Проблемные ситуации
картотека на тему

Ермолова Евгения Владимировна

Проблемные ситуации, часть 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_situatsii.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ:

Тема проблемной педагогической ситуации:

«Незнакомый взрослый»

1. Незнакомец звонит в дверь. (Стучат в дверь группы)

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник так хитер!

Притворится, что монтер,

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!

Я задам вопросы, а вы дайте мне ответ:

1. Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, что ты будешь делать (Ответы)

Запомните дети: Если кто-то лезет в дом, поскорей звони… (02)

2. Если дома нет телефона, что ты будешь делать? (Показывают, как и что они будут кричать из окна или с балкона, как звать на помощь.)

3. Ты один дома, зазвонил телефон: «Здравствуй! Куда я попала, чья это квартира? Как тебя зовут? Ты один дома? ». Что ты ответишь?

2. Незнакомец на улице.

Плохие люди могут повстречаться вам на улице. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать определенные правила.

Запомните, ребята,

Ведь преступник для того,

Чтоб ребенка усыпить,

«фанты» даст ему попить.

В очень вкусные конфетки

Спрячет сонные таблетки.

Принесет наклеек пачку

И отравленную жвачку…

Надо помнить: такая еда

Принесет вам немало вреда!

Из сказок вы знаете, что злодеи очень изобретательны и знают тысячу и один способ, как обмануть свою жертву. В жизни преступники не менее изобретательны. Так что же делать, если:

1. «Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко? ». (Громко звать на помощь, бежать в людное место: к магазину, на остановку)

2. «Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой? ». (Сопротивляться, громко кричать, звать на помощь.) Покажите, как.

3. «На какой бы машине ты согласился прокатиться с доброй тетенькой: на «Жигулях», «Ауди», «Мерседесе»? (Ни на какой.)

Запомните!

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

И в кино даже сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо… (Нет)

Вам предложат обезьянку,

Или даже денег банку.

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твердо (Нет)

Позовут лететь к луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ.

Ты ответить должен (Нет)

1. Какого человека мы называем незнакомым?

2. Как вести себя с незнакомцем, если он просит у вас помощи?

3. Как следует поступать, если незнакомец предлагает вам игрушки, шоколадку, подарок?

4. Почему с незнакомцем нельзя вступать в разговор?

5. Что означает выражение «внешность обманчива»?

6. Почему не следует гулять в одиночку?

Алгоритм беседы (рефлексия) .

1. Как вы поступили?

2. Почему так поступили?

3. Как нужно было поступить?

4. Как вы поступите в следующий раз?

Тема проблемной педагогической ситуации:

«Бабушка»

Несколько дней детям читают стихи, рассказы, проводят беседы, в которых говорится об уважении к старикам и другим беспомощным людям, составляют рассказы о своих бабушках.

Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка».

Стала бабушка Старой, хворою,

От ходьбы она устает. Храбрым летчиком

Стану скоро я, Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее. Отдохнет она, наконец.

Скажет бабушка: «Ай да внучек мой, Ай да летчик мой, молодец! »

Я задам вопросы, а вы дайте мне ответ:

- Ребята, а какие добрые дела совершали вы? (Ответы детей.)

- А у вас есть бабушка? Где она живет?

- Ребята, а вы любите свою бабушку? (ответы детей)

- Как вы проявляете свою любовь к ней?

- А как вы поступите, если вас попросят о помощи другие беспомощные люди (Пожилые люди, инвалиды, маленькие дети). Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

Пальчиковая игра «Бабушка нам чай сварила. »

Бабушка нам чай сварила (правая рука помешивает чай)

В него травки положила (пальцы сыпят траву) .

Ягодки, медочек (сгибать и разгибать пальцы)

Мяточки листочек.

Разнотравьем чай богат (потереть одной ладошкой другую)

Для здоровья просто клад! (хлопки в ладоши) .

(Н. Бабаева) .

• Алгоритм беседы (рефлексия) .

- Что сейчас произошло?

