Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по теме

Ольга Ивановна Головина

Эссе было написано для педагогического конкурса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

 Эссе      «Моя педагогическая      философия»

«Воспитывать легко с одним условием –

этому надо отдаваться всю жизнь»

А.С. Макаренко

                Свежее осеннее утро. Начало сентября. Я иду по городской аллее в детский сад. Мимо в разных направлениях спешат люди, уже состоявшиеся, знающие, как и зачем они живут. С деревьев уже  начинают опадать листья, и мне приходит в голову неожиданное сравнение: береза – это детский сад, а каждый листочек на ней – это ребенок или воспитатель, которые вместе проживают определенный судьбой отрезок жизни. Листья на дереве – целую жизнь, от рождения до смерти, а люди в детском саду – лишь несколько лет, а иногда и почти всю жизнь. Я иду и размышляю об этом и еще о том, как сделать так, чтобы моя дошкольная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с детьми, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными. Вот такие философские размышления на пороге детского сада! Хотя, наверное, каждый человек в душе философ, ведь философия – в дословном переводе с греческого – это любовь к мудрости. Я  педагог, и, наверное, моя жизненная философия, как и педагогическая, будет еще изменяться, но одно я знаю точно: каждый человек – это неповторимый микромир, существующий, развивающий, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире. Мир и микромир. Как тесно они связаны! И вот наступает момент, когда твой микромир испытывает неодолимую потребность раскрыться. Так, на мой взгляд, люди выбирают профессию педагога. Давно принято считать, что воспитатель- сеятель, что он призван сеять «разумное, доброе, вечное».  Но я считаю, что воспитатель еще - это «знаток + артист + врач».

      «Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

                                                   все формы, все цвета, вобрать в себя глазами,

                                                   пройти по всей земле горящими ступнями,

                                                   все воспринять и снова воплотить.»

 В моем представлении «знаток» – это, прежде всего, всесторонне развитый и образованный человек, который может повести ребенка в мир прекрасного, заинтересовать его своим делом.  В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить  детям интерес и  умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Сократ сравнивал педагога с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как воспитателя – выявить одаренность каждого воспитанника. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что  ребенок – личность. Моя задача помочь ребенку найти себя, сделать первое и важное открытие – открыть свои способности, а может быть и талант.  Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свою деятельность интересной и привлекательной, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

Дети пробудили во мне стремление не только к знаниям, но и к творчеству. Что для меня значит «артист» - фантазировать и постоянно находиться в поиске.  Этому я научилась благодаря моим дошколятам. Я стараюсь сделать занятия с детьми не только познавательными, но и творческими, применяя различные формы и технологии. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, формируется положительный эмоциональный фон. Хвалить надо от души, а верить беззаговорочно. В своих отношениях с детьми я всегда помню о том, что ребенок ничего мне не должен, это я должна помочь ему. Жизнь детей надо организовать так, чтобы  как можно меньше прерывать их деятельность и мешать ей. Необходимо постоянно поощрять усилия детей и само стремление узнать, что-то новое, чему-то научиться. Воспитатель не транслятор, а помощник и умелый руководитель. Если ты умеешь, самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половина дела ты уже сделала. Стараюсь привлекать каждого ребенка, создавая условия для успеха. Я стремлюсь к тому, чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить ребенка, сравнивать  достижения лишь с его собственными, а не других, оцениваю не только результат, а сам процесс деятельности.  Высшее проявление успешности «педагога- артиста» -  улыбка на лицах детей. Она ничего не стоит, но многое дает, она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Скуки и праздности нет места.

Не привыкайте к чудесам,-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Руками к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, -

Ничто не повторится

                За мигом миг, за шагом шаг

                 Впадайте в изумленье.

                 Все будет так – и все не так

                 Через одно мгновенье.

                                               В.Шефнер

     Что же означает для меня врач - это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, просто поплакать или посмеяться вместе. Никакие, даже самые современные технологии, не могут заменить живого собеседника. Они лишь верные помощники для педагога, вспомогательные средства. Живое, эмоциональное слово воспитателя ничем не удастся заменить. Очень важно уметь понять  ребенка, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А.Сухомлинского я когда то прочитала, что «Если ребенок живет во вражде, он учится агрессии; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины, но, в тоже время, если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом  мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. На одном из моих занятий по валеологии в старшей группе ребёнок  на вопрос: «Как ты думаешь, что такое здоровье?» ответил следующее: «Здоровье – это когда человеку весело и радостно, потому что у него ничего не болит, а когда у человека ничего не болит, то ему весело и радостно». Ребёнок очень ярко показал взаимосвязь психической и физической составляющих нашего организма. Отсутствие физической боли даёт человеку основу для психоэмоционального состояния.   Поэтому для меня самым важным является создание эмоционально комфортных условий, способствующих укреплению физического и психического здоровья ребенка и развитию его интеллектуальных способностей и личностных качеств.

Педагог, который уважает личность своих воспитанников, всегда уважаем и любим. Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Мне очень хочется, чтобы мои воспитанники, как те березовые листочки на маленькой аллее, были яркими и неповторимыми, чтобы, вновь и вновь, идя на работу в детский сад, среди спешащих мне навстречу или обгоняющих меня состоявшихся, знающих, как и зачем они живут людей, - были мои воспитанники.

 Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...