Семинар "Береги здоровье смолоду"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Семинар для педагогов детских садов. В  данной методической разработке представлен объемный материал по работе с детьми  по  воспитанию ЗОЖ с ранних лет  и предупреждению наркотической, психической и другой зависимости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_beregi_zdorove_smolodu.docx63.2 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Тема:  «Береги здоровье смолоду»

                                                                    Подготовили:

                                                          Лизунова Л.Н. – старший воспитатель

                                                         

План семинара.

Теоретическая часть

1 занятие:  Здоровый образ жизни:

  • Понятие ЗОЖ.
  • Человечество без наркотиков

- что такое наркотик

- пристрастие

- зависимость

  • 4 уровня рабства

- физический

- психологический

- социальный

- духовный

       2 занятие. Легче предупредить:

  • Что знают дошкольники о наркогенных веществах?
  • Как относятся дошкольники к наркогенным веществам?
  • Как ведут себя дети по отношению к наркогенным веществам?

     

       Практическая часть.

  • Тренинг «Умей сказать «НЕТ!»

1 занятие   Здоровый образ жизни

ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г.П.Аксёнов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р.Дитлс, И.О.Мартынюк, Л.С.Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни— это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой  формах жизнедеятельности человека ..

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них  считают базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы[ также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни:

- активный умственный труд;
- приятная работа;
- рациональное питание;
- питание в соответствии с возрастом;
- собственная точка зрения;
- любовь и нежность;
- сон при температуре 17-18 градусов, около 8 часов;
- постоянные физические нагрузки;
- периодическое употребление сладостей;
- эмоциональная разрядка.

Человечество без наркотиков.

Что такое наркотик.

В понятии "наркотик" до сих пор существует некая путаница. Медицинский смысл его (средство для наркоза) не совпадает с общеупотребительным (средство для получения удовольствия) - помните анекдот о том, что “Для хохла сало тоже наркотик”? Поэтому все заинтересованные стороны в России договорились о том, что наркотиками будут считаться вещества, включенные в Список наркотиков Постоянно действующим Комитетом по Контролю за Наркотиками (ПККН) Российской Федерации и термин "наркотик" приобрел юридический смысл наряду с терминами "сильнодействующее вещество", "психотропное вещество", "одурманивающее вещество" и т.д. В других странах ситуация такая же (т.е. принадлежность субстанции к наркотикам определяется национальными юридическими документами, и ничем иным). Законодательством всех стран признаются наркотиками героин, ЛСД, препараты конопли, метадон и другие - "в связи со своей значительной общественной опасностью и вредом, причиняемым здоровью индивидуума" (определение Всемирной Организации Здоровья).

К наркотикам те или иные вещества относят обычно по следующим критериям:

  • способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;
  • способность вызывать зависимость (психическую и/или физическую) - то есть желание снова и снова использовать наркотик;
  • существенный вред, приносимый психическому и/или физическому здоровью регулярно употребляющего их;
  • возможность широкого распространения этих веществ среди населения;
  • потребление указанного вещества не должно быть традиционным в данной культурной среде (иначе в первую очередь необходимо было бы отнести к наркотикам табак и алкоголь).

Зависимость.

Зависимость бывает двух видов: физическая и психическая.

Механизм формирования физической зависимости

Существует биологический механизм формирования зависимости. Это механизм, реализующийся через процессы, протекающие в организме - биохимические, биоэлектрические, биомембранные, клеточные, тканевые и так далее. Такая зависимость называется физической. В большей степени она присуща наркомании к опиатным наркотикам, снотворным, алкоголю.

Физическая зависимость развиваются в результате того, что организм "настраивается" на прием наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Объяснить, что происходит при этом, очень не просто. Главный принцип элементарен: наркотики - каждый препарат по-своему - начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом. Тело больного, чтобы сэкономить внутренние ресурсы, прекращает или сокращает синтез этих веществ. Мы это помним из школьной биологии - есть такие гормоны: адреналин, норадреналин и прочие. Кроме того, при введении наркотиков нарушается баланс большого количества не таких известных, но не менее важных субстанций: медиаторов серотонина, ацетилхолина и дофамина, "кирпичиков" для ДНК - цАМФ и цГМФ; изменяется проницаемость клеточных стенок для ионов кальция и много чего еще происходит.

Если процесс "перенастройки" физиологии организма "под наркотики" зашел достаточно далеко, то при их отсутствии начинается абстиненция или "ломка".

Еще одна особенность: сами наркотики постоянно разрушаются ферментными системами и выводятся через почки, кишечник и легкие. Поэтому "запас наркотиков" в организме необходимо регулярно "пополнять". В результате физическая зависимость принуждает употреблять наркотики регулярно, не давая никакой передышки. Субъективно, т.е. самим больным наркоманией, это воспринимается очень тяжело.

Пропустив время приема очередной дозы, наркоман обрекает себя на мучительные страдания. Это не только боли, но еще и непереносимые ознобы - "внутренний ледяной холод" безо всякой надежды на возможность согреться, холодный пот, боли в животе с многократным поносом, тошнота и рвота, непрекращающийся насморк, слабость, ломота в суставах. В общем, если вам никогда не приходилось переносить "ломку", вспомните, с чего начинался самый ваш тяжелый грипп и помножьте это на пищевое отравление - это будет примерно четвертая часть того, что чувствует несчастный в дополнение к тем самым болям, которые иногда показывают в фильмах про жизнь наркоманов. Для алкогольной физической зависимости характерен еще и тремор - знаменитый "колотун", когда дрожат не только руки, но и все тело.

