План тематической недели «Волшебная страна Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в средней возрастной группе.
календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме

Изгарская Светлана Владимировна

Данная работа по формированию основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста. Основана на системном подходе с использованием разнообразных форм работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

План тематической недели «Волшебная страна Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в средней возрастной  группе.                            

Пояснительная записка

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья населения России и особенно детей. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательной образовательной. Данная работа по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста основана на системном подходе с использованием разнообразных форм работы с дошкольниками.

Цель: формирование культуры здорового образа жизни ребёнка.

Задачи:

1. Формировать представления о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо.

2. Развивать эмоциональную сферу детей, культуру общения.

3. Содействовать накоплению двигательного опыта.

4. Воспитывать умение бережного отношения к своему организму.

Тематический план

Формы работы

Место проведения

Время

Понедельник. «Город Здоровейка».

Беседа «Как быть здоровым?»

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Утренняя гимнастика

Цель: обретение эмоционального состояния и хорошего настроения на весь день.

Занятия по физической культуре

Цель: развитие физических навыков.

Подвижная игра «Совушка-сова»

Цель: развитие двигательной активности, умения играть по правилам.

Пальчиковая игра: «Пальчики мои»

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Дидактическая игра в парах: «Умные карточки».

Цель: формирование знаний детей о строении человека и необходимости соблюдать правила личной гигиены.

Прослушивание музыкальных композиций «Звуки природы»

Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.

Гимнастика пробуждения:

Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию

Русская народная игра «Большой мяч»

Цель: развитие ловкости движений.

Подвижная игра «Кот и мыши»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, действовать после сигнала.

Рисование на песке: «Нарисуй портрет ладошки».

Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущений.

Рекомендации для родителей «Если хочешь быть здоров»

на воздухе

на воздухе

на спорт. площадке

на воздухе

в группе

в группе

спальная комната

спальная комната

на детской площадке

на воздухе

на детской площадке

раздевалка

15 мин.

8 мин.

20 мин.

15 мин.

3 мин.

15 мин.

10 мин.

4 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

Вторник. Город «Закаляйка».

Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Цель: знакомство детей с понятием «закаливание», его особенностями и пользе

Утренняя гимнастика

Цель: обретение эмоционального состояния и хорошего настроения на весь день.

Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения

Г. Остера «  Советы».

Цель: привитие навыков здорового образа жизни и развитие потребности в чистоте и правильном уходе за собой.

Музыкальное занятие

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости.

Рисование на песке: «Нарисуй лето».

Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущений.

Прослушивание музыкальных композиций «Шум моря»

Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.

Подвижная игра «Пробеги тихо»

Цель: развитие умения бесшумно двигаться.

Пальчиковая игра: «Пальчики мои»

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Гимнастика пробуждения

Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию

Чтение иобсуждение произведения М. Витковской «О том, как мальчуган здоровье закалял».

Цель: формирование у детей представлений о роли закаливающих мероприятий в профилактике заболеваний.

Подвижная игра «Самолёты»

Цель: развитие умения лёгкости движений, действовать после сигнала.

Русская народная игра «Мячик кверху»

Цель: развитие быстроты движения и ловкости.

Рекомендации для родителей «Несколько способов закаливания»

на воздухе

на воздухе

в группе

в муз. зале

на детской площадке

спальная комната

на воздухе

в группе

спальная комната

в группе

на воздухе

спортивная площадка

раздевалка

15 мин.

8 мин.

15 мин.

20мин.

15 мин.

10 мин.

15 мин.

3 мин.

4 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

Среда. Город «Витаминка».

Беседа «Витамины»

Цель: формирование представлений о зависимости здоровья человека от правильного питания

Утренняя гимнастика

Цель: обретение эмоционального состояния и хорошего настроения на весь день.

Дидактическая игра: «Узнай на ощупь».

Цель: развитие тактильной чувствительности.  

Занятия по физической культуре

Цель: развитие физических навыков.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: развитие умения быстро бегать, ориентироваться в пространстве.

Татарская народная игра «Угадай и догони»

Цель: развитие внимания и ловкости.

Пальчиковая игра: «Пальчики мои»

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Прослушивание музыкальных композиций «Пение птиц»

Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.

Гимнастика пробуждения

Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию

Сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных

продуктов».

