Технология обучения плавания дошкольников
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Залетова Наталья Николаевна

В материале раскрыты основные проблемыи их решение,  возникающие при начальном обучении плаванию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_obucheniya_plavavaniya.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей. Плавание способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который  в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

        На начальном этапе обучения  закладывается фундамент двигательных умений и навыков, составляющих основу техники плавания. Подготовительные упражнения, используемые на этом этапе, помогают решить важнейшие проблемы, существующие в связи с начальным обучением плаванию. К их числу можно отнести такие проблемы, как: водобоязнь, правильное дыхание, ориентировка в водном пространстве, неустойчивого положения тела, создание опоры в подвижной среде.

        Дети боятся различных ситуаций, связанных с водной средой, порой самых неожиданных для взрослого восприятия. Например, объема водного пространства, состояние «невесомости», боятся «заржаветь», а один малыш, пытаясь объяснить свое нежелание входить в воду, сказал: «что он боится, что у него «захлебнутся» уши». Взрослому необходимо выяснить причину такого страха по отношению к воде и постараться её устранить, предложить понаблюдать, как плавают другие дети и взрослые. Очень полезно похвалить ребенка, даже за незначительное достижение. Ни в коем случае нельзя давить на ребенка, заставлять его что-то делать, занятия должны проходить в дружеской, свободной атмосфере.  Самое главное – чтобы ребенку нравились ваши совместные занятия!

Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды. При соприкосновении вода попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Чаще всего это происходит потому, что при погружении у ребенка рот остается открытым, а многие дети даже пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала нужно научить ребенка задержке дыхания на вдохе и каждый раз напоминать ребенку об этом при погружении в игровой форме, чтобы его рот оказывался под водой закрытым, а глаза открытыми. Такие напоминания нужны до тех пор, пока у ребенка не выработается стойкая привычка следить за этим самостоятельно.

Если, несмотря на напоминание, ребенок все-таки захлебнулся, предлагаю такой игровой прием: резко поднять руки вверх и похлопать над головой. Необходимо выработать у ребенка навык самостоятельного выполнения этого упражнения. При выполнении этого упражнения трахея закрывается, открывается пищевод, и вода попадает в желудок, ребенок перестает кашлять. Важным психологическим аспектом при выполнении этого упражнения является то, что повторяя его, ребенок подбадривает себя, привыкает, что ничего страшного не случилось – поаплодировал себе и поплыл дальше.

        Используя мой 25 летний опыт работы с детьми  2-7 лет, мной был разработан комплекс упражнений, активно мною используемый в рамках экспериментальной работы под руководством Семенова Ю.А. Этот комплекс так же может быть использован родителями на любой воде (малогабаритный бассейн на даче или открытый водоем).

        В данном комплексе упражнений используется «нудолс» с муфтой в виде круга, которая продается в любом спортивном магазине. Его можно заменить обыкновенным пластиковым обручем или любым другим подручным средством.

Вначале выполняется общеразвивающие и дыхательные упражнения на суше.  Далее приступают к разучиванию движений, имитирующих технику плавания с участием рук и ног, а потом и в сочетании с дыханием. Хорошо усвоенные упражнения на суше значительно облегчают их выполнение в воде. Приводим комплекс таких упражнений.

Комплекс № 1. – «Сухое плавание».

  1. И.п. – основная стойка. Подняться на носки, потянуться, руки вверх ладонями вперед, голова между руками, кисти рук соединить; вернуться в и.п. 5-6 раз.
  2. И. п. – о.с. Сделать вдох, задержать дыхание и удерживать 10-15 с, после чего выдохнуть через нос и рот. 3-5 раз.
  3. И.п. – о.с. Вдохнуть и задержать дыхание, присесть, обхватить колени руками, голову прижать к коленям и остаться в таком положении 10 -15 сек; затем вернуться в исходное положение 3- 5 раз.
  4. И.п. – о.с. Руки вверх, ладони «поссорились».

        1 – развести руки в стороны до уровня плеч, как бы раздвигая кусты;

        2 – прижать локти к туловищу;

        3 – руки вверх, потянуться, вернуться в и.п.

Это упражнение поможет освоить движение руками в воде при овладении способом брасс.

  1. И.п. – сидя на полу, упор руками сзади. Прямыми ногами       выполнить поочередные движения вверх-вниз. 2-3 раза по 1-2 мин. Это упражнение имитирует движение ног при плавании кролем.
  2. И.п. – стоя, ноги шире плеч, ступни параллельно. Прыжки вверх, поднимая прямые руки и вытягиваясь. 5 – 6 прыжков.

Научиться плавать можно в любом возрасте, однако в детском возрасте необходимые навыки держаться на воде усваиваются быстрее. Главное, на что необходимо обратить внимание, взрослому -  уметь задерживать дыхание, делать полный выдох в воду, а также освобождать рот и нос от воды, если она туда попала. Этот комплекс упражнений плавно подводит ребенка к освоению облегченного способа плавания (руки брасом, ноги кролем, выдох в воду).

Комплекс №2.

Уровень воды по пояс. «Нудолс» - круг лежит на воде.

  1. Умываемся. Стоя в воде, набираем в ладони воду из «нудолса» - «тазика», умываемся.
  2. «Пузыри». Вдох над водой - выдох в воду через нос и рот до образования пузырей.
  3. «Домик». Вдох, подныриваем в «нудолс»- круг снизу – выныриваем в  «домике». Вдох, выныриваем из «домика».
  4. «Утки». Вдох, ныряем в «домик» сверху, выныриваем за домиком.
  5. «Морская звезда» - одеваем «нудолс» на себя через голову, ложимся на спину, руки в стороны, ноги в стороны.
  6. «Кораблик» - одеваем «нудолс» на себя через голову, ложимся на спину, руки за голову, ноги вместе, носки оттягиваем от себя, работа ног как при кроле.
  7. «Пароход» – лежа на груди, в руках  «нудолс», руки максимально вытянуты вперед, вдох- выдох в воду, ноги работают кролем, носки оттянуты от себя.
  8. «Руки брассом, ноги колем». Исходное положение – Лежа на груди, одеваем «нудолс» на себя через голову. Руки работают как при брассе – ноги как при кроле, выдох в воду.
  9. «Облегченный способ»,  без «Нудолса». Лечь на воду, руки брассом, ноги кролем, выдох в воду.
  10.  «Баскетбол». «Нудолс» в руках у взрослого. Ребенок выполняет бросок  мячом в круг – «нодолс», как в баскетболе.

Освоив оба комплекса упражнений, ваш ребенок адаптируется к водной среде, научится проплывать свои первые метры.

Нельзя оградить ребенка от всех трудностей, связанных с освоением в  водной среде. Они, безусловно, будут. Но с приведенными комплексами упражнений преодоление этих трудностей превращается в увлекательную и интересную для ребенка игру. И с каждым разом у ребенка появляется все большая уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение плаванию дошкольников 2-7 лет

Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством физического воспитания и закаливания организма ребёнка. Плавание повышает устойчивость организма к воздействию окружающей среды, низких темп...

Алгоритм обучения плаванию дошкольников

Раскрыта система обучения плаванию дошкольников....

«Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно- двигательного аппарата»

Сообщение к презентации опыта работы на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»...

Научно исследовательская разработка "Здоровьесберегающих технологий" в образовательной деятельности по обучению плаванию дошкольников

Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей является приоритетным. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы...

Игровая технология обучения плаванию в детском саду.

Игровая технология обучения плаванию маленьких детей имеет огромное значение.Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, проду...