Абстиненция, как правило, сопровождается выраженной тревогой с более или менее выраженной (но не меньше 7-10 суток при опиатной или барбитуровой зависимости) бессонницей. Вот почему наркоманам всеми правдами и неправдами приходится доставать очередную дозу к твердо установленному сроку. А это зачастую бывает непросто.

Но это еще не все.

Механизм формирования психической зависимости.

Кроме физической, есть еще и психическая зависимость. Ее очень трудно описать, она не ощущается во время постоянной наркотизации и молодые наркоманы отказываются в нее верить. Часто приходится слышать, как, приходя на лечение, они просят "только переломать" (облегчить абстиненцию) - считая, что после этого легко откажутся от употребления наркотиков без дополнительных усилий. Многие врачи-наркологи считают психическую зависимость производной воспоминаний о переживаемой в опьянении эйфории. Видимо, это верно, по крайней мере - для молодых наркоманов, для которых такая эйфория еще возможна.

Лично мне кажется, что в основе главного механизма формирования психической зависимости лежит все-таки то самое нежелание сталкиваться с проблемами, которое упомянуто в начале этой главы. Ведь наркоман, ранее длительно употреблявший наркотики, после отказа от них испытывает тяжелейший стресс. Стресс связан с коренным изменением привычного уклада жизни. Если раньше парень мог "уйти" во внутренний мир приятных грез или хотя бы не так остро ощущать необходимость насущных и неотложных, но не всегда легких решений (к тому же часто вынуждающих жертвовать той или другой личной ценностью), то теперь уже он не защищен. Именно поэтому большинство больных со стажем возобновляет прием наркотиков после лечения. Они прекрасно осознают свой "порочный круг" и были бы рады вырваться из него, если бы вновь смогли научиться не бояться жить без наркотиков.

Трагедия в том, что обычно это умение теряется навсегда. А главная беда - что, начиная употреблять наркотики, никто в это не верит и считает, что его это не коснется.

Конечно, в формировании психической зависимости участвуют множество факторов, у разных людей они различны и часто не поддаются учету.

Именно поэтому лучшей защитой от наркомании является трусливый, дурацкий, нелепый, смешной, упрямыйк, атегорический отказ "попробовать".

Пристрастие.

Мечта о некоей субстанции, которая преображала бы действительность, глубоко укоренена в человеческом воображении. В ведической литературе не раз упоминается мистическая жидкость, называемая сома, — нектар богов, дарующий бессмертие всякому, кто его попробует. Той же силой в греческой мифологии обладает амброзия. В ветхозаветной Книге Исхода израильтяне погибали в пустыне от голода, но Бог послал им манну, падавшую с небес, как снег, а на вкус бывшую лучше всякой пищи, какую можно себе представить.

Некоторые библейские эпизоды помогают нам понять, что такое пристрастие — в частности, пристрастие к наркотикам. Наркотическая зависимость овладевает людьми, жизнь которых подобна блужданию в пустыне и лишена всяких удовольствий и духовной пищи. Когда находится что-то такое, что обещает перенести этих людей в совершенно иную реальность, многие из них соглашаются на это просто потому, что на их взгляд ничто другое не обещает им ничего подобного. Но как мы уже видели в случае алкоголя, в этом и состоит ирония пристрастия — то, что начинается как поиск наслаждения, вскоре превращается в длительную борьбу за то, чтобы избежать страдания.

В случае далеко зашедшей наркотической зависимости причиняемые прекращением приема наркотика мучения намного превышают удовольствие от получаемой эйфории — да и та, когда организм к наркотику привыкает, становится практически недостижимой. В скором времени оказывается, что человек принимает наркотики только для того, чтобы избежать этих мучений. То, что казалось вратами рая, в конечном счете ведет лишь в другую пустыню.

Представление о пристрастиях как о тщетных, но понятных исканиях противоречит некоторым аспектам теории, лежащей в основе многих лечебных программ и полагающей аддиктивное поведение болезнью. Эта теория делает упор на генетическую предрасположенность к «инфекции аддиктивного поведения», которая действует на свою жертву совершенно так же, как любая другая заразная болезнь. Некоторые сторонники подобных взглядов утверждают, что одно-единственное употребление наркотика вызывает в мозгу человека необратимые химические изменения, порождая тем самым неустранимое стремление к новым порциям зелья. Прием наркотика в этом случае уподобляется укусу комара, переносящего малярию или желтую лихорадку, — как только это случилось, дальнейший ход действий предопределен.

Однако между развитием наркотического пристрастия и развитием инфекционного заболевания имеются совершенно очевидные отличия. Для развития болезни от жертвы комариного укуса не требуется никакого сознательного участия. Наркоману же требуется совершить целый ряд более или менее целенаправленных действий, причем на каждом этапе для него имеется возможность «выхода», по крайней мере физическая. Ведь он должен найти поставщика, деньги для оплаты, а нередко еще и выполнить целый ряд приготовлений к употреблению наркотика. Наркоману также приходится принимать решение, заниматься ли ему деятельностью, которая всячески ограничивается обществом и в правовом, и в моральном смысле, а потому может повлечь за собой суровое наказание. Все эти этапы требуют выбора. Я предпочитаю думать, что этот выбор всякий раз сознательный, ведь это означает, что на каждом из названных этапов он может оказаться и иным.

Именно выбор, по моему мнению, может послужить основой для лечения. Он должен присутствовать на каждом из уровней человеческого бытия — от сознательных мыслей, направляющих поведение в макроскопическом мире, до биохимического выбора, совершаемого миллионами клеток во всем организме. Как заметил психоаналитик Томас Шаш, за свою историю человеческое общество изобрело множество способов осуждения так называемых извращенных способов поведения. Чаще всего такое осуждение опиралось на религиозную почву, хотя за принуждением к религиозной добропорядочности стояло стремление укрепить политическую власть и контроль над людьми. Наша же нынешняя вера в науку порождает другую терминологию неодобрения, и употребление наркотиков рассматривается уже не как богохульство, а как болезнь.

