ПЛАН - ПРОГРАММА " Водная дорожка" (контрастное обливание стоп)
рабочая программа ( группа) на тему

Кириллова Ирина Николаевна

Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность. 

«Водная дорожка» - программа занятий для детей, направленная на активизацию защитных сил организма, профилактику развития плоскостопия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodnaya_dorozhka.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №125

комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга»

"Согласовано"                                                        "Утверждено"

ст. воспитатель                                                        Директор  д/сада

___________________                                                __________________

       Шипкова В.Н.                                                              Елизарова М.Г.

Приказ № 46/5 от 02.09.2013

                             

Принята на совете детского сада

Протокол №

ПЛАН - ПРОГРАММА

 Водная дорожка

(контрастное обливание стоп)

                             Возраст детей 3-7 лет

Количество занятий в год - 64

Срок обучения 1 год

Автор-составитель:

Кириллова И.Н.

Санкт-Петербург

2015 г

Пояснительная записка

      Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность.  

«Водная дорожка» - программа занятий для детей, направленная на активизацию защитных сил организма, профилактику развития плоскостопия.

     

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. 

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

     Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно из-за несерьёзного к ней отношения, сформировалось отношение к своему здоровью. Плоскостопие трудно излечить, но можно скорректировать свод стопы различными способами. Коррекция может быть пассивной (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы, физиотерапия).

     Но я в своей работе использую активную, включающую тренировку мышц стопы и голени,  корригирующую гимнастику, игровой самомассаж, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – колючие массажные коврики, тропа из речных камней с одновременным контрастным обливанием стоп и голеней.     Вот почему очень важно знать приемы и способы  профилактики и коррекции плоскостопия.

Цель образовательной программы   – обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

-  профилактика плоскостопия средствами физической культуры;

- Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем закаливания;

- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

-   формирование  двигательных умений  и  навыков ребенка в соответствии с

 его  индивидуальными особенностями  для профилактики  плоскостопия;

- обогащение двигательного опыта через различные виды движений; 

- знакомство с доступными способами укрепления и сохранения здоровья. 

-   осознанное  овладение движениями, развитие самоконтроля  и  

    самоанализа  при  выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи:

-   выработка привычки к соблюдению режима дня,  потребности в

    физических упражнениях;

-   воспитание  физических качеств;

-  воспитывать  доброжелательные отношения со сверстниками в

    совместной двигательной деятельности.

Отличительные особенности программы:

1) Использование водных закаливающих процедур

2) Многообразие используемых средств и методов;

3) Имеется ярко выраженный образовательный эффект программы, который заключается в расширении знаний в области физической культуры.

Основные принципы программы:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- систематичности;

- целенаправленности (подчинение комплекса педагогических воздействий четко определенной цели);

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки)

Сроки реализации:

Программа ориентирована на детей 3 – 7 лет без специальной подготовки, с I   и II группой здоровья, и закаливания, без медицинских противопоказаний.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем предлагаемых занятий составляет 64 в год. Занятия начинаются в октябре и заканчиваются в мае.  Проходят в форме дополнительных занятий  вне дошкольной программы 2 раза в неделю.

Структура занятий.

Занятия включают упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж, ходьбу по массажной и водной дорожкам с контрастным обливанием стоп и голеней, сухое растирание стоп.

Самомассаж ног 

Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

На стопе масса кожных рецепторов, около 72 тысяч нервных . Можно сказать что это определенные зоны на стопах, которые взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные центры. Массаж стоп оказывает стимулирующее воздействие не только на мышцы ног. Он благотворен для всего организма в целом. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела. Самомассаж подошвенной области ступней помогает не только организму в целом, но и снимает синдром усталости ног, предотвращает появление мозолей, регулирует температуру ног, необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения. 

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

        Поглаживание  тыльной  стороной  кисти  подошвы  ног,  растирание  кончиками  пальцев   и  большим  пальцем;  разминание  и  надавливание  кончиками  больших  и других  пальцев,  косточками  пальцев  сжатой  в  кулак  кисти,  краем  ладони  и т.д.. Массаж  пальцев  ног,  хождение  босиком.

Коррегирующие упражнения

Это задания, направленные на обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса коротких мышц стоп; укрепление связочно - суставного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп и координации движений.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

В состав такой гимнастики могут входить такие простые упражнения как ходьба на пятках, на носках, на внешних и внутренних сторонах стопы. Прыжки на месте, поднимание пяток (при этом пальцы ног остаются на месте), ползающие движения стопой с помощью пальцев ног взад-вперед. Полезно будет прокатывать стопой гимнастические палки диаметром 2-3 см или теннисные мячики, поднимать мелкие предметы с пола при помощи пальцев ног и карабкаться по гимнастической лестнице. Все это хорошо развивает мышцы стоп, улучшает их кровоснабжение.

