Здоровьесберегающаяя деятельность педагога
консультация (подготовительная группа) на тему

МорозоваАК

Консультация для педагогов дошкольных учреждений по здоровьесберегающей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_deyatelnost.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность.

Принципы здоровьесберегающей деятельности.

Принцип системности.

Предполагает, что здоровьесберегающей деятельности педагога в детском доме, представляя собой самостоятельное явление, находится в тесной связи с социальным и экономическим развитием, запросами общества, функционированием и развитием конкретного учреждения. Цель, содержание, условия, средства, результат здоровьесберегающей деятельности педагога находятся в сложных связях и взаимодействиях. Специальным способом как регулирования связей между элементами, так и изменений самих элементов здоровьесберегающей деятельности педагога является управление, которое включает постановку цели, выбор средств, контроль, коррекцию и анализ результатов.

Принцип природосообразности.

Подразумевает учёт возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей; ориентирует педагога на конкретного ребёнка с его потребностями, способностями, интересами, целостными ориентациями; диктует необходимость изучения состояния здоровья ребёнка, диагностики и комплексной оценки влияния факторов риска на здоровье каждого ребёнка, организации здоровьесберегающей работы по профилактике неблагоприятного воздействия факторов риска. Основным условием реализации данного принципа является гигиеническое нормирование условий обучения и воспитания в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами.

Принцип научности.

Предусматривает проектирование, осуществление и анализ результатов

здоровьесберегающей деятельности педагога на основе применения достижений фундаментальных научных исследований в философии, экологии, педагогике, психологии, медицине, социологии и др. Здоровьесберегающая деятельность педагога научно обоснованное решение педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и другие качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом общества.

Принцип комплексности.

Обеспечивается многофакторностью и содержательным разнообразием процесса сохранения здоровья детей, позволяющей, в свою очередь, рассматривать здоровьесберегающую деятельность педагога как неотъемлемый компонент воспитательно-образовательного процесса; предполагает тесное взаимодействие педагога с медицинскими, социальными педагогами, психологами.

☐ Принцип компетентностной ответственности.

Определяет в качестве основного условия эффективной здоровьесберегающей деятельности педагога наличие здоровьесберегающих знаний, владение методами, приёмами и средствами сохранения здоровья детей в процессе воспитания, проведения экспертизы эффективности их применения в процессе взаимодействия с дошкольниками со здоровьесберегающих позиций, ответственного отношения к сохранению здоровья детей в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Компоненты здоровьесберегающей деятельности педагога на занятии.

Проектировочный компонент включает:

- целеполагание, планирование, конструирование и выбор действий, направленных на достижение оптимального здоровьесберегающего результата занятия;

- педагог собирает или уточняет информацию о состоянии здоровья воспитанников;

- определяет здоровьесберегающие цели и задачи (в логической взаимосвязи с целями и задачами  здоровьесберегающей деятельности детского дома, индивидуальными и возрастными особенностями детей);

- учитывает здоровьесберегающие требования к организации занятия;

- анализирует результаты собственной здоровьесберегающей деятельности на предыдущем занятии;

- определяет последовательность и продолжительность основных этапов занятия, методы и средства обучения, прогнозирует возможность их варьирования в зависимости от ухудшения состояния детей (в том числе снижения уровня их умственной работоспособности) в течение занятия;

-прогнозирует итог здоровьесберегающей деятельности на занятии – динамику умственной работоспособности детей.

Организационный компонент представляет собой непосредственные действия по реализации проекта здоровьесберегающей деятельности на занятии и их корректировку на каждом отдельном этапе в зависимости от состояния детей.

Для эффективного осуществления здоровьесберегающей деятельности педагогу необходимо:

- обеспечить санитарно-гигиенические условия обучения;

- проводить занятие таким образом, чтобы умственная активность детей варьировала в диапазоне 60-80%;

- обеспечить мотивацию умственной активности;

- создать эмоциональный комфорт и психологическую безопасность;

- организовывать на занятии постоянно чередующие виды деятельности;

- использовать разнообразные методы обучения, включая методы дифференцированного, индивидуализированного, проблемного обучения;

- отслеживать состояние дошкольников;

- оперативно корректировать план занятия в зависимости от состояния воспитанников;

- организовывать эмоциональные разгрузки;

- способствовать чередованию позы детей в соответствии с видом выполняемой ими работы, осуществлять постоянный контроль за их позой;

- организовывать проведение физкультминуток, которые комплектуются из упражнений для отдельных органов, систем и всего организма в целом с учётом их напряжённости в процессе деятельности на занятии.

- своевременно заканчивать занятие.

Рефлексивный компонент здоровьесберегающей деятельности педагога включает совокупность умений анализировать и адекватно оценивать свои действия по созданию здоровьесберегающих условий обучения, способность к переосмыслению средств и логических оснований своей  здоровьесберегающей позиции.

- Педагог анализирует реализацию здоровьесберегающих цели и задач занятия;

- выявляет адекватность выбора методов и средств здоровьесберегающим цели и задачам занятия;

- оценивает собственные действия и поведение на занятии со здоровьесберегающих позиций;

- конкретизирует пути совершенствования своего педагогического мастерства в аспекте сохранения здоровья детей.

Диагностика здоровьесберегающей деятельности.

Критерии, показатели и методы диагностики здоровьесберегающей деятельности.

Критерии.

Показатели.

Методы диагностики.