Подход к пристрастию как к болезни нам следует применять с куда большей осторожностью и всегда помнить, что целительная сила кроется в пациенте, а не в том или ином враче, врачебном приеме или лекарстве. Подлинная задача врача — создать условия для эффективной деятельности врожденных целительных сил пациента, условия, в которых тело и дух пациента могли бы естественным образом предпочесть здоровье болезни и счастье страданию.

Акцентирование внимания на ужасах, которые несут с собой наркотики, не принесет желаемого эффекта, точно так же как вероятность угодить в тюрьму мало страшит большинство тех, кто совершает преступления. Люди, употребляющие героин, в этом обществе не особенно страшатся того, что с ними может произойти. Их пугает и подавляет то, что с ними уже произошло, пусть даже они, возможно, не вполне это осознают. В их жизни так мало источников истинного наслаждения, что поверхностное удовольствие, которое доставляет героин и другие наркотики, на этом фоне кажется чем-то особенным. Эти люди глубоко страдают еще до того, как впервые прикоснутся к героину. Им не хватает счастья — счастья в подлинном смысле этого слова. О страданиях же они и так знают достаточно.

Рабство

Рабство — исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина). Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство в этой форме было широко распространено до XIX века. Во время Второй мировой войны в нацисткой Германии широко использовался рабский труд, но официального международного понятия рабство не было. После войны Организация Объединённых Наций вынесла определение раба: любой человек, которому не позволено добровольно оставить работу. Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 и во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948, а так же во всех других главных документах, касающихся прав человека. В Европе, например, рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

Уровни рабства.

-Физическое.

Эта форма рабства является одной из самых жестоких и антигуманных. Основой этого рабства являются физически неполноценные люди, либо просто слабые люди. Оно и понятно, ведь их легче всего заставить работать. В Москве и некоторых других крупных городах сложилась целая индустрия нищенства: под контролем организованных преступных сообществ формируются бригады инвалидов, не имеющих легальных средств к существованию. Их поселяют в общежитии, переодевают в воинский камуфляж, снабжают колясками и под видом жертв афганской либо чеченской войны направляют «под охраной» попрошайничать на оживленные магистрали, в метро и другие места. По подсчетам работников милиции, нищие «колясочники» собирают в день по 2-3 тысячи рублей каждый, из которых им остается не более 1%, а остальные деньги уходят организаторам этого циничного бизнеса.

Показательным также будет случай обнаруженный на Александровской птицефабрике Владимирской области, на которой четыре месяца содержались в рабстве двадцать четыре гражданина Узбекистана. Работая на этой фабрике, люди были лишены документов, удостоверяющих личность, рабочий день начинался с 7.00. и заканчивался в 23.30 без выходных. За четыре месяца работы заработная плата не выплачивалась. Люди содержались в полуразрушенном бараке, в котором отсутствовали элементарные условия для проживания. И это не единичный факт.

Самым жестоким явлением является принудительный труд детей и подростков. Мальчики в возрасте пяти лет играли в своей деревне, когда к ним подъехали несколько мужчин и спросили, не хотят ли они посмотреть «видео». Их погрузили в багажник машины и увезли за 200 километров. Они были заперты в комнате и подвергались побоям. Похищенных мальчиков заставили плести ковры. Одного из мальчиков застрелили при попытке побега, а другой умер от какой-то болезни. Остальные были освобождены лишь в возрасте 14 лет. Они были истощены и едва могли говорить.

Таким образом, физическое рабство – это принуждение человека (обычно слабого и беззащитного) к безвозмездному труду. Обычно это достигается путем побоев, издевательств, иногда сексуального насилия. Чтобы не оказаться в таком положении, нужно быть очень бдительным в общении с незнакомыми людьми. Особенно с теми персонажами, которые ни с того, ни с сего начинают вам предлагать какие-то сказочные условия в обмен на то, что вы сядете в машину и поедете с ними. Вполне возможно, что домой вы не вернетесь никогда. Конечно, иногда слабому человеку, например, инвалиду, сложно противостоять даже словесному нажиму, не говоря уже о физическом. Поэтому лучше беззащитного человека не оставлять одного в многолюдном месте. Если бы люди соблюдали даже эти элементарные правила, то случаев физического рабства было бы намного меньше. Но, во-первых, история не терпит слов «если бы», а во-вторых, ведь к каждому беззащитному защитника не приставишь

- Психологическое.

Ситуация. “Тебе не идут яркие цвета”, - бросает подруга, занимающаяся бизнесом, и вы становитесь серой мышью. “У тебя нет коммерческой жилки”, - заявляет другая, и вы напрочь выкидываете из головы идею заняться бизнесом. “Это не твой тип”, - нашептывает третья, и вы даете от ворот поворот, возможно, вашему будущему счастью.

Почему так происходит. Опаснее всего то, что подобные искусственно навязанные мысли принадлежат тем, кому мы особенно доверяем, - нашим авторитетам. Причем чем более уважаем этот человек, тем менее критичны мы к его высказываниям. Через некоторое время вы забываете, кто навел вас на эту мысль, но она станет вашей жизненной установкой. От того, сумеете ли вы избавить сознание от чужих мыслей, порой зависит ваше дальнейшее благополучие.