Любая гимнастика покажет лучшие результаты, если ее сочетать с водными процедурами. К примеру, плавание является хорошим средством стимулирования не только тонуса скелетных мышц организма, но и закаливания.

Контрастное обливание ног – доступное и в то же время мощное средство закаливания.
Опыты показали, что уже в течение первой минуты после погружения ног в холодную воду начинается снижение температуры слизистой оболочки носа. Если же человек систематически обмывал ноги прохладной водой, его организм приспособился к подобным температурным воздействиям. Слизистая оболочка дыхательных путей в этом случае меньше реагирует на резкую смену температуры, и вероятность заболеть значительно снижается. Закаленный ребенок легче переносит внезапную смену тепла и холода. Под влиянием водных процедур человек сначала испытывает холод, кровеносные сосуды кожи суживаются, кровь отливает к внутренним органам, однако уже через пол минуты – минуту сосуды расширяются, кровь приливает к коже и возникает ощущение тепла – кожа розовеет и становится теплой. Кратковременные водные процедуры хорошо влияют на ребенка, его мышечную, сосудистую и нервную системы, а также на обмен веществ и настроение: исчезает вялость, улучшается аппетит и сон.

Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом. Наиболее распространено контрастное обливание стоп и голеней, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны: - для здоровых детей - обливания по схеме 38-18-38-18, возможен более щадящий режим по температурному перепаду воды: 38-28-38. - для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 - теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная - с 24-26, постепенно снижая до 18.

Все закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка.

Сухое растирание ног

мощное оздоровительное средство, при помощи которого в 2-4 раза снижаются простудные заболевания; оказывающее общеукрепляющее воздействие на организм, повышающее тонус ЦНС, улучшающее кровообращение, нормализующее обмен веществ.

Эффект закаливающих процедур достигается через 2-3 месяца. В случае лёгких заболеваний детей не следует отменять закаливание - лучше просто уменьшить нагрузку и интенсивность растирания. В случае тяжёлой болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления.

Длительность одной процедуры от 1до 3 мин.

Цели проведения «сухого растирания»:

- профилактика простудных заболеваний;

- закаливание;

- подводить к сознательному желанию быть здоровым.

Ожидаемый результат:

-  самостоятельное применение детьми полученных навыков и умений;

- сформированность осознанной  потребности  в  выполнении  упражнений в домашних условиях.

-   благотворное влияние  на сохранение опорно-двигательного  аппарата  

    и  укрепление здоровья;

- укрепление   мышц стопы  и голени.

Приложение 1

Перспективный план работы

Октябрь

Недели

План занятия

1

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Самомассаж стоп (1 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: катание палки, мяча.

2

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Самомассаж стоп (1 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами.

3

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Самомассаж стоп (1 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с платочками и дорожками.

4

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Самомассаж стоп (1 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами.

Ноябрь

Недели

План занятия

1

  1.  Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Различные виды прыжков.
  2. Самомассаж стоп (1 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: на скамье.

2

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Самомассаж стоп (1 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами.

3

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Самомассаж стоп (1 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с платочками и дорожками.

4

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Самомассаж стоп (1 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами и бумагой (сминание).

Декабрь

Недели

План занятия

1

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Мелкие и крупные шаги. Бег.
  2. Самомассаж стоп (2 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: ходьба по канату босиком.

2

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Самомассаж стоп (2 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами.

3

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Самомассаж стоп (2 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: ходьба по ребристой дорожке.

4

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп
  2. Самомассаж стоп (2 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: перекладывание мелких предметов.

Январь

Недели

План занятия

1

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег с захл.голени. Галоп.
  2. Самомассаж стоп (2 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: ходьба по обручу  босиком.

2

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки.
  2. Самомассаж стоп (2 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами.

3

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Самомассаж стоп (2 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: ходьба по дорожкам.

4

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп
  2. Самомассаж стоп (2 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: собирание мелких предметов.

Февраль

Недели

План занятия

1

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег с захл.голени. Галоп.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: ходьба по дорожкам.

2

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами.

3

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: лазанье по лестнице.

4

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: собирание мелких предметов, перекладывание их.

Март

Недели

План занятия

1

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: катание палки, мяча.

2

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами.

3

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с платочками и дорожками.

4

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами.

Апрель

Недели

План занятия

1

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: катание набивного мяча.

2

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами.