Цель: углубление знаний детей о здоровом питании.

Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Цель: развитие умения мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увёртываться от ловящего.

Рисование на песке: «Нарисуй витаминки».

Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущений.

Рекомендации для родителей «Витаминки в корзинке»

на воздухе

на воздухе

в группе

в спорт. зале

на воздухе

спортивная площадка

в группе

спальная комната

спальная комната

 групповая комната

на воздухе

на детской площадке

раздевалка

15 мин.

8 мин.

15 мин.

20 мин.

15 мин.

15 мин.

3 мин.

10 мин.

4 мин.

20 мин.

15 мин.

15 мин.

Четверг. Город «Спортивный».

Беседа «Виды спорта»

Цель: развитие интереса к различным видам спорта

Утренняя гимнастика

Цель: обретение эмоционального состояния и хорошего настроения на весь день.

Дидактическая игра «Угадай вид спорта»

Цель: расширять представления детей о видах спорта и названиях спортивного оборудования.

Музыкальное занятие

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости.

Рисование на песке: «Нарисуй солнышко».

Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущений.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: развитие умения правильно прыгать на двух ногах, слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Русская народная игра «Казаки-разбойники»

Цель: знакомство с народной игрой и развитие ловкости.

Пальчиковая игра: «Пальчики мои»

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Прослушивание музыкальных композиций «Звуки природы»

Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.

Гимнастика пробуждения

Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию

Подвижная игра «Охотник и зайцы»

Цель: развитие умения метать мяч в подвижную цель.

Рекомендации для родителей «Спорт в нашей жизни»

на воздухе

на воздухе

групповая комната

в муз. зале

на детской площадке

на воздухе

спортивная площадка

в группе

спальная комната

спальная комната

на воздухе

раздевалка

15 мин.

8 мин.

15 мин.

20мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

3 мин.

10 мин.

4 мин.

15 мин.

Пятница. Город «Безопасный».

Беседа «Безопасность»

Цель: знакомство детей с правилами безопасного для здоровья поведения дома и на улице

Утренняя гимнастика

Цель: обретение эмоционального состояния и хорошего настроения на весь день.

Дидактическая игра: «Лото осторожностей».

Цель: формирование и закрепление представлений о правилах безопасного поведения.

Занятия по физической культуре

Цель: развитие физических навыков.

Подвижная игра «Жмурки»

Цель: развитие умения внимательно слушать текст.

Русская народная игра «Картошка»

Цель: знакомство с народной игрой и развитие ловкости.

Пальчиковая игра: «Пальчики мои»

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Прослушивание музыкальных композиций «Шум дождя»

Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.

Гимнастика пробуждения

Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию

Досуг «Путешествие на планету Здоровинка»

Цель: систематизация знаний детей о том, как заботиться о своём здоровье

Подвижная игра «Удочка»

Цель: развитие умения правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

Рисование на песке: «Нарисуй узоры».

Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущений.

на воздухе

на воздухе

веранда

спорт. площадка

на воздухе

спортивная площадка

в группе

спальная комната

спальная комната

спортивная площадка

на воздухе

на детской площадке

15 мин.

8 мин.

20 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

3мин.

10 мин.

4 мин.

30 мин.

15 мин.

15 мин.

Список литературы

- Белая К. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей». «Мозаика-синтез», М. 2012 г.

- Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2012 г.

- Дереклеева Н. И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». «ВАКО», Москва, 2007 г.

Приложение

Пятница. Город «Безопасный».

Подвижная игра «Жмурки»

Цель: развитие умения внимательно слушать текст.

Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят его на середину комнаты, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне (деревянная посуда для замешивания теста).

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

Русская народная и гра «Картошка»

Цель: знакомство с народной игрой и развитие ловкости.

Ход игры: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг-другу не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится "картошкой"). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест

Пальчиковая игра: «Пальчики мои»

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Мои пальчики расскажут,

Все умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.

Все делать могут,

Всегда помогут.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Они считают,

Щиплют, ласкают,

Мои пальцы на руке.

На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем хлопать в ладоши. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста.

Гимнастика пробуждения

Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию

Тара-ра, тара-ра, просыпайся, детвора!

Начинаем по порядку

Послесонную зарядку:

Через все лесные шишки

Мы шагаем, словно мишки.