Что делать. Прежде всего понаблюдайте за собой и тщательно проверьте свои жизненные установки в направлении: “Мне не дано...”, “Я не должна (или, напротив, должна)...”, “Куда мне это...” и т.д. Не поленитесь закончить эти предложения, написав их на листе бумаги. Теперь попробуйте опровергнуть эти высказывания. Например, вы подумали: “Пока я не похудею, ни один мужчина на меня не посмотрит”. Не важно, откуда она появилась (скорее всего, от какой-нибудь “доброй” худощавой подруги). Посейте в себе новые мысли типа: “60% мужчин предпочитают полных”, “главное не вес, а ухоженность, стиль и обаяние”. Сами не заметите, как ваша жизнь наладится.

СЕМЬ ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО ВЫ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАБ

Посмотрите вокруг себя. Может быть, рядом с вами есть “надежный” друг, который всегда знает, что вам надо делать, как себя вести, с кем дружить и от кого держаться подальше. Вот признаки психологической зависимости от сильной личности:

1. При покупке новой вещи вы в первую очередь думаете, что скажет ваш авторитет, и в зависимости от этого покупаете ее или нет.

2. Вам вдруг намекают, что ваша манера одеваться, ходить и говорить напоминает о том, как это делает ваш авторитет.

3. Вам кажется, что любой самостоятельный поступок будет предательством по отношению к авторитету.

4. Вы постоянно раскрываете ему душу не для того, чтобы выговориться, а для того, чтобы получить инструкцию к действию.

5. Вы замечаете, что вас окружают только друзья вашего авторитета, собственных друзей у вас нет, а к своим знакомым вы можете охладеть только потому, что ваш авторитет с ними в ссоре.

6. Вы отказываетесь от любовного свидания, чтобы не огорчить своего авторитета, к которому обещали прийти в гости.

7. Время от времени вы мечтаете о том, чтобы ваш авторитет уехал навсегда за границу.

Если вы нашли в себе хотя бы половину из перечисленных признаков психологической зависимости, значит, вы на крючке. Постарайтесь ограничить общение, не откровенничайте с этим человеком, обдумывайте каждый свой поступок, прислушивайтесь к порывам своей души. Вы заметите, что вашему другу это не понравится. Вам будет и самим его не хватать, но зато спустя годы вы не будете жалеть о жизни, прожитой под чужую дудку.

- Социальное.

Из всех форм рабства человека наибольшее значение имеет рабство человека у общества. Человек есть существо социализированное на протяжении долгих тысячелетий цивилизации. И социологическое учение о человеке хочет убедить нас, что именно эта социализация и создала человека. Человек живет как бы в социальном гипнозе. И ему трудно противопоставить свою судьбу деспотическим притязаниям общества, потому что социальный гипноз устами социологов разных направлений убеждает его, что самую свободу он получил исключительно от общества. Общество как бы говорит человеку: ты моё создание, все, что у тебя есть лучшего, вложено мной, и потому ты принадлежишь мне и должен отдать мне всего себя. Герцен был по своему миросозерцанию общественником, но у него были острые мысли, подсказанные его сильным чувством личности. Ему принадлежат слова: «Подчинение личности обществу, народу, человечеству, идее — продолжение человеческих жертвоприношений». И это святая истина. Если принять сделанное нами различение между индивидуумом и личностью, то можно сказать, что только индивидуум есть часть общества и подчинен ему, личность же не есть часть общества, наоборот, общество есть часть личности. Из того, что человек есть микрокосм и микротеос, следует, что общество, как и государство, есть составная часть личности. Экстериоризация общества, объективация общественных отношений порабощает человека.

- Духовное.

 «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их». (Библия).