3

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: ходьба по коврикам и дорожкам.

4

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Челночный бег
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами и бумагой.

Май

Недели

План занятия

1

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: катание гимнастической палки, мячей.

2

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами.

3

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Челночный бег.
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: лазанье по лестнице.

4

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Челночный бег
  2. Самомассаж стоп (3 этап)
  3. Упражнения без предметов
  4. Упражнения с предметами: спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие.

Приложение 2

Самомассаж стоп.

Выполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ногу на колено другой. Обе ноги массируют одинаковое время.

Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

1 этап

  1. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
  2. Разминание стопы всеми пальцами.
  3. Граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.
  4. Похлопывание подошвы.
  5. Активное поднимание стопы вверх и опускание вниз.

2 этап

  1. Граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.
  2. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
  3. Катание подошвами вперед – назад гимнастической палки.
  4. Надавливание подушечкой большого пальца всех точек подошвы.

3 этап

  1. Надавливание с силой на болевые точки.
  2. Поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
  3. Похлопывание подошвы.
  4. Катание подошвами  мяча, выполняя круговые движения.

Массаж ног.

 

«Молоток»

Туки-токи, туки-токи,

застучали молоточки.

Туки-туки-туки-точки,

застучали молоточки.

Туки-ток, туки-ток,

так стучит молоток.

«Акула»

Нам акула каракула нипочём, нипочём.

Мы акулу каракулу ,

Кирпичом, кирпичом                                                  

Мы акулу каракулу кулаком, кулаком.

Мы акулу каракулу каблуком, каблуком.

Испугалася акула и со страху утонула.

 

«Капуста»

Тук, тук, тук, тук,

 раздался в доме стук.

Мы капусту нарубили, перетерли,

посолили.

И набили плотно в кадку.

Все теперь у нас в порядке.

 Молодцы, все быстро съели.

Ждут нас теплые постели.

 

Массаж стоп.

«Валенки»

Баю-баю-баиньки,

купим сыну валенки

наденем на ноженьки,

пустим по дороженьке.

Будет ваш сынок ходить,

новые валенки носить.

 

«Молоточки»

 

Застучали в мастерской,

молоточки снова.

Починить мы башмачки

каждому готовы.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

всюду слышен перестук.

Нам в работе нет тоски:

наши молоточки

забивают в каблучки

тонкие гвоздочки.

Сил сапожник не жалей,

доставай колодки.

И посадим мы на клей

новые подметки.

 

«Наши ноженьки устали

Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку
крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй.
Ну, активнее давай!
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: «Спасибо!»

Пальчики на ножках (самомассаж для ступней и пальцев ног)

Пальчики на ножках –

как на ладошках.

Я их смело покручу

и шагать начну.

Разведу вперёд-назад

И сожму руками

Здравствуйте, пальчики,

Гномики лесные!

Здравствуйте, пальчики,

Игрушки заводные!

Мы ходили, мы скакали

(закаливающий массаж подошв)

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнём

И массаж подошв начнём.

Проведём по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна,

Это помни ты всегда!

Разминка тоже обязательно,

Выполняй её старательно,

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведём сейчас руками.

И полезно, и приятно –

Это всем давно понятно!

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней,

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без неё нам никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй,

Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай,

Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдём,

Хорошенько разотрём,

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «СПАСИБО!» –

Ноженькам своим,

Будем их беречь мы

И всегда любить.


Загораем (расслабление ног)

Мы прекрасно загораем,

Ноги выше поднимаем,

Держим… держим… напрягаем…

Загорели! Опускаем.

Ноги не напряжены

И расслаб-ле-ны.

Самомассаж ног

Трем рукой – мочалочкой                 

Пятки и носочки

 Вверх – вниз, вверх – вниз.

Ножку до коленочки                         

Мы помоем чистенько –  

Вверх – вниз, вверх – вниз.

А бедро разотрем                        

И гулять пойдем

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Самомассаж пальцев ног

Пальчики на ножках                         

Как на ладошках.

Я их смело покручу

И шагать начну.

Разведу вперед – назад                

И сожму руками.                

Здравствуйте, пальчики!                

Гномики лесные.

Здравствуйте, пальчики!

Игрушки  заводные.

Игровой самомассаж рук и ног

Я в ладоши  хлопаю                                

И ногами топаю.                                

Ручки разотру и тепло сохраню.                

Ладошки, ладошки,                                Утюжки – недотрожки.

Вы погладьте ручки,

Чтоб играли лучше.

Вы погладьте ножки,                        

Чтобы бегали по дорожке.