А теперь мы на лужайке

Будем прыгать, словно зайки.

Побежим мы умываться,

Потом будем одеваться.

Досуг «Путешествие на планету Здоровинка»

Цель: систематизация знаний детей о том, как заботиться о своём здоровье

Задачи:

- развивать способы двигательной деятельности;

- способствовать становлению образного мышления, устойчивого внимания, слуховой памяти;

- воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций по теме.

2. Беседа о том, что полезно для здоровья, а что вредно

3. Разучивание правил здорового образа жизни.

4. Обогащение словаря: планета Здоровье, необычная, чудная невесомость, микроб.

Оборудование:

• презентация «Космическое путешествие на планету Здоровинка»,

• слайды к игре «Что полезно, что вредно для здоровья»,

• компьютер,

• экран,

• витаминки.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, вы любите путешествовать?

Дети. Да.

Воспитатель. Я предлагаю отправиться в космическое путешествие. Как вы думаете, каких людей берут в космос?

Дети. Сильных, дружных, смелых, здоровых, физически крепких.

Воспитатель. Вы все здоровы? Замечательно!

В космосе есть очень интересная планета. Она называется Здоровинка. Как вы думаете, почему она так называется?

Ответы детей.

Воспитатель. Да. Все жители планеты заботятся о своём здоровье. Ой, ребята, кажется, нам кто-то прислал радиограмму. Давайте её прочтём.

Слайд с изображением Айболита с радиограммой.

«Помогите, спасите! На нас напали микробы».

Воспитатель. Ребята, надо помочь. А на чём мы туда отправимся?

Ответы детей. На ракете!

Слайд ракета приготовилась к старту.

Воспитатель. Но сначала нам надо открыть дверь ракеты.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Воспитатель.

Начинаем колдовать,

Дверь ракеты открывать

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий,

Мы его сперва покрутим,

А потом три раза дунем,

Покачаем - раз, два, три-

Дверь, замочек, отомкни.

Двери открываются,

Путешествие начинается.

Воспитатель. Приготовились, считаем: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Взлетаем!

Звучит лёгкая музыка №1. Слайды с изображением отлетающей от Земли ракеты, летящей ракеты звёздного неба, планет.

Воспитатель. Дети, почувствуйте невесомость. Наши тела стали лёгкими-лёгкими. Движения плавные, спокойные.

Слайд с изображением увядающей планеты Здоровинка.

Воспитатель. Вот мы и прилетели. Но нас не встречают почему-то. Что же случилось с жителями планеты Здоровинка? Вспомним, о чём говорилось в радиограмме.

Дети. О микробах.

Воспитатель. Может быть, это и вправду проделки микробов?

Но тогда нам надо вспомнить правила здорового образа жизни.

Я предлагаю поиграть в игру «Что полезно для здоровья, а что вредно для здоровья».

Слайды «Здоровый образ жизни». Беседа воспитателя с детьми.

Звучит громкая музыка №2.

Слайд с первым микробом и планетой Здоровинка.

Звучит голос первого микроба.

Первый микроб.

Я хитрюга, ха-ха-ха!

Быть здоровым – чепуха.

Суйте грязный палец в ротик:

Как живёте, как животик?

Ну а голова болит?

Меня это веселит.

До чего же я пригож!

Я микробушка – хорош!

Воспитатель. Дети, микробы полезные? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Скажи-ка, микроб, где жители этой планеты?

Первый микроб. Я их всех заразил.

Воспитатель. Ребята, что же нам делать? Чего боятся микробы?

Проводится игра «Загадки – подсказки»

Гладко, душисто, моет чисто, чисто. (Мыло)

Всех микробов точно плёткой выгонит…. (Зубная щётка)

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг? Снимет грязь с лица и рук? (Вода)

Лёг в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю.

Всем утру потоки слёз не забуду и про нос. (Носовой платок)

Воспитатель. Ребята, можно ли этими предметами бороться с микробами?

Ответы детей.

Слайд с исчезновением микроба. Слайд планета без микроба.

Воспитатель. Посмотрите, микроб исчез.

Звучит громкая музыка №2. Слайд со вторым микробом и планетой Здоровинка.

Звучит голос второго микроба.

Второй микроб.

Зарядку делать не люблю

И сейчас вас заражу.