   Церковь сайентологии отвечает всем признакам тоталитарного образования и неоднократно признана судами многих стран как одна из наиболее влиятельных авторитарных сект. Сегодня это ворочающая миллионами империя, возглавляемая воспитанником Хаббарда - Дэвидом Мицкевичем и имеющая армию фанатичных приверженцев. А самое пристальное внимание сайентологи уделяют «Новым территориям», то есть странам бывшего СССР.
   В России сайентологию, по сообщениям прессы, поддержали видные политики, в том числе Александр Руцкой и Сергей Степашин. Предпринимателям сайентологи предложили «Курсы административных технологий», которые должны помочь достичь успехов в бизнесе.
   Хаббардисты утверждали, что их методика используется в 15 тысячах фирм, включая «Форд» «Дженерал Моторс», «Боинг» «Кока-кола» и т. д.
   Сайентологи считают, что их вождь и основатель Лафайет Рональд Хаббард был более значительной личностью для истории, чем Христос, Будда и Магомет вместе взятые. Ему приписывают авторство 530 работ, содержащих свыше 60 миллионов слов и написанных в 35 жанрах, прочтение 6 тысяч лекций и профессиональные знания более чем в 30 областях. Он якобы объехал почти весь мир, изучая основы различных религий и философии, которые и легли в основу созданной им «науки душевного здоровья» - дианетики. Согласно рассказам последователей, он был доблестным офицером ВМФ США.
   Но мало кто знает, что постановлением Верховного суда штата Калифорния Хаббард охарактеризован как «шизофреник, параноик и патологический лгун», сочинивший себе звездную биографию. Согласно многочисленным документальным свидетельствам, в юности он выделялся среди сверстников только плохой успеваемостью и ленью. Во время службы на флоте Хаббард служил в тылу, ни разу не видел боевых действий и не получил ни одной боевой награды. Зато впоследствии шантажировал военное ведомство тем, что покончит с собой, если ему не прибавят пенсию.
   В 1945 году, когда Хаббарда уже уволили из флота, он подружился с Джоном Уайтсадом Парсонсом, главой сатанинской секты «Ложа Агапы». Общался он и с самым знаменитым сатанистом XX века - английским черным магом Алистером Кроули. Знакомство не прошло для Хаббарда даром. Впоследствии он использовал при создании сайентологии сатанинскую символику и догмы. После смерти Хаббарда его сын опубликовал сведения о том, что отец писал свои труды под воздействием наркотиков. Старший Хаббард предавался различным сексуальным извращениям, переболел множеством венерических заболеваний и страдал от их последствий. Основатель «науки душевного здоровья» закончил жизнь в сумасшедшем доме. На смертном одре он называл себя зверем из Апокалипсиса и Антихристом, последними словами обвиняя Господа в совершении всех семи смертных грехов.
   Если бы потусторонние силы не взяли к себе грешную душу Рона Хаббарда, его, вероятно, наказали бы земные. На момент своей смерти он находился под судом за уклонение от уплаты налогов. Кстати, ни одна секта в мире не выдержала на сегодняшний день такого количества судебных разбирательств, как сайентологическая церковь.
   В июне 1977 года в США несколько сайентологов были уличены в подготовке операции по похищению секретных документов армии, флота, таможенной службы, ЦРУ, Судебной палаты. Зачем эти бумажки понадобились людям, сосредоточенным на духовном мире, доподлинно выяснить не удалось, но к лишению свободы на срок до 20 месяцев были приговорены семь сайентологов во главе с женой Хаббарда Мэри Сью. Журнал «Тайм» писал, что: «Церковь сайентологии... это беспрецедентный рэкет мирового масштаба, который, как и всякое мафиозное предприятие, держится на запугивании своих и чужих». В январе 1987 года Верховный суд французского города Дижона признал виновным в неоказании помощи находящемуся в опасности человеку одного из главных местных сайентологов. Хаббардисты за большие деньги обещали излечить человека от эпилепсии по специальной методике. Она заключалась в ежедневных многочасовых пребываниях в сауне и поглощении лошадиных доз витаминов. В итоге пациент умер. В больницу его не отвезли, потому что боялись потерять перспективного клиента.
   5 ноября 1993 года апелляционный суд Милана установил состав преступления («мошенничество») во всех случаях, когда сайентологи гарантировали людям выздоровление. В январе 1997 года в том же Милане суд определил церковь сайентологии как преступное сообщество и отправили за решетку 29 ее членов. В то же время сайентологию официально запретили в Греции после 4200 жалоб от граждан и попыток хаббардистов проникнуть в разведывательное агентство страны. В ноябре 1996 года суд Лиона признал 14 сайентологов виновными в мошенничестве.
   Глава местной организации Жан-Жак Марье получил тюремный срок за непредумышленное убийство. А специальная комиссия австралийского штата Виктория постановила: «Сайен-тология - зло, ее техника и приемы - зло, их применение - серьезная опасность для общества с медицинской, нравственной и социальной точек зрения».
   В Германии «Сайентология» официально признана не только тоталитарной сектой, но и структурой угрожающей основам демократии и государственности. Немецкие власти запрещают центрам дианетики открывать банковские счета. «Сайентология» наряду с неонацистскими и леворадикальными группировками входит в перечень организаций, находящихся под наблюдением германского ведомства по охране конституции и т.д.
   Схема хаббардовского бизнеса очень проста: агитататоры сайентологов предлагают прохожим на улице заполнить оксфорд-тест из 200 вопросов, который должен показать профиль личности тестируемого. Обработать результаты опроса сайетологи предлагают бесплатно. Далее совершенно здоровый человек узнает, что страдает рядом психических расстройств, которые мешают ему в полной мере раскрыть свой потенциал. Вылечиться можно за небольшую плату на курсах сайентологов. Курсов существует великое множество, но вначале ученик об этом не догадывается. По принципу «мыльных опер» изучение курса заканчивается на самом интересном месте. Сразу же предлагают купить следующий курс, потом еще один и так до бесконечности. Плата за обучение возрастает в геометрической прогрессии. Например, секретный курс высшей ступени стоит более ста тысяч долларов. А всего высших курсов - восемь. По словам американского психиатра Дж. Кларка, сайентологические собеседования (одитинги) являются «тщательно разработанным способом концентрации ума степени контролируемого транса. Цель - заставить человека полностью идентифицировать себя с учением до полного отказа принимать другие формы мышления и до отключения от любых внешних культурных влияний». В Москве адептов заставляли жить в арендуемом сектой общежитии. Им запрещались любые контакты с внешним миром. Обсуждать лекции также было нельзя. Их можно только принимать как истину в последней инстанции. Зато обязательно доносительство на соседей. Каждого новичка сайентологи заставляли пройти «оверт» - разоблачение самого себя. Сообщенные при этом сведения о своей личной жизни впоследствии могут быть использованы для шантажа адепта, если он решит покинуть секту. Известны случаи, когда сайентологи заставляли своих последователей покидать семьи, если там не одобряли увлечения учением Хаббарда.
   Вскоре человек делается полностью зависимым от секты. Он отдает за обучение все заработанные деньги. Бесплатно вербует в секту новых доверчивых простаков. Иногда фанаты отдают церкви свои квартиры и поселяются в общежитии.
   Из секты почти невозможно выйти. Хаббард называл отступников «потенциальными источниками проблем» и писал, что их «можно уничтожать физически». На определенном этапе обучения сайентологи заключают с сектой контракт на один миллиард лет. Зная основы христианства, нетрудно догадаться с кем заключают сделки на столь длительные сроки.

  1. занятие. Легче предупредить:

«Что знают дошкольники о наркогенных веществах?»

    Как правило, к 5-6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида (свойства, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельствах используются некоторые наркогенные соединения (водку и шампанское пьют по праздникам, сигареты мама курит, когда нервничает, а папа, когда на чем – то думает)

   Конечно, дети знают, наркогенные вещества вредны для здоровья человека. Однако объяснить, в чем заключается этот вред, ребята не могут. И вот в этом кроется серьезная проблема. С одной стороны они знают, что курить и пить водку  и т.д. вредно. С другой стороны, они ежедневно видят, что курят и пьют в разных случаях их родители и знакомые и никаких видимых негативных последствий это не вызывает. В сознании ребенка возникают несоответствующие представления – противоречия. Стремление преодолеть их (выяснить, в чем же правда) способно спровоцировать раннюю наркотизацию.