Самомассаж стоп массажными мячиками или роликами

Ходит ежик вдоль дорожек по лесу, по лесу.   И колючками своими колется, колется.        

А я ежику-ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки.

 

 

 

Похлопывают ноги ладонями снизу вверх.

Покалачивают кулачками

Поглаживают ладонями.

 

 

 

 

 

Похлопывают ладонями от лодыжек к бедрам.

Растирают ребрами ладоней.

Растирают кулачками.

 

Поглаживают ладонями.

 Покалачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бедрам.

Постукивают ребрами ладоней.

Растирают кулачками.

Постукивают пальчиками.

Растирают ладонями.

Поглаживают.

 

 

Потирают стопу.

Разминают пальцы стопы.

Поглаживают стопу.

 

 

Сидя на стуле одну ногу кладут на другую.

Потирают стопы ладонями.

Разминают пальцы стопы.

Энергично проводят всеми пальцами руки по стопе. Как бы царапая в направлении от пальца к пятке

Поглаживают стопы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей.

Массаж правой рукой левого

пальчика и наоборот.

Играют пальчиками ног.

Сжимают ладонями

пальцы ног..

Одной рукой держим ногу,

другой – поглаживаем.

Погладить «граблями».

Похлопать подошву ладошкой.

Согнуть стопу.

Катать ногами палку,

не сильно нажимать.

Большим пальцем растираем

закаливающую зону в центре

подошвы.

Поглаживание стоп.

Посидеть спокойно,

расслабившись.

Сидим на стуле. Ноги опущены.

Ноги поднять, держать

поднятыми 2–3 секунды. Ноги

напряглись? Опустили.

Расслабили. Ноги твёрдые,

каменные. Устали? Отдыхаем.

Растирание ступней

Растирание голени

Растирание бедра

Выкручивание каждого пальца на ноге

Один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя

Сжимание ладонями пальцев ног, всех одновременно

и поочередно каждый палец

Хлопают в ладоши

Топают ногами

Растирают руки

Гладят руки от кисти к плечевому суставу

Гладят ноги от  стопы к бедру

Катать мячик или ролик по ступням

Приложение 3

Комплексы  упражнений при плоскостопии

И.п. - сидя с выпрямленными ногами:

  1. Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.
  2. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.

И.п. – сидя на стуле

  1. Сгибать пальцы стоп.
  2. Приведение стоп внутрь.
  3. Кружение стопами внутрь.
  4. Обеими стопами захватить и приподнять мяч.
  5. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.
  6. Пальцами ног захватить и приподнимать губку.
  7. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.

И.п. – стоя на носках, стопы параллельно.

  1.  Ходьба босиком по песку или коврику из поролона, согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.
  2.  Ходьба по бревну боком.
  3. Здравствуйте – до свидания. Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз)
  4. Поклонились. Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз)
  5. Большой палец поссорился со своими братьями. Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза)
  6. Пальчики поссорились, помирились. Развести носки в стороны, свести вместе. (3-4 раза)
  7. Пяточки поссорились, помирились. Развести пятки в стороны, свести вместе.
  8. Гусеница пошла гулять. Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2-3 раза)
  9. Кружки. Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу.(5-6 раз).

Упражнения с предметами.

  1. Захватывание пальцами стопы мелких предметов.
  2. Удержание и выбрасывание мелких предметов.
  3. Перекатывание стопой набивного или резинового мяча.
  4. Собирание пальцами стоп.
  5. Перекладывание предметов вправо, влево.
  6. Подтягивание предмета к себе, передача сидящему рядом.
  7. Ходьба по ребристой дорожке.
  8. Ходьба по резиновым шипованным коврикам.
  9. Перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.
  10.  Катание стопой гимнастической палки.
  11.  Ходьба по обручу, канату, веревке.
  12. Лазанье по лестнице.
  13. Спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие.
  14. Ежик. Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз)
  15. Перенеси мяч ногами. Массажный мяч лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: « Перекладываю мяч налево.» сделать то же упражнение в обратном направлении (4-6 раз).
  16. Покажи ежику солнце. Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1-3, опустить. (8-10 раз)
  17. Подними платки. Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги. (6-8 раз)
  18. Растяни ленточку. Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять, развести их в стороны. (3-4 раза)
  19. Спрячь ленточку в домик. Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу пальцами ног подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой. 

Рисование при помощи ног
Такие упражнения полезны тем детям, которые испытывают страх перед листом бумаги. «Ножное письмо» - это игра, в которой никто не будет ругать за неточную линию.
- большим пальцем ноги – как правой, так и левой – можно рисовать без следа, «понарошку», намечая контуры букв, цифр, фигур, например, на ковре. Летом в песочнице можно рисовать на песке:
На песке рисую горы
Лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи
Дом, в котором мы живем.
- Можно раскатать на полу рулон обоев и рисовать при помощи всей стопы, причем «окрашенной», все что угодно, от коллективных абстракционистских композиций до детективных историй в «следах».
- Зажать карандаш между большим пальцем ноги и остальными четырьмя.