- Что ты делал, что чувствовал?

- Что чувствовала бабушка в этой ситуации?

- Можно ли было поступить по-другому?

- Что будешь делать в следующий раз, если произойдет такая ситуация?

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей, делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, Не тлело во мгле,

Делай доброе дело – Тем живем на земле.

А. Лесных

Тема проблемной педагогической ситуации:

«Если взрослый заболел»

Карточка-памятка с номерами телефонов детской и взрослой поликлиники, «Скорой помощи» с условными обозначениями. - Машинки «скорой помощи» на верёвочках - Аптечка с набором медикаментов. - Картинки демонстрационные «Окажи первую помощь».

- Карточки с изображением моментов оказания первой помощи. - Письмо и посылка от доктора Здравник.

Словарная работа: здравие, перекись водорода, экстренная помощь, медицинская помощь, скорая помощь, ожег, ушиб, ссадина, йод, зеленка, таблетка.

Д/и «Продолжи предложение» (воспитатель произносит начало предложения, дети придумывают его конец и произносят предложение целиком) .

- Быть здоровым значит (не болеть, не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т. д.) .

- Здоровый человек (занимается спортом, сильный, бодрый и т. д.) .

- У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т. д.) .

- Что может помешать нам быть здоровыми? Какие факторы влияют на наше здоровье? (микробы, погода, неосторожность) .

- Кто помогает нам вылечиться, сохранить наше здоровье? (врачи) .

- Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефону или в поликлинике) .

- Что нужно знать, чтобы вызвать врача? (номер телефона поликлиники, скорой помощи) .

- Что нужно сообщить, когда позвонишь в поликлинику, скорую помощь? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит) .

2. Воспитатель. Давайте попробуем вызвать врача по телефону. А поможет нам в этом телефонная карточка-памятка «Медицинская помощь»

Рассматривание телефонной памятки, определение значения условных обозначений.

*Практические задания для детей (воспитатель ведёт диалог с ребёнком по телефону от имени работника регистратуры) - «Предположим, что у тебя высокая температура. Вызови себе врача».

- «Допустим, у твоей мамы заболело горло. Вызови ей врача».

- «А если у твоей бабушки заболело сердце. Куда надо звонить, чтобы ей

оказали экстренную помощь? ».

После первого выполнения задания обговорить, всё ли правильно сделано. Обратить внимание поздоровался ли ребёнок, употреблял ли вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», правильно ли объяснил причину вызова и т. д.

Игра для пальчиков «Помощь скорая как птица по шоссе к больному мчится» (К рифлёному карандашу привязана верёвочка, другой её конец привязан к машинке «скорой помощи». Дети в руках крутят карандаш, накручивая верёвочку — чья «скорая помощь» быстрее приедет к больному) .

Д/у «Для чего это надо? ». (бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, лейкопластырь, ватные палочки, таблетки) - Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.

- Это зелёнка. Она нужна для смазывания ран, чтобы убить микробы.

- Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран. И т. д.

Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками.

Чтение стихотворения доктора Здравника.

Гордо ехал мальчик Петя на своём велосипеде,

А потом лихачить стал – руль руками не держал!

И свалился на дорогу, ободрал себе он ноги, колени руками зажал «Ой, как больно! » закричал.

Чтоб паденья избежать, надо крепко руль держать!

- Ребята, Петя поранил себе колени. Ему надо помочь. Как?

Ссадина, ранка: 1. Сказать взрослому.

2. Промыть ранку перекисью водорода.

3. Смазать вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают микробов) .

4. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.

Если рана у тебя, время не теряй. Перекисью водорода ранку промывай,

Йодом вокруг обработай потом, пластырь наклей иль завяжи бинтом.

-Кто сыграет роль Пети, получившего травму при падении с велосипеда? *Практическое выполнение оказания первой помощи: обработка перекисью водорода, смазывание краёв ссадины йодом, накладывание повязки (на колени приклеивается липкая красная пленка, можно одно колено забинтовать, а другое заклеить пластырем) .