   А откуда поступает к детям информация о наркогенных веществах и наркотизации? Прежде всего, конечно, из семьи. Взрослые, порой, и не подозревают, как много узнают дети, просто наблюдая за взрослыми: как держать, зажигать сигарету, как чокаться, чем может помочь сигарета или бокал вина – снять боль, раздражение, улучшить настроение. Родители считают ненужным, опасным, несвоевременным разговор со своими детьми об опасности наркотизации и … совершенно легкомысленно относятся к тому, что их чада являются свидетелями их собственных пагубных пристрастий.

    Что же делать взрослым? Большинство из нас вряд ли смогут отказаться от сигареты или бокала вина, рюмки коньяка в морозный день… Но совершенно обязательно поговорить об этом с ребенком, рассказать, в чем заключается вред одурманивания, объяснить, почему папа и мама используют опасное для здоровья вещество и почему подражать им не стоит. И, конечно, постараться, чтобы дети не являлись постоянными очевидцами проявления вредных привычек взрослых (папа может курить вне квартиры, ребенка не всегда полезно сажать со взрослыми за один стол).

    Значительную роль в информационности малышей по данной проблеме играют сведения, полученные от сверстников и более старших детей. Кстати, многие дошкольники знают значение слов «кайф», «колеса» и т.д. Именно, от своих знакомых ребята впервые узнают о существовании самих наркотиков.

    Безусловно, свою долю негативного влияния вносят и средства массовой информации. Редкий «взрослый» фильм или передача обходится без эпизодов, где мудрые решения принимаются под дым сигарет, а самые интересные разговоры ведутся за ресторанным столом при звоне бокалов. Более того без сигарет и бокала с вином не обходятся и герои «мультиков».

    Специальных же передач для малышей, рассказывающих об опасности употребления наркогенных веществ либо до сих пор нет, либо они мало кому известны.

    Итак, приходится признать – сегодня дошкольники владеют обширным объемом информации о наркотизме. К сожалению, при этом доминируют сведения, способные облегчать реальное знакомство с дурманом. Данные же, способные защитить от наркогенного соблазна, весьма незначительны.

Как относятся дошкольники к наркогенным веществам?

     Кто из взрослых не восклицал в «сердцах», устав от бесплодных попыток повлиять на своего ребенка. Причина проста: сведения, сообщаемые взрослым, не приобрели личностной оценки у ребенка.

     В полной мере это относится и к информации, связанной с наркотизмом.

    От чего зависит отношение детей к различным аспектам наркотизации? К прежде всего ребенок усваивает оценки наиболее значимых для него людей, пользующихся особым авторитетом. Понятно, что таким образом для подражания являются родители. Так, к примеру, у малыша, чей отец курит, сам процесс курения тесно связывается с образом взрослого. Следовательно, отношение к этому виду одурманивания во многом зависит от отношения ребенка к отцу.

    Установка взрослых по поводу использования алкоголя и курения в самом общем виде могут быть представлены четырьмя вариантами: полное неприятие (любые формы наркотизации исключаются), противоречивое (пусть посторонние поступают как хотят, но использование одурманивающих веществ в семье недопустимо), либеральное (в семье могут пить и курить, однако это не переходит границы «общепринятого»), патологическое (одурманивание происходит независимо от того, видит ли это ребенок или нет, при этом масштабы наркотизации явно превышают принятые нормы).

    Увы, вряд ли сегодня найдется много семей, отношение которых к наркотизации соответствует к двум первым вариантам. В большинстве случаев в семьях господствует либеральные оценки использования алкоголя и курения. А они, в свою очередь, способствуют формированию у детей противоречивого представления о наркотизации.

     В ходе изучения ответов дошкольников выяснилось, что все дети считают алкоголь и никотин опасными для собственного здоровья. Однако для взрослых, уверенно большинство детей, эти вещества не опасны. Поэтому в будущем (когда дети станут взрослыми) ребята не собираются от них отказываться. И для дошкольников наркогенные вещества часто являются символом взрослости, реальное знакомство с ними может рассматриваться как престижное.

      Многие дети убеждены в том, что одурманивающие вещества не опасны в том случае, если их употреблять редко.

     Характер оценок дошкольниками людей, использующих  наркогенные вещества, зависит от многих причин, в том числе и от пола. Так, чаще всего курящие или пьющие женщины осуждаются, а в отношении мужчин по этому поводу высказываются либеральные суждения. Употребление алкоголя и курение – это признаки «мужского» поведения. Так считают дошкольники. А вот употребление наркотиков осуждается независимо от его пола.

    Нередко мнения  сверстников оказываются более значимыми для ребенка, чем отношение взрослых к «наркотическому» соблазну. Поэтому родителям следует поступать очень осторожно. Не стоит сразу же пытаться разоблачить оценочные суждения приятелей сына или дочери, даже если они кажутся совершенно недопустимыми, опасными. Лучше спокойно объяснить ребенку, в чем ошибка его друзей, почему не стоит следовать их примеру.

Как ведут себя дети по отношению к наркогенным веществам?

     

      У значительно части дошкольников имеется реальный опыт применения алкильных напитков и курения.

