Приёмы самомассажа
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Телегина Наталья Владимировна

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а самомассаж рук оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_samomassazha.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ САМОМАССАЖА РУК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не формируется должным образом. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский  писал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.  Активные движения пальцев его рук словно подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Способов стимуляции речевой активности много.  Наиболее доступным и интересным является самомассаж рук. Поэтому педагогам дошкольных учреждений и родителям необходимо знать о распространенных приемах самомассажа.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком.

Основной целью является нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. А также улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам. Во-первых, самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. Его можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Можно использовать его многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. И главное, самомассаж можно использовать без специального медицинского образования.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, то улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а самомассаж рук оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется использовать игровой самомассаж с использование различный предметов (бигуди, различные мячи, су-джоку, бросовый материал и т.д.) или без них, сопровождая его короткими эмоционально яркими стихами.

Основными приемами самомассажа является поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Предлагаю подборку игровых приемов по самомассажу рук.

 

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это “лучи солнца”.

Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.

Г. Виеру

Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

    – Сорока, сорока,
Где была?  – Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели
Большая пурга,
Стелила постели
Морозам она,
И было метелям
Совсем не до сна.
Мы утром в окошко
Взглянули на сад – 
Сугробы в саду,
Как подушки, лежат.

В. Степанов

Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).

Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.

М. Пляцковский

 

 

РАСТИРАНИЕ

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.

                               В. Берестов

Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка – кошка.

(адаптация стихотворения В. Левина)

 

Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).

Диво дивное – паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.

B. Суслов

Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело. 
Завизжала и запела. 
Ела, ела дуб, дуб. 
Поломала зуб, зуб.

C. Маршак

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила,
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поет,
Соням спать не дает.

               В. Сокол

Циркулярное растирание кистей рук (“намыливание” рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это – 
Руки мой перед едой
И после туалета.

 

 

РАЗМИНАНИЕ

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи но ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.

Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите же домой. 
– Серый волк под горой, 
Не пускает нас домой.

Русский фольклор

 

ВИБРАЦИЯ

Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино).

Кто там топает по крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап.
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.

Ж. Давитъянц

Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

Кто на розовой заре.
На росистом серебре
Барабанит, барабанит
По сосновой по коре?
Дятел петь захотел,
Дятел носом песню спел.

Э. Мошковская

 

Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.

В. Линъкова

Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Молоток – мой лучший друг.

Г. Виеру

 

 

Использование приведенных активных игровых действий во время повседневных занятий в ДОУ позволило провести наблюдение по следующим показателям: дети с удовольствием выполняют предлагаемые педагогом приемы самомассажа, а после его сеанса проявляют чувства удовольствия, стабильного уверенного тонуса. У них улучшается память, расширяется словарный диапазон. Приведенные показатели подтверждают данные о том, что самомассаж является одной из основ закаливания и укрепления детского организма. Следовательно, его применение в педагогической практике можно считать вполне оправданным и целесообразным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения дошкольников

Самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. ...

Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста приёмам самомассажа"

Самомассаж  как профилактика заболеваний  у детей дошкольного возраста....

Приёмы самомассажа в логопедической работе.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.Целью л...

Конспект совместной деятельности по оздоровлению детей "Мои заботливые помощники" (обучение приёмам самомассажа).

Тема «Мои заботливые помощники» Программное содержание:Учить детей заботиться о своём здоровье, знать несложные приёмы самооздоровления.Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и спо...

Использование приёмов самомассажа кистей и пальцев рук у детей, имеющих речевые нарушения.

Описаны некоторые приёмы самомассажа кистей и пальцев рук, с использованием различных предметов и сопровождающиейся стихотворным текстом....

ПРИЁМЫ САМОМАССАЖА

РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ И ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ МЕТОДОМ ПОГЛАЖИВАНИЯ, РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ, РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ЯЗЫКА, РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ...

Применение приёмов самомассажа рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Рассказывается о системе самомассажа рук и приёмах для детей младшего возраста, способствующих быстрейшиму развитию речи у детей 3-4 лет...