Алгоритм оказания помощи:

Алгоритм беседы (рефлексия) .

1. Как вы поступили? 2. Почему так поступили?

3. Как нужно было поступить? 4. Как вы поступите в следующий раз?

Таблетки- не конфетки!

Ход занятия:

1. Ребята, я принесла сегодня на занятие чемоданчик, и хочу, чтобы вы догадались, что в нем находится.

(Это медицинский чемоданчик с лекарствами, это аптечка)

А как вы догадались?

(На чемоданчике нарисован красный крест)

Что может лежать в аптечке?

(Бинт, йод, лекарства)

Давайте откроем аптечку и рассмотрим ее содержимое. Ваня, подойди к столу и возьми любой предмет. Что это?

(Бинт)

Для чего нужен бинт?

(Бинтом можно перевязать рану, чтобы остановить кровь. Бинт не дает микробам проникнуть в рану)

Выходи, Петя. А это что?

(Пластырь)

Для чего нужен пластырь?

(Закрыть ранку, чтобы в нее не попали микробы.)

Когда лучше пользоваться бинтом, а когда пластырем?

(Бинтом перевязывают большие раны, пластырем заклеивают маленькие)

Выходи, Маша. Что ты взяла?

(Это зеленка. Ей обрабатывают раны, чтобы в них не попала инфекция)

Каждый человек может пораниться, поэтому аптечка должна быть в каждом доме, а в ней — бинт, зеленка, пластырь. А кто мне скажет, для чего нужен этот предмет и как он называется? (градусник, или термометр. Им измеряют температуру)

Правильно. У здорового человека температура 36,6 градусов, и если она начинает повышаться, серебристый ртутный столбик поднимается за красную отметку — это значит, что человек заболел. С градусником нужно обращаться очень острожно, как вы думаете, почему?

(Потому, что он стеклянный и может разбиться)

Да, если градусник разобьется, осколками можно порезаться, а еще из него вытечет серебристая ядовитая ртуть. Поэтому градусник хранится в футляре.

Скажите, когда нужна аптечка?

(Когда кто-то поранился или заболел)

2. Ребята, во все времена люди знали, что здоровье — главное богатство человека. У русского народа сложено множнство пословиц про здоровье и болезнь. Назовите их. (Дети рассказывают пословицы, 3-4)

  • Береги платье снову, а здоровье смолоду
  • Болен — лечись, здоров — берегись
  • В добром здоровье и хворать хорошо
  • Здоровье дороже денег — здоров буду — и денег добуду
  • Кто не болен, тот здоровью цены не знает
  • Аптека не прибавит века
  • Горьким лечат, а сладким калечат

3. Ребята, давным-давно жил на белом свете великий врач.  Он многое знал и умел, и всегда говорил своим пациентам, что лекарством должна быть … еда. Это значит, что человек должен есть полезные продукты, и тогда он будет здоров. Давайте вспомним, какая еда полезная, а какая неполезная и даже вредная. Разложим продукты по полочкам: на полочку с веселым лицом кладем полезные продукты, на полочку с грустным лицом — неполезные.  (Детям раздаются карточки, они  выходят по одному,  называют продукт, кладут на полочку и обосновывают свой выбор)

4. Для того, чтобы не болеть, нужно делать зарядку, мыть руки перед едой и побольше гулять на свежем воздухе. Давайте мы сейчас сделаем небольшую гимнастику-разминку

Это глазки: вот-вот.

Это ушки: вот-вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

Мы намылим наши ручки — раз, два, три, раз, два, три.

А над ручками, как тучки — пузыри, пузыри.

Эта щетка для Андрейки — чисти зубки поскорей-ка!

Раз, два, три, раз, два, три — вот так зубки, посмотри!

5. Но если человек все-таки заболел, что нужно сделать?

