НОД в детском саду
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дьяконова Наталья Анатольевна

 

«Масленица» для детей старшей и подготовительной группы

Цель:

  1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.
  2. Вовлечь детей принять участие в празднике.
  3. Создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.

Задачи:

  1. Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма.
  2. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор.
  3. Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
  4. Обеспечить высокую двигательную активность детей.

 

Скоморох: Все! Все! Все на праздник!

Масленицу встречаем, зиму провожаем!

Весну закликаем!

Приходите все без стеснения!

Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

 

Скоморох:  Грачи летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу–гу, мы несём весну!»

Пчёлы летят, жужжат – гудят:

«Жу-жу-жу! Мёду принесу»

Синицы летят, на всю Русь кричат:

«Цвирь-цвирь, тепла хотим!»

Комары летят, звенят, пищат:

«Зы-зы-зы, наточим носы!»

Дружно за руки беритесь, в хоровод становитесь. Будем зиму провожать и весну-красну встречать!

 

(Во время пляски верхом на метле появляется Баба Яга.)

 

Баба Яга: Здорово люди! Привет вам от лешего! Тьфу ты! От лета! Встречалась я с ним на болоте! Ой! В полёте! Пока к вам спешила! Пришла обязанности свои справлять! У меня и пачпорт есть! Во, глядите!

 

( Протягивает паспорт.  Скоморох читает.)

 

Скоморох: «Назначается долгожданной масленицей». И печать есть. И подпись: «Кощей Бессмертный!».

 

Баба Яга:  Я всю зиму готовилась, недоедала, недопивала. Такое меню приготовила – пальчики оближешь!

 

На первое — суп-пюре на холодной воде,

На второе – пирог из лягушачьих ног,

На третье, значит, сладкое, да сказать по правде, такое гадкое…Вроде желе, не то вроде торта. Дала попробовать черту. Тот неделю не ел, не спал. Все икал, икал…В общем угощайтесь..

 

 

Скоморох: Нет уж, спасибо, лучше не надо. А мы вот сейчас и посмотрим, какая ты Масленица. Скажи ка нам, какое главное угощение на этот праздник?

(Б.Я. перечисляет все, кроме блинов). Все над ней смеются.

Баба Яга: Ах, так!

Вы на праздник собирались, и меня обидеть пытались!

Я сейчас как засвищу, всем вам мигом отомщу!

Я Масленицу украду, в лес дремучий утащу.

Вы ее найдете, если мои испытания пройдете. Узнаете, сколько дней на Руси масленицу праздновали ,и как эти веселые дни называются, тогда и будет вам праздник!

 

(Садится на метлу, при этом роняет сверток, Скоморох разворачивает его, а там нарисована карта ,как пройти к избушке Бабы Яги.)

 

Скоморох: Что, ребята, отправимся Масленицу искать?

Баба яга так торопилась ,что карту обронила ,а на ней указан путь, как к ее избушке добраться. Будем масленицу выручать, праздник спасать? Тогда в путь!

 

(Дети  иду на другую площадку.)

 

Скоморох: Мы с вами в богатырской слободе, на кисель-реке. Смотрите, нас богатырь Илья Муромец встречает.

Богатырь: Стой, честной народ! Кто с чем идёт? Куда путь держите?

Скоморох: Идём Масленицу выручать, от Бабы Яги спасать.

Богатырь: Помогу я вам люди –добрые, но сначала мое испытание пройдите, свою ловкость и силу покажите:

Прошу вашего вниманья!

Вот мое соревнованье!

Кто захочет стар и млад

Перетягивать канат?

 

(Игра «Перетягивание каната»)

 

Богатырь: Молодцы, ребята, Вижу я что вы ловкие да умелые ,поэтому вот вам моя подсказка: Первый день масленицы — это встреча. Начало масленичной недели.

Ой, масленица кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом.

Запомнили?

 

Скоморох: Спасибо, Богатырь, за веселые забавы и подсказку твою.

Богатырь: Задерживаться вам нельзя, нужно Масленицу выручать, а без силушки богатырской вам не справиться. Возьмете меня своим помощником? (Возьмем).

Скоморох: Что ,ребятки, посмотрим путь по карте, куда нам дальше бежать?

 

(Дети идут по тропинке на другую площадку, можно веранду. Подходят к домику. Их встречает Старушка-Веселушка)

 

Старушка-Веселушка: Здравствуйте, гости дорогие! Куда путь держите?