КОМПЛЕКС "УТЯТА"

1."Утята шагают к реке"

И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"

И.п. - то же

1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп

3-4 - и.п.

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"

И.п. - то же.

Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. "Утка крякает"

И.п. - то же

1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны

("клюв открылся"), произнести "кря-кря"

3-4 - и.п.

5. "Утята учатся плавать"

И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуть

1 - согнутую правую стопу - вперед

2 - разгибая правую стопу, согнутую левую стопу - вперед.

КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.

Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. - то же

1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку

3-6 – держать  

7-8 - и.п

КОМПЛЕКС "МАТРЕШКИ" (на основе элементов русских народных танцев)

1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"

И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс

1 -правую вперед на пятку

2-3 - покачать носком вправо-влево

4 - приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с левой ноги.

2. "Красные сапожки, резвые ножки"

И .п. - то же

1 - правую вперед-в сторону на пятку

2 - правую на носок

3 - правую на пятку

4 - с притопом приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с левой ноги.

3. "Танец каблучков"

И.п. - то же

1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх

3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

4. "Гармошка"

И.п. -стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс

1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо

2 -опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь

3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо

4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п. 5-8 - то же, что 1-4 1-8 - то же, передвигаясь влево

5. "Елoчка"                                                                                                            И.п. - то же 1 -слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол

2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол

3-8 - таким образом продолжать передвигаться вправо

1-8 - то же влево.

6. "Присядка"

И.п. - то же

1 -присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх

2 - и.п.

3 - правую в сторону на пятку

4 - приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с другой ноги.

7. "Шаг с припаданием"

И.п. - стоя на правой, левую в сторoну-книзу, руки на пояс

1 - шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед

2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу

3-4 - то же, что на счет 1-2

То же в другую сторону  

«Королевство птиц».

  1. «Пингвины».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки внизу, кисти согнуть.

1 – не отрывая пятку, носок правый в сторону.

2 – то же левой.

3-6 – стоять, опираясь на наружный край стоп.

7 - не отрывая пятку, носок правый в и.п.

8 – то же левой.

  1. «Попугай».

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам.

1 – слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол.

2 – слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол.

3-8 – продолжать передвигаться таким образом вправо.

  1. «Фламинго».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки в стороны.

1 – согнуть правую ногу вперед, стопа согнута, пальцы сжаты.

2-3 – держать

4 – и.п

5-8 – то же с другой ноги.

Комплекс коррекционной гимнастики с массажными мячами 1

Данный комплекс способствует: развитию координации движения у детей; развитие мелкой моторики; развитие ловкости; самомассаж частей тела.

Ходьба по массажным коврикам и дорожкам, бег на носках, обычный бег, ходьба перекатом с пятки на носок, построение в круг.  

1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках перед грудью. Покатать мяч в ладошках от себя (4 раза), к себе (4 раза). Повторить 3 раза.

2. И.п. – то же, мяч в правой руке. Катание мяча по руке (правой - левой) снизу вверх. Повторить 3 раза.

3. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке. Перекладывание мяча из правой руки в левую перед грудью, руки вперед, и.п., над головой, и.п., сзади, и.п. Повторить 6 раз.

4. И.п. - сидя на пятках, мяч в правой руке. Катание мяча вокруг себя в одну сторону правой рукой, в другую – левой рукой. Повторить 3 раза.

5. И.п. - сидя на полу широко расставив ноги, мяч на полу у левой ноги, руки в упоре сзади. Массаж стоп - катание мячика по стопе круговыми движениями, перекатывание мяча одной ногой к другой и обратно. Повторить по 4 раза каждой ногой.

6. И.п. – сидя на полу, мяч зажат между стопами ног, руки в упоре сзади. Поднимание мяча прямыми ногами и спокойное опускание (стараясь, чтобы мяч не потерялся). Повторить 6 раз.

7. И.п. – ноги слегка расставлены, мяч на полу, руки на поясе. Прыжки на одной ноге (правой-левой) вокруг мяча. (2-3 круга).

8. Ходьба на месте с дыхательными упражнениями.

Комплекс коррекционной гимнастики с массажными мячами 2

Комплекс упражнений с массажными мячиками для стопы

Цель:

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия.