Проектировочный

Учёт результатов собственной здоровьесберегающей деятельности на предыдущих занятиях и в режимных моментах.

Анкетирование,

Беседа.

Умение ставить здоровьесберегающие цели и задачи занятия.

Изучение продуктов педагогической деятельности, беседа, метод экспертных оценок.

Прогнозирование итога здоровьесберегающей деятельности на занятии.

Анкетирование,

Беседа.

Организационный

Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения на занятие.

Оценка санитарно-гигиенических условий обучения, наблюдение за деятельностью педагога, метод экспертных оценок.

Профилактика утомления, нарушений осанки, близорукости.

Наблюдение за деятельностью педагога, метод экспертных оценок.

Создание благоприятного психоэмоционального климата на занятие.

Наблюдение за деятельностью педагога, метод экспертных оценок.

Оперативная коррекция конспекта занятия в зависимости от состояния воспитанников.

Наблюдение за деятельностью педагога, метод экспертных оценок, беседа.

Рефлексивный.

Анализ и оценка здоровьесберегающей деятельности на занятии.

Метод экспертных оценок, беседа.

Выявление степени нивелирования негативных последствий внешних воздействий на ребёнка.

Анкетирование,

Беседа.

Выявление затруднений, препятствующих осуществлению здоровьесберегающей деятельности на занятии.

Анкетирование,

Беседа.

В соответствии с данными критериями определены три уровня здоровьесберегающей деятельности педагога на занятии с учётом исходного и текущего уровня умственной работоспособности воспитанников, состояния их здоровья.

Уровни здоровьесберегающей деятельности.

Высокий уровень характеризуется умением педагога проектировать, организовывать, анализировать и оценивать здоровьесберегающую деятельность на каждом занятии. Он ставит здоровьесберегающие цели и задачи занятия, учитывая результаты собственной здоровьесберегающей деятельности. Умеет определять последовательность и продолжительность основных этапов занятия, методы, приёмы, средства обучения и прогнозировать возможность их варьировать с учётом исходного и текущего уровня умственной работоспособности воспитанников, состояния их здоровья. Педагог обеспечивает необходимые санитарно – гигиенические условия обучения на каждом занятии. Для того чтобы активность воспитанника варьировала в диапазоне 60-80%, он организует постоянное чередование видов деятельности. Педагог применяет на занятии методы дифференцированного, индивидуализированного, проблемного, диалогового, рефлексивного обучения.  Он постоянно контролирует позу ребёнка, и организуете смену в соответствии с видом выполняемой работы. Обеспечивает благоприятный психоэмоциональный климат на занятии и мотивацию деятельности воспитанников. Оперативно корректирует проект здоровьесберегающей деятельности в зависимости от состояния детей. Своевременно заканчивает занятие.

Он анализирует реализацию здоровьесберегающих цели и задач каждого занятия. Педагог выявляет затруднения, препятствующие эффективному осуществлению здоровьесберегающей деятельности на занятии.

Средний уровень характеризуется недостаточной сформированностью умения педагога осуществлять здоровьесберегающую деятельность на занятии, эпизодичностью её проектирования, организации, рефлексии. Здоровьесберегающие цели и задачи ставятся не к каждому занятию. На этапе проектирования педагог иногда учитывает результаты собственной  здоровьесберегающей деятельности на предыдущих занятиях и в режимных моментах. Он периодически испытывает затруднения при определении последовательности и продолжительности основных этапов занятия, методов, приёмов, средств обучения. Время от времени прогнозирует итог здоровьесберегающей деятельности на занятии.

Педагог частично обеспечивает необходимые санитарно-гигиенические условия на занятии. Только на некоторых его занятиях активность воспитанников варьирует в диапазоне 60-80%. Эпизодически организует чередование видов деятельности. Время от времени он применяет методы  дифференцированного, индивидуализированного, проблемного, диалогового, рефлексивного обучения.  Эпизодически  корректирует проект здоровьесберегающей деятельности в зависимости от состояния детей. Бывают случаи несвоевременного завершения занятия. Анализ реализации здоровьесберегающих цели и задач осуществляется на некоторых занятиях.

Низкий уровень характеризуется неумением педагога проектировать, организовывать, анализировать и оценивать здоровьесберегающую деятельность педагога на занятии. Он не ставит здоровьесберегающие цели и задачи занятия и практически не учитывает результаты собственной здоровьесберегающей деятельности. Не умеет определять последовательность и продолжительность основных этапов занятия, методы, приёмы, средства обучения и прогнозировать возможность их варьировать с учётом исходного и текущего уровня умственной работоспособности воспитанника и состояния их здоровья. Не обеспечивает необходимые санитарно-гигиенические условия обучения на занятиях. На занятиях практически не применяются методы  дифференцированного,  проблемного, диалогового, рефлексивного обучения.  Эмоциональные разрядки на занятиях носят случайный характер. Педагог не корректирует запланированные действия в зависимости от состояния детей. Преобладает несвоевременное завершение занятия. Анализ реализации здоровьесберегающих цели и задач не осуществляется.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...

Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .

В данной работе собран диагностический инструментарий   способствующий выявлению сформированности компонентов  профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...

Продуктивность образовательной деятельности педагога (таблицы, диаграммы, графики и другие документы, отражающие продуктивность образовательной деятельности педагога)

Сравнительный анализ данных мониторинга за четыре года моей работы показал положительную динамику уровня развития физических качеств детей, что подтверждает эффективность использования системы в...