Скоморох: Баба Яга Масленицу в своей избушке закрыла, идем ее выручать, ведь без Масленицы праздник народный не получится.

 

                                          Все смеются, все шумят,

                                          Все несутся в пляске.

                                          Масленица, Масленица!

                                          Всё кругом, как в сказке!

                                          Ну-ка встаньте в ровный ряд!

                                          Руку протяните!

                                          И старушку веселушку вы повеселите!

.

(Подвижная игра «Веселый бубен»)

Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился, 
Тот сейчас станцуем нам!

 

Старушка-Веселушка:Ну, натанцевались, молодцы. Повеселились от души!!!!Поэтому вот вам моя подсказка:

Вторник — второй день масленицы, называется заигрыш. С этого дня на масленичной неделе устраивались народные гулянья, катание с ледяных горок, катание на санях, чтоб помочь солнцу прогнать зиму.

Пробежимся мы до солнца,

Сделав полный оборот,

Мы Весне дорогу стелим,

Ну-ка, с песнями вперёд!

А я с вами побегу, если надо-помогу!

 

Скоморох: Побежали, ребятки, карта нам путь дорогу дальше укажет.

 

(Подходим к домику, из него выходит Варвара-краса. длинная коса)

 

Скоморох: Здравствуй, Варвара – краса, длинная коса!

Варвара. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Скоморох. Отмечаем мы славный праздник — масленицу, с зимушкой прощаемся, весну дожидаемся, да Баба Яга Масленицу спрятала, вот мы ищем ее..

Варвара. Ну что ж, я вам подскажу, но за это вы со мной поиграете и повеселитесь.

Скоморох:. Договорились

 

Из альбомного листа вырезается  круг. Это будет блин. Дети делятся на две команды ,под веселую музыку начинается соревнование.(Игра «Донеси блин на сковороде»)

 

Варвара. Молодцы, ребятки, ловко справились с заданием .Вот вам моя подсказка: Среда — третий день масленицы называется лакомка. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины, запасались пословицами и поговорками.

Скоморох: Спасибо, Варвара, за весёлые забавы и подсказку твою, а мы дальше побежим.

Варвара: А я с вами побегу, если надо помогу!

 

(Скоморох разворачивает карту ,и все бегут на следующий участок, их встречает Соловей-Разбойник)

 

Скоморох: Здравствуй, Соловей-разбойник!

Соловей. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Скоморох: Баба Яга Масленицу в своей избушке спрятала, а без нее праздник мы начать не можем, ты уж нам помоги, про  забавы расскажи.

Соловей: Ну что ж, я вам подскажу, но с условием, что вы со мной поиграете за это.

Скоморох:. Договорились!

Соловей. Четверг — четвёртый день масленицы называется разгуляй. С этого дня масленица разворачивалась во всю ширь. Устраивались всевозможные молодецкие забавы: взятие снежной крепости, кулачные бои. А ну, ребятишки, и мы потешимся, да покажем всем силушку нашу богатырскую!

 

(ИГРА «БРОСАНИЕ  ПО МЕШЕНИ».)

 

Скоморох: Спасибо, Соловей-разбойник, за весёлые забавы и подсказку твою, а мы дальше побежим.

Соловей: Вы ,ребятки, поспешите! Но меня с собой возьмите!

 

(Открываем карту, бежим к шалашу, выходит Старичок-лесовичок )

 

Скоморох: Здравствуй, Старичок-Лесовичок

Старичок: Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Скоморох: Отмечаем мы славный праздник – масленицу, с зимушкой прощаемся, весну дожидаемся. Баба-Яга Масленицу спрятала, мы ее выручать идем.

Старичок. Ну что ж, я вам подскажу, но вы за это повеселите меня, позабавите. Уж больно я люблю играть….

Скоморох: Договорились!

Старичок: Пятница — пятый день масленичной недели, называется  тещины вечерки.Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка, а мать мужа должна была прислать накануне всё необходимое для печения блинов.У меня блинов-то нет, зато у меня есть волшебные метёлки. Хотите покататься на них?

 

(Забава «Катание на метле»)

 

Скоморох:  Спасибо тебе, Старичок-лесовичок, за гостеприимство, но нам дальше нужно бежать, Масленицу выручать.

Старичок: Я с вами побегу, если надо-помогу!

