Мастер-класс. "Пальчиковая игра и театрализованная деятельность как средства оздоровления дошкольников"
консультация на тему

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.docx24.2 КБ
Файл master-klass.pptx901.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Филиал № 1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»

Турочакского района с. Турочак

 

Мастер - класс

«Пальчиковая игра и театрализованная деятельность,  как средство оздоровления дошкольников»

Хабарова Людмила Дмитриевна,

воспитатель


Турочак-2015

Цель мастер-класса: расширение кругозора педагогов, активно использующих в работе с детьми здоровьесберегающие технологии.

Задачи:

- дать представления о целесообразности и эффективности выполнения пальчиковой гимнастики, массажа и самомассажа для оздоровления дошкольников;
- познакомить с видами массажа и самомассажа посредством информационных технологий и разных видов детской деятельности;

- познакомить с  методикой проведения пальчиковой гимнастики и элементов самомассажа;

- познакомить с понятием кинезиология.

Ход мастер-класса

(Слайд№1)

Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.

(Слайд№2)
Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок» решение проблемы воспитания социально адаптированной личности не возможно без системы мероприятий по оздоровительной работе. Ребенок, привыкший в детстве вести здоровый образ жизни, считать себя успешным, принимающий активное, посильное участие во всех сферах человеческой деятельности, уверенный в своих силах пронесёт все эти качества до конца своей жизни. Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организации здоровьесберегающей среды в детском саду, которая будет мотивировать детей дошкольного возраста на здоровый образ жизни.

Были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики и самомассажа.

Цель — комплексов развивать у детей мелкую моторику рук, уметь пользоваться гимнастикой и массажем в жизни самостоятельно, укреплять свой организм. Данные мероприятия используем на занятиях по физической культуре, музыкальных занятиях, в режимных моментах, утренних гимнастиках и др.

(Слайд№3)

Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ».

Именно поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в ваших занятиях с детьми, так как отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность.

Уважаемые коллеги, я думаю, вы согласитесь с нами, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. Как вы считаете, какой метод является одним из эффективных в процессе развития мелкой моторики рук ребенка?

Существует много методов, но подробно остановимся на пальчиковых играх.

(Слайд№4)

Пальчиковые игры— это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.

Согласно международной классификации, описанной в «Материалах и документах дошкольного образования России» пальчиковые игры подразделяются на несколько видов.

(Слайд№5)

А сейчас мы остановимся более подробно на каждом из них.

(Слайд№6)

Итак, первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. На слайде представлены некоторые игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок

(Слайд№7)

Следующий вид — активные игры со стихотворным сопровождением, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.

Задание для педагогов

У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 команде

Сбил, сколотил –

Вот колесо.

Сел да поехал.

Ах, хорошо!

Оглянулся назад –

одни спицы лежат.

2 команде

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции.Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые коллеги, предлагаю вам вспомнить названия данных игр.

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» — указательным пальцем осуществляют круговые движения,«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка»

(Слайд№8)

Пальчиковые игры на основе сказок и стихов (с использованием пальчиковых кукол). Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми или использовать изображение героев сделанных способом оригами.

Задание для педагогов

На столе предложены куклы для разного вида театра, задача педагогов выбрать наиболее понравившуюся куклу и обыграть пальчиковую игру, стихотворение или сказку.

(Слайд№9)

Следующий вид – это Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга»

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок-

И зажали в кулачок.

(Слайд№10)

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д.

(Слайд№11)

Итак, приступим к рассмотрению следующего вида - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. На слайде представлены некоторые названия игр. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

(Слайд№12) 

А мы вам в свою очередь предлагаем  поиграть в игру «У жирафа…» с музыкальным сопровождением.

Задание для педагогов

(Слайд№13)

Предложить педагогам листы цветной бумаги  для выполнения фигурок оригами для пальчикового театра

Рефлексия

- Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие и оздоровление в целом, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Пальчиковая игра и театрализованная деятельность, как средство оздоровления дошкольников Воспитатель: Хабарова Л.Д

Слайд 2

«Здоровый ребенок – успешный ребенок»

Слайд 3

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский

Слайд 4

Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев

Слайд 5

Пальчиковые игры с предметами; Активные игры со стихотворным сопровождением; Игры манипуляции; Пальчиковые игры на основе сказок; Пальчиковые кинезиологические игры; Пальчиковые игры с элементами самомассажа; Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. Виды пальчиковых игр

Слайд 6

Пальчиковые игры с предметами

Слайд 7

Игры со стихотворным сопровождением

Слайд 8

Игры на основе сказок

Слайд 9

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Основателями являются американские педагоги Пол и Гейл Денинисоны

Слайд 10

Пальчиковые игры с элементами самомассажа

Слайд 11

«Поросята» «Паучок» «Тук – тук» Указочка» «Ути – ути» У жирафа» Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство воспитания дошкольников в детском саду

Театрализованная деятельность как средство воспитания дошкольников в детском саду....

Театрализованная деятельность как средство развития дошкольников.

Театрализованная деятельность, как часть основной деятельности дошкольников,  игровой, возможна с самого раннего детства.Это позваляет реализовывать широкие воспитательские возможности на протяже...

Театрализованная деятельность, как средство социализации дошкольников

Театрализованная игра является сильнейшим средством социализации ребенка. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра социальна по своему происхождению и своей природе....

Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Предлагаемый Вашему вниманию семинар проводился для педагогов дошкольных образовательных организаций города с целью распространения опыта работы детского сада в вопросах организации театрализованной д...