Главные вкладки

    Проблемные ситуации
    картотека по теме

    Ермолова Евгения Владимировна

    Подборка проблемных ситуаций (средняя - подготовительная группы) часть 1

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_problemnyh_situatsiy.docx28.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

    Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

    Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

     Проблемная  ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

    У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

    Тема: « Грибы»                                                                                                    Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

    Тема: «Транспорт»

    Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

    Тема: «Дома», «Свойства материалов»

    Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

    Тема: «Фрукты»

    Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

    Тема: «Свойства материалов»

    В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

    Тема: « Язык мимики и жестов»

    Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

    Тема: « Погодные условия»

    Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

    Тема: « Свойства металлов»

    Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

    Тема: «Стороны света»

    Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

    Тема: «Объём»

    Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

    Тема: « Погодные условия»                                                                                                        

    Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

    Тема: « Измерение длины»

    Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

    Тема: « Выше, ниже»

    Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

    Тема: «Лекарственные растения»

    Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

    Тема: «Почва»

    Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

    Тема: « Свойства дерева»

    Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

    Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать? 

    Тема: « Часы»

    Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

    Тема: «Свойства воздуха»

    Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

    Тема: «Увеличительные приборы»

    Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

    Тема: «Средства связи»

    У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

    Тема: «Свойства бумаги»

    Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

    Тема: « Свойства копировальной бумаги»

    Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

    Тема: «Свойства магнита»

    Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

    Тема: «Дружба красок»

    Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование практического опыта у детей дошкольного возраста, позволяющего обеспечить безопасное существование, в различных проблемных ситуациях».

    Повседневная жизнь ребенка таит множество опасностей. Тема охраны здоровья  детей является главной. Сформировать безопасный практический опыт выхода из проблемных ситуаций помогут игры - путешествия. ...

    Картотека проблемных ситуаций

    Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....

    Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций

                  Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества....

    НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

    Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...