Воздействие на рефлексогенные зоны стопы в целях активизации всего организма.

1. «Прокати мяч»

И.п.: сидя. Прокат мяча подошвенной поверхностью - от пятки до носка, попеременно правой /левой/ стопами, очень мягко касаясь поверхности мяча. Частой ошибкой при выполнении данного упражнения является сильное надавливание на опору - это не полезно.

1 (а)

Одной стопой плавно без нажима, перекатываем мяч через стопу другой ноги /по подъему/ туда и обратно./6-8р./

2 «Круговое вращение мяча стопой поочередно в правую илевую стороны» /самомассаж, укрепление мышц голеностопного сустава/.

Упражнение можно выполнять как стоя на полу, так и сидя на стуле, скамье.

/6-8р./

3 «Прокатывание мяча вперед и назад одновременно двумя ногами»

И.п.: сидя. Прокат мяча выполняется одновременно двумя ногами подошвенной поверхностью стопы от пятки до пальчиков.

4.»Круговое вращение мяча»

И.п.: то же. Стопы на мяче. Выполняем круговые вращения вправо /влево/ с легким надавливанием на мяч. /6-8/

6. «Перенеси мяч»

Массажный мяч лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переместить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же в обратном направлении. /4-6р./

7. «Покажи ежику солнце»

Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1-3 –опустить. /6-8р./

8. «Обезьянки»

Захватить массажный мяч стопами, поднять его и, удерживая его на высоте раскатыват /6-8р./

Комплекс коррекционной гимнастики с массажными мячами 3

1. «Медленное перекатывание». Упражнение используется для разминки. Находясь в исходном положении, спокойно покатайте резиновый массажный мячик взад-вперед ногой (ступней). Силу воздействия и частоту регулируйте самостоятельно. Усиленная версия этого упражнения — в п. 5.

2.«Боковое перекатывание». Оставаясь в исходном положении, помассируйте массажным мячиком внешнюю поверхность стопы сначала на одной ноге, потом по другой. Если получится, делайте двумя ногами одновременно. Силу воздействия и частоту регулируйте самостоятельно.

3. «Езда по полу». Займите исходное положение, стопы поставьте на пол, параллельно друг другу. Между ними зажмите массажный мячик с шипами. Затем «поездите» стопами взад и вперед так (не отрывая при этом их от пола), чтобы мячик между ними перекатывался. Силу зажима мячика и интенсивность перекатывания регулируйте самостоятельно. Это упражнение — отличный массаж внутренней части стопы.

4. «Подпрыгивание». Оставайтесь в исходном положении, мячик на полу, слегка прижатый стопой. Ногу надо слегка поднять, а потом опустить обратно на мячик, как бы легонько по нему ударяя. Стопа должна прыгать на мячике. Упражнение лучше выполнять в быстром темпе, двумя стопами одновременно. Частоту «прыжков» регулируйте самостоятельно.

5. «Бег». Можно выполнять одной или двумя стопами. Займите исходное положение, поставьте стопу на мячик и быстро-быстро катайте его взад-вперед. «Бегите» как можно быстрее и сразу почувствуете, как ваши ножки взбодрятся. Если упражнение выполняется обеими стопами одновременно, то ноги должны двигаться по очереди, одна — вперед, вторая — назад

Приложение 4

Игры для профилактики плоскостопия.

Сидя по–турецки.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети сидят по-турецки рядом с гимнастической стенкой. Встают, придерживаясь за опору, ноги скрестно. Нужно постоять на наружных краях стопу. Сесть. При повторении упражнения – вреди другая нога.

Загрузи машину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно (можно в 2 шеренгах).

Увези машину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом (можно в 2 шеренгах).

Нарисуй картину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя (сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок.

Поймай рыбку

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются камешки. Детки пальцами ног ловят рыб.

Найди клад

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему, укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются камешки, палочки (любые предметы). Дети пальцами ног ловят тот предмет, который им называет педагог.

Стирка

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

На полу платочки. пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, ( опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду ( стирают- 2р) а потом собирают в гармошку и отжимают.

Снежинки

Цель: Формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног, обучение пластики движений, умение расслаблять мышцы.

Оборудование: Пушинки.

Группу детей делят на «снежинки» и «ветры». Ведущий – «Мороз». «Ветры» сидят на стульях, «снежинки» разбегаются по залу. «Мороз» произносит6 «Дуют ветры». «Ветры» начинают дуть вместе с «Морозом» («ш – ш - ш»), «снежинки» встают на носки, руки подняты вверх, кисти расслаблены. Они начинают медленно говорить, обхватывая себя руками: «Мороз!». При этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками и опуская голову, приговаривают: «Ах-х». «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком: «Ф – ф - ф…уу». «Снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках бегают по залу. «Ветры» берут со стола пушки и дуют на них, как будто это снежинки. Игра повторяется, дети меняются ролями.