(Обратится к врачу)

Совершенно верно, врач назначит больному лечениие, пропишет лекарства — мази, порошки, таблетки. Если больной человек применяет лекарства так, как велел врач, он обязательно выздоровеет. Лекарства помогают человеку победить болезнь. Для этого врач пишет рецепт — на нем написано название лекарства, и как долго его нужно принимать. (Показывает)

Скажите, где по этому рецепту можно приобрести таблетки?

 (в аптеке)

Ребята, а как вы думаете, если здоровый человек примет таблетку, что с ним случится?

(он заболеет)

Правильно, здоровый человек от приема таблетки может заболеть. Лекарство лечит больного, а для здорового человека оно ядовито.

6. Ребята, посмотрите, у меня есть сладкие конфетки, похожие на таблетки. А в аптечке есть горькие таблетки, похожие на конфетки. Если бы конфеты и таблетки были не в упаковке, их можно было бы легко перепутать.

Вот послушайте, какая история приключилась с моими знакомыми детьми.

(По ходу рассказа воспитатель выставляет картинки на фланелеграф)

Жила-была одна семья — мама, папа, бабушка и дети: Маша и Алеша. Папа и мама уходили на работу, а дети оставались с бабушкой. У старенькой бабушки часто болела голова и сердце, и она принимала таблетки, которые ей прописал врач. Однажды руки у бабушки задрожали, и она уронила одну таблетку на пол. Бабушка долго искала таблетку, но найти не смогла, поэтому она приняла другую и прилегла отдохнуть. Маша и Алеша играли в комнате и старались не шуметь. И вдруг Алеша что-то нашел!

А: Ух ты! Я нашет конфету! Шоколадную, в глазури! Я такие конфеты очень люблю! И сейчас съем!

М: Алеша, а ты уверен, что это конфета? Она похожа на таблетку, которые принимает бабушка! Выброси ее в мусорное ведро!

А: Ты, маша, хитренькая! Ты так нарочно говоришь! Ты сама конфету съесть хочешь! Ну уж нет! Я ее сам — ам — и съем!

М: Ну и как, вкусно?

Сладкая конфета?

А: Ой, нет! Горькая! Тьфу, какая противная!

М: Выплюни, выплюни скорее!

А: Не могу, я ее уже проглотил... Что же теперь делать?

М: Давай все скажем бабушке!

А: Нет! Она будет ругаться!

Ребята, что нужно сделать Маше и Алеше?

(Сказать бабушке, что произошло!)

Давайте позовем бабушку! (Дети зовут. Появляется Бабушка)

Что случилось? Что случилось?

(Дети рассказывают, что произошло)

Б: Нужно срочно вызвать «Скорую помощь»! Ой, я забыла номер вызова «Скорой пмощи!» Дети, вы мне не подскажете? 03? Алло, Скорая? Мой внук случайно принял мою таблетку!Он подумал, что это конфетка! И у него теперь болит живот и кружится голова. Пожалуйста, приездайте по адресу: переулок Лесной, дом один.

В: Конечно, врачи «Скорой помощи» приехали очень быстро и вылечили Алешу. Наша история закончилась хорошо. И Алеша и Маша теперь навсегда запомнили, что таблетки — не конфетки, что с пола ничего нельзя поднимать и есть, а если вдруг что-то случилось, не нужно бояться позвать на помощь взрослых. Вы это тоже запомнили?

(Дети читают стихи)

1. Знают взрослые и детки:

Если кто-то заболеет

Принимает он таблетки,

Чтоб поправиться скорее

2. Но красивые конфетки

В разноцветной оболочке -

Это вовсе не конфетки -

Помните, сынок и дочка!

3. Наши умные ребятки

Не возьмут таблетку в рот

Это ведь не шоколадка,

Не прирожное, не мед

4. Хоть порой напоминают

Они сладости на вид,

Но таблетки принимают,

Если что-то заболит!

7. А  сейчас, ребята, я хочу предложить вам нарисовать открытку-аптечку. Мы подарим открытки гостям и пожелаем, чтобы они  всегда были здоровы!

Пожалуйста, пройдите на свои места и приступайте к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»

Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...