     Зачастую первая проба алкоголя происходит дома, в семье. Иногда он носит характер «контрабанды»: дети тайком от родителей допивают вино из оставленной без присмотры рюмки. Порой ребенок по ошибке выпивают алкогольный напиток: «Я думал, что это – вода, компот..» Однако весьма часто знакомство ребенка с алкоголем происходит с одобрения родителей. Взрослые считают, что от одного глотка ничего страшного не случится, а разрешив ребенку попробовать напиток, можно снять у него «нездоровый интерес».  Определенная логика в таких рассуждениях есть. Действительно, после пробы вино уже теряет для малыша свою таинственность, притягательность. Но … но первая проба снимает в детском сознании и некий психологический барьер, и отныне использование алкоголя будет носить для него некий элемент обыденности. А к чему это может привести, объяснить излишне.

    Первый опыт курения обычно приобретают в компании. Причем в дошкольном возрасте курить пробуют в основном мальчики. Однако и мальчики, и девочки очень хорошо владеют «техникой» курения. Это можно наблюдать в играх: изображая взрослых, дети «курят», используя в качестве сигареты карандаши, ручки.

    Как правило, первый опыт использования дурмана оказывается неприятным. Ребенок остается разочарованным – он так много ждал от этого, действительность же обманула ожидания: кашель, слезящиеся глаза, головокружение – вот награда за проявленную «смелость». И часто пережитых неприятностей малышу оказывается достаточно, чтобы надолго избавиться от желания экспериментировать с наркогенными веществами. Однако негативный опыт может и подтолкнуть развитие событий – дошкольник будет стремиться доказать себе и окружающим, что он взрослый и запросто может делать то, что делают старшие.

    Надо сказать, что на поведение ребенка в отношении к наркотизации способен влиять и игровой опыт. Он есть практически у каждого малыша, участвующего в играх, связанных с резким изменением положения тела в пространстве. Качели, карусели, кружение на одном месте – кому из ребят не нравятся такие игры? Эффект, вызываемый ими, обусловлен нагрузкой на вестибулярный аппарат: организм не успевает «сориентироваться», и на какое – то время происходит потеря ориентации, возникает весьма непривычные ощущения. Результат применения наркогенного вещества напоминает полеты на качелях, ведь при наркотизации также оказывается воздействие на органы равновесия. И такое сходство способно сформировать положительное отношение к одурманиванию. Неслучайно современные психологи советуют родителям очень осторожно относиться к играм, связанным с «кручением» малыша, и не злоупотреблять ими.

     Обсуждая вопросы поведения ребенка по отношению к наркотизации, следует учитывать не только то, пробовал он когда – либо пить или курить, но его планы на будущее: так, дошкольник может высказать готовность не пренебрегать рюмкой и сигаретой, когда станет взрослым, или при условии, что об этом никто не узнает. И такие суждения ребенка должны насторожить взрослого.

    Кстати, выявить настоящие намерения ребенка очень сложно. Ведь ребята знают, что это – «вещества взрослых», «детям их использовать нельзя», поэтому могут скрывать желание попробовать запретный плод. Для этого надо выяснить, что думает ребенок на самом деле. Взрослый может предложить ему с помощью кукол разыграть ситуацию, в которой одному из участников настойчиво  советуют попробовать то или иное вещество. Пусть ребенок выступит в роли персонажа, которому сделать выбор – согласиться или отказаться.

    Взрослый должен понимать, что знакомство дошкольников с дурманом может происходить и из-за того, что тот просто не умеет себя вести в ЧС. Малыш может знать, что алкоголь, курение опасно, высказывать намерение не пробовать отраву никогда, однако в случае настойчивого предложения подчиняется внешнему давлению. Действительно, ведь такая ситуация для ребенка является новой, незнакомой, а значит, ему гораздо труднее в  ней ориентироваться, сопротивляясь наркогенному предложению. Вот почему так важно не только рассказывать детям об опасности использования одурманивающих веществ, но и научить их приемам отказа. Ведь в нынешних условиях, когда  процесс наркотизации, к сожалению, идет по нарастающей, возможность поступления дошкольнику опасного предложения делается все более реальной..

    Итак, подведем итог. Основная цель педагогической профилактики наркотизма заключается главным образом не только и даже не столько в том, чтобы  предотвратить реальное знакомство ребенка с наркогенными веществами, сколько в том, чтобы сформировать у него  личностный иммунитет к соблазну – твердые анти наркогенные установки. Для этого необходимо дать представление о негативных последствиях наркотизации для физического здоровья человека, его благополучия, научить правилам  поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих.

   Педагогическая профилактика наркотизма предполагает развитие у дошкольника навыков социальной адаптации, ведь научив своего малыша общаться с друзьями, уверенно держаться в различных ситуациях, организовывать свое свободное время и т.д., взрослые сумеют надежно защитить его от наркогенного соблазна. В сети к дурману первыми попадают дети, не умеющие найти себя в коллективе, стремящиеся любым путем завоевать признание, испытывающие трудности в общении со взрослыми или сверстниками.

   Таким образом, можно с уверенностью сказать, что педагогическая профилактика наркотизма является одним из направлений единого процесса формирования личности, воспитания у ребенка высокой культуры жизни, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

   

 

Литература.

  1. «Долго ли до беды?»  А.Г.Макеева, И.А. Лысенко. Линка – Пресс, Москва, 2000, стр.6

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТРЕНИНГ «Умей сказать «НЕТ!»

Проводит: педагог – психолог

План проведения тренинга «Умей сказать «НЕТ!»

I часть.

1. Настрой педагогов на общение. Задания для участников тренинга:

  • Представить себя в виде эмблемы, символа, определить свой псевдоним, девиз.
  • Продолжить фразу «Я никогда …»
  • Дать определение положительных и отрицательных качеств у взрослых и детей.

2. Мини – дискуссия (вопрос – ответ)

  • «Почему люди становятся наркоманами (употребляют алкоголь, курят)?
  • «Что приобретает наркоман вследствие употребления наркотиков?»