Гуси.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети – «гуси» ходят на корточках «Гусиным шагом». По команде: «Коршун» - встают, машут руками – «Крыльями», убегают. «Коршун» ловит «Гусей».

Зайцы и волк.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

По команде: «Зайцы» - дети прыгают по залу.

По команде: «Волк» - «Зайцы» бегут в домики на массажные коврики. «Волк» старается поймать «зайцев».

Сидячий футбол.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты. Отталкивают мяч от себя сидящему напротив.

Подвижные игры

«Гибкий носок»

ИНВЕНТАРЬ:

3 гимнастические скамейки и стулья для воспитателя.

ПОДГОТОВКА:

Вдоль стен зала расположить 3 гимнастические скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя, центр зала оставить свободным.

ХОД ИГРЫ:

Сидя лицом К воспитателю, дети руками захватывают край стула (скамьи, спиной касаясь стены, выпрямляют ноги.

На счет воспитателя дети притягивают носки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе, потом в быстром). Вместе с воспитателем дети делают ногами различные движения вверх-вниз, повороты налево-направо, круговые движения, опираясь на пальцы. По команде «Встать! » дети строятся за скамейкой, левую ногу ставят на скамейку, опираясь на правую. Отталкиваясь правой ногой, поднимаются на носок левой и спускаются. После 6-8 движений по указанию воспитателя дети меняют исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой.

После чего дается команда «Разойдись! ». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках (45-50с, а затем по команде «По местам! » занимают свои места на скамейке у стены.

Во второй половине игры дети одновременно и последовательно де6лают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение 4-5 раз, после чего опять дается команда «Разойдись! », дети бегают врассыпную по всей площадке.

МЕТ. УКАЗАНИЯ:

В конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера с исходным положением лежа на спине и животе.

«Страус»

ИНВЕНТАРЬ:

Две гимнастические скамейки или доски длиной 3, 5-4 м, шириной 20-25 см, маленькие деревянные палочки длиной 8-1 О см, диаметром 1-1, 5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей.

ПОДГОТОВКА:

По ширине зала на 1-1, 5 м от стены разложить веревку, обозначая волчье логово. На другом конце площадке на гимнастической стене поставить наклонно ребристые доски.

ХОД ИГРЫ:

I часть. Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно в лесу. Участники игры ходят на носках, пятках с глубоким перекатом стопы, поочередно полуприседая и выпрямляясь. Медленно они должны дойти до волчьего логова. По сигналу страуса «Волк! » птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора, а волк старается их поймать. Пойманного птенца волк уносит с собой в логово. (Повтор 4 раза)

Iiчасть. Страус рассыпает по всей площадке мелкие предметы, которые предлагает собрать своим птенцам, захватывая пальцами ног. Дети собирают, потом поднимаются и спускаются по наклонной доске, после чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк! » бегут домой.

МЕТОД. УКАЗАНИЯ:

Следить за осанкой, захватывание предметов производится равное число правой и левой ногой.

«По следам»

ИНВЕНТАРЬ:

Две дорожки (длина 8-10 м, ширина 60-70 см, на одной из которых отпечатаны следы шага 75-80 см, угол разворота носков 150 (рис. А) При веревке по 4 м.

Две дорожки (длина 8-1 О м, ширина 60-70 см) с отпечатанными следами стоп, где длина шага 40 см (3-я дорожка) и 50 см (4-я дорожка, угол разворота носков 15° (рис. Б)

ПОДГОТОВКА:

По длине зала на расстоянии 3-4 м друг от друга параллельно расстелить по полу дорожки с отпечатками следов стоп. По длине дорожки на расстоянии 60-70 см от нее разложить веревку. Сидя на скамейке, дети показывают, где у них правая нога, где левая.

ХОД ИГРЫ:

I часть. Воспитатель объясняет, что по первой дорожке дети должны пройти, ставя стопы на следы только левой ногой, по другой дорожке – правой ногой, а по веревкам, расположенным на полу, нужно пройти то правой, то левой ногой.

После команды «Разойдись! » дети начинают б6егать по комнате и через 35-40 секунд беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (по-вторить 4 раза)

II часть. На втором этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвертую дорожку. (повторить 4-5 раз)

МЕТОД. УКАЗАНИЯ:

Игру можно усложнить за счет изменения элементов шага: длины, ширины, угла разворота носков, за счет увеличения скорости, темпа, амплитуды, движения рук и ног и т. Д. Следить, чтобы дети ставили стопы точно след в след, голову вперед при этом не наклоняли. Следить за осанкой.