 

(Открываем карту, бежим к домику. Выходит Сестрица Аленушка)

 

Скоморох: Здравствуй, Сестрица Алёнушка!

Сестрица: Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Скоморох: Баба Яга Масленицу спрятала, а без нее у нас праздника не будет!

Сестрица: Ну что, я вам помогу, если вы со мной поиграете.

Скоморох: Договорились!

Сестрица: Суббота – шестой день масленицы, называется золовкины посиделки. Золовка – это сестра мужа. Вот если у вашего папы есть родная сестра. То она будет золовкой для вашей мамы. Итак, в субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с молодыми парнями.

Ну что ж, время для игры!

Подходи народ честной:

И парни, и девицы, и молодцы, и молодицы!

Ленточная карусель. Эта забава тоже напоминает старинную русскую забаву для взрослых. В снег втыкается длинная палка или шест. К шесту так привязываются яркие ленты, чтобы они легко скользили и вращались на палке, но не спускались к земле. Каждый ребенок выбирает свою ленточку и бежит друг за другом по кругу.

Аленушка:  Спасибо Вам за песни да пляски. Я с вами побегу, если надо помогу!

 

(Смотрим на карту и бежим на полянку, там сидит Емеля) 

 

Скоморох. Здравствуй, Емеля!

Емеля. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Скоморох. Баба Яга Масленицу спрятала, идем ее выручать. Ты нам, Емеля, помоги, про последний день масленицы расскажи.

Емеля. Хорошо, я вам подскажу, но вы за это потешите да позабавите меня: поиграете на музыкальных инструментах. Страсть как музыку люблю! Сейчас слушайте внимательно!

Воскресенье – последний день масленичной недели, называется прощеный день.В этот день родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за обиды и огорчения, которые когда-либо наносили. И все друг другу кланялись до земли.

А мы с вами поиграем на инструментах, да и поклонимся потом низко до земли друг другу.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР. (Детей поделить на 2 или 4 команды, выстроить их шеренгами друг напротив друга, каждая шеренга играет на шумовых инструментах и в конце кланяется шеренге, стоящей напротив. Задача: Кто лучше и громче сыграет и ниже поклонится….)

 

Скоморох: Спасибо, Емеля за весёлые забавы и подсказку твою, а мы пойдём дальше.

 

(Открываем карту, идем к избушке Бабы Яги)

 

Финал (У избушки Бабы Яги)

Скоморох. Собирается, народ! Веселится, народ! Выходи, Баба Яга! Мы нашли тебя! Всё мы узнали о масленичной неделе!

 

Баба Яга. Сейчас я проверю! Первый день.

Все-. ВСТРЕЧА.

Баба Яга-. Второй день.

Все-. ЗАИГРЫШ.

Баба Яга. Третий день.

Все ЛАКОМКА.

Баба Яга. Четвёртый день.

Все- РАЗГУЛЯЙ.

Баба Яга-. Пятый день.

Все-. ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРИНКИ.

Баба Яга. Шестой день.

Все. ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ.

Баба Яга. Седьмой, последний день.

Все. ПРОЩЁННЫЙ ДЕНЬ.

Баба Яга:. Ну что ж, всё верно!  Зовите Масленицу скорей, пока я не передумала!

 

Герои поочередно восхваляют:

 

1.Ой, Масленица, годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

Да на саночках расписных.

 

2.Ой, Масленица – кукошейка,

Мы встретим  тебя хорошенько!

С сыром, маслом, калачом

Да с печёным яйцом!

 

3.А мы Масленицу – то встречаем,

Мы сыр с маслицем починаем,

Мы блинами гору устилаем,

Сверху маслицем поливаем.

 

4.Будем, Масленица, тебя величать

Да блинами со сметаной угощать.

Будем, Масленица, тебя хвалить

Да на саночках по горочкам возить.

 

5.Пусть  слуги твои молодые,

Нам подарки везут дорогие:

И блины, и калачи

Все в окошко к нам мечи!

 

Выходит Масленица: Здравствуйте, гости дорогие!

Я – Масленица! Вам тепло принесла! Наконец-то пришла моя пора! Мы с зимой  прощаемся и блинами угощаемся!

А чтоб было веселей, споём песню поскорей!

 

ПЕСНЯ «БЛИНЫ».

Раздача блинов.

Скоморох Дружно праздник завершаем,

Быть здоровыми желаем

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...