передающая при помощи заместителей (деталей строительного материала) отношения между его основными частями (стенами, крышей, окнами, дверями). Что касается детского рисования, то одной из его отличительных особенностей является схематизм. Рисуя по собственному замыслу, ребенок передает не столько общий внешний вид предметов, сколько то, что он знает об их строении, отношениях между основными частями, т.е. строит изображение, значительно более к наглядной модели, чем к фотографии.

Использование заместителей и моделирование в игре, конструировании, рисовании (а также в лепке, аппликации, при изготовлении поделок и т.п.) и служит источником развития внутренних форм замещения и наглядного моделирования.

В старшем дошкольном возрасте, детям полезны игры и упражнения, направленные на формирование и совершенствование умений обозначать предметы при помощи разнообразных заместителей, анализировать их строение, использовать наглядные модели при ориентировке в пространстве и при создании образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в приобщении детей к творчеству Габдуллы Тукая"

Проект направлен на приобщение дошкольников к творчеству Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэт...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цели:Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....

Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...