Упражнения на укрепление мышц стопы и голени

И формирование свода стопы.

Они могут применяться на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних заданий и т. П. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех-пяти раз на этапе разучивания комплекса. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнении.

«Веселый зоосад»

1. «Танцующий верблюд»

И. П. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пол не отрывать).

2. «Забавный медвежонок»

И. П. - стоя, на внешней стороне стопы, руки на пояс. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.

3. «Смеющийся сурок»

И. П. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. П.

4. «Обезьянки - непоседы»

И. П. - сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и. П.

5. «Резвые зайчата»

И. П. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.

Для каждого занятия выбирают три - пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т. П. - В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

 

Приложение 5

Консультации для родителей и воспитателей.

 

Профилактика плоскостопия.

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений – активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Упражнения для коррекции стопы

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.

7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Профилактика нарушения осанки.

Основным средством профилактики нарушений осанки у детей является ЛФК, которая понимается в широком смысле этого слова и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим и лечебную гимнастику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних условиях, и в условиях детской поликлиники, физкультурного диспансера, центра реабилитации.

В вопросах профилактики нарушений осанки очень важно соблюдать статико-динамический режим:

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой подушкой. Дети не должны спать на мягком, прогибающемся матрасе.

2. После обеда желателен дневной сон на 1–1,5 ч для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить позвоночник от нагрузки.

3. Необходимо правильно организовать рабочее место ребенка:

– освещение рассеянное, но достаточное;

– высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола составляло около 30 см (или если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза);

– высота стула должна быть такой, чтобы между стулом и голенью образовался угол в 90о;

– желательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного сокращения при длительных занятиях в статическом напряжении.

4. Основные требования для рабочей позы во время занятий – это максимальная опора туловища, таза и ног, а также симметричное положение. Правильная симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:

– стопы в опоре на полу или на скамейке;

– колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);

– равномерная опора на обе половины таза;

– туловище периодически опирается на спинку стула;

– между грудью и столом рекомендуется расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь);

– предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе; плечи симметричны;

– голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;

  • при письме тетрадь лежи под углом 30о, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

5. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке (рюкзак на одном и том же плече); в начальной школе лучше использовать ранец.

6. Желательно избегать порочных поз:

– так называемое косое положение плечевого пояса при письме, когда левая рука свешивается со стола;

– косое положение таза, когда ребенок сидит на ноге, подложенной поз ягодицу;

– привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

7. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

Все эти, незначительные на первый взгляд, детали имеют огромное значение при профилактике и в лечении нарушений осанки, так как влиянию лечебной гимнастики ребенок подвергается в течение некоторого времени, а большую часть дня и всю ночь он проводит без ортопедического надзора.

Приложение 6

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 № 273 ФЗ
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва
  3. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  4. Постановление от 15 мая 2013г. № 26. Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  5. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях детского сада. / авт.сост.

Клюева МН. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.

  1. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. -        М.:        ТЦ        Сфера,        2008.Галанов        А.        С.Оздоровительные игры для

дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007.

  1. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  2. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) / авт. сост. Козырева О.В.- 2- е изд. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста. Практическое пособие/Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общей редакцией Г.В. Каштановой. -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.
  4. Комплексы лечебной гимнастики / авт. Сост. Е.И. Подольская. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Картушина М.Ю. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада . М.: ТЦ Сфера, 2004.
  6. Алямовская В.Г.Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении.
  7. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников /авт.сост. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. - Воронеж, 2007.
  8. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  9. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /авт. Сост. Т.Г, Карепова. Волгоград: Учитель, 2011г.
  10. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994.
  11. Шарманова СБ., Федоров А.И., Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания:Учебное пособие -Челябинск:УралГАФК,1999.
  12. Лосева В.С. Плоскостопие у детей: профилактика и лечение. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  13. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. - М. УЦ «Перспектива», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта учёта реализации образовательной программы(ежедневная план-программа)

План работы на день,переходими ппостеппено на ФГОС,работаем по программе "От рождения до школы",вот такую мы выбрали таблицу на наш детский сад.Девочки может кому-то и поможем выбрать,минуты ещё высчи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОНТРАСТНОМУ ОБЛИВАНИЮ СТОП (Водная дорожка)

Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность. «Водная дорожка» - программа занятий для детей, направленная на активизацию защитных сил организма. Для среднего возрас...