3. Проигрывание ситуаций, когда человеку предлагают наркотик, выпить, закурить («Умей сказать «НЕТ!»)

II часть.

  1. Ассоциация состояния с цветом. Отследить динамику своего состояния с утра до момента проведения тренинга, используя ассоциации с цветом.

  1. Упражнение «Молекулы». Все участники – атомы, которые беспорядочно движутся по комнате. По сигналу педагога - психолога быстро объединяются в молекулы определенной психологом величины. Упражнение проводится несколько раз. В последнем круге ведущий называет цифру «2». В соответствии с этим  участники разбиваются на пары и садятся напротив друг друга.

  1. Задания:
  • В течение 3-х минут смотреть друг другу в глаза, не разговаривая (моргать, улыбаться разрешается);
  • В течение 3-х минут каждый говорит о себе, начиная со слов: «Я люблю…»,
  • В течение 1 минуты представить участникам своего партнера.

  1. Кроссворд «Наркотик» («Алкоголь», «Табак»). К каждой букве слова подобрать ассоциации, связанные с этим словом, например:
  • Н – НЕНАВИСТЬ, НЕПРИЯТИЕ;
  • А – АЛКОГОЛЬ, АПАТИЯ, АНАША, АГОНИЯ;
  • Р – РИСК, РАК, РУБЕЖ;
  • К – КАЙФ, КОНЕЦ;
  • О – ОПИЙ, ОГОНЬ;
  • Т – ТРУП, ТРАГЕДИЯ;
  • И – ИСХОД, ИСТЕРИЯ;
  • К – КАПКАН, КОНЕЦ, КОНЧИНА, КРИЗИС.

     Каждая ассоциация комментируется.

Ш ЧАСТЬ.

Упражнение «Скажи «ДА» / «НЕТ»

Участники разбиваются на пары. Один становится человеком, говорящим «ДА», другой – «НЕТ». Участники произносят соответствующие слова с разным оттенком, интонациями, начиная со спокойных, тихих  и заканчивая агрессивными.

Упражнение «Скажи «НЕТ»

Разбившись на пары, участники поочередно рассказывают партнеру о ситуациях, в которых каждому из них бывает трудно сказать «НЕТ».

Упражнение «Скажи «ДА»

В каждой паре участников один просит другого, второй на все просьбы отвечает «ДА», причем просьбы могут быть любыми.

Список литературы  по теме «Здоровый образ жизни».

1.Дикуль В.И., Зиновьева А.А. «Как стать сильным» М., 1990

2.  Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., «Как стать сильным и выносливым» М., 1984

3.  Менхин Ю.В. «Физическая подготовка в гимнастике» М., 1989

4. Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков, "Книга о здоровом образе жизни", Москва, "ПРОФИЗДАТ" 1987.

5. Популярная медицинская энциклопедия, Москва, "Советская энциклопедия" 1979.

6. З. А. Васильева, С. М. Любинская, "Резервы здоровья", Москва, 1984.

7. Васильева З. А., С. М. Любинская, "Резервы здоровья", Москва, 1984.

8. Капустин Д.З. “Здоровье мужчины” – перевод с англ. М., 1996.

9. Куценко Г. И., Ю. В. Новиков, "Книга о здоровом образе жизни", Москва, "ПРОФИЗДАТ" 1987.

10. Л. А. Лещинский "Берегите здоровье"

11. Г. И. Куценко , Ю.В. Новиков "Книга о здоровом образе жизни"

12. В. И. Воробьев "Слагаемые здоровья"

13. Н. Б. Коростелев "От А до Я"

14. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев "Школа здоровья"

15. А.Н. Климов, Б.М. Липовецкий. Быть или не быть инфаркту. М, «Медицина», 1981.

16. Шаталова Г.С. Философия здоровья. М, 1997.

17. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. Школа здоровья.

 18. Адреса спасения: Кн. о целителях/Сост. Ю. И. Коробко. — М.: Отечество, 1994. — 422 с.: ил.

 18. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.: ил.

 19. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -336 с.: ил.

 20. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. - М.: Химия, 1993. -400 с.: ил.

 21. Воробьев Р.И. Питание и здоровье. - М.: Медицина, 1990. - 160 с.:ил.

 23. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. - М.: Медицина, 1980. -112с.

 24. Запороженко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. - М.: Медицина, 1985.-32 с.

 25. Искусство быть здоровым: Ч. 2 / Чайковский А.М., Шенкман С.Б. - 2-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 96 с.: ил.

 26. Моль Ханс Семь программ здоровья: Пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Береги здоровье смолоду

Непосредственно образовательная деятелбность, Ознакомление с окружающим миром, Подготовительная группа....

Конспект занятия из авторизированной программы "Мир гармонии"(авторы Сухорукова Т.А,, Умбеталиева К.С., Рехтина М.Г.) "Берегите здоровье смолоду"

В данном занятии раскрываются понятие здоровье, основные его составляющие. Дети в ходе беседы, через игры узнают много интересного о здоровье, учатся обсуждать, делать выводы....

Консультация для родителей "Береги свое здоровье смолоду"

«Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшатьсмолоду, с первых дней жизни ребенка"Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос ...

Конспект вечернего чая с родителями и детьми 6-7 лет "Береги здоровье смолоду"

Конспект  формы взаимодействия  с родителями и детьми с использованием презентаций проектов, разработанных  в семье по здоровье  сберережению детей...

День здоровья «Береги здоровье смолоду!» (для детей старшего дошкольного возраста)

День здоровья в детском саду "Береги здоровье смолоду!"...

Консультация для родителей "Береги здоровье смолоду! Здоровый образ жизни в семье."

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...