Здоровый образ жизни не для меня,

Ой, спешите ко мне друзья!

Воспитатель. Дети. А вы любите зарядку?

Дети. Да.

Звучит весёлая музыка №3. Выполняется ритмическая гимнастика «Барбарики».

Воспитатель. Чтоб с болезнями не знаться, надо спортом заниматься.

Микроб

Ох, зарядку делать не могу

И сейчас я упаду.

Погибаю совсем я.

Помогите мне микробушки друзья!

Воспитатель. Ребята, давайте ногами потопаем, в ладоши похлопаем, и скажем волшебные слова: «Кро-ко кро-ко кро-ко-кас, уходи микроб от нас! »

Слайд с исчезновением микроба.

Воспитатель. Ребята, микробы исчезли. Вот мы и помогли планете Здоровинка справиться с микробами. А как природа помогает справляться с микробами?

Ответы детей.

Воспитатель. Есть растения, которые убивают микробов (лук, чеснок). Есть овощи и фрукты, содержащие витамины. А есть деревья и растения, которые очищают воздух. Давайте и мы с вами превратимся в деревья и очистим воздух на планете Здоровинка.

Звучит спокойная музыка №4. Выполняются упражнения на релаксацию.

Слайд с изображением цветущей планеты Здоровинка.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, посмотрите, исчезли все микробы и планета Здоровинка снова стала цветущей! А как ещё можно защищаться от микробов?

Дети. Закаляться, умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом, есть овощи и фрукты, принимать витамины.

Воспитатель. Правильно. А ещё заниматься спортом и делать дыхательную гимнастику.

Проводится дыхательная гимнастика.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад, который находится, на какой планете?

Дети. На планете Земля!

Воспитатель. Отправляемся в обратный путь. Приготовились, считаем: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Взлетаем!

Звучит лёгкая музыка №1. Слайды ракета приготовилась к старту, ракета летит обратно на Землю, планета Земля.

На планете Земля детей встречает доктор Айболит.

Айболит. Ребята, вы спасли планету от микробов? А сами не заболели? Сейчас я вас осмотрю.

Попрошу красиво встать,

И команды выполнять!

Все дышите, не дышите!

Всё в порядке, отдохните.

Вместе руки поднимаем,

Превосходно. Опускаем.

Наклонитесь, разогнитесь,

Встаньте прямо, улыбнитесь.

Да, осмотром я доволен.

Из ребят никто не болен.

Каждый весел и здоров и не надо докторов!

Айболит. Я думаю, что ваше путешествие на планету Здоровинка было очень познавательным и увлекательным. Так, ребята? Вы узнали правила защиты от микробов?

Ответы детей.

Айболит. Я надеюсь, что вы будете соблюдать их. Ведь быть здоровыми – это здорово! А сейчас я хочу угостить вас витаминами. Доброго вам здоровья!

Подвижная игра «Удочка»

Цель: развитие умения правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

Ход игры:

 Дети стоят в кругу, в центре – воспитатель с верёвкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит верёвку, а дети должны перепрыгнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологии формирования основ здороввого образа жизни в ДОУ во второй младшей группе

В материале представлен пример перспективного тематического планирования работы с детьми на неделю в летнее время года....

План тематической недели «Путешествие на поляну - Здоровье» по формированию основ здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ

Мероприятия с детьми, направленные на формирование знаний о здоровом образе жизни, а также оздоравливающие и укрепляющие на всю неделю в течении дня пребывания ребёнка в детском саду....

«План тематической недели «Путешествие по волшебным дорожкам здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе»

·         Познание –развивать интерес к физической культуре·         Коммуникации- развивать умение детей активно участв...

План тематической недели «Лучики здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в подготовительной к школе группе

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «План тематической недели «Лучики здоровья»...

Система работы по укреплению психологического здоровья и формированию навыков безопасного образа жизни дошкольников.

На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важна и актуальна. От того, как в процессе личностного роста и воспитания формируются жизненно важные привычки и навыки, ...

Проект «В поисках здоровья» по формированию основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.

Содержание №НаименованиеСтр. Паспорт проекта3 Актуальность проекта4 Этапы реализации проекта6 Список литературы9 Приложение 110 Приложение 214 Приложение 317...