Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей.
консультация на тему

Консультация для воспитателей о задачах, структуре и проведении утренней гимнастики в группах от младшей до подготовительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_utrennyaya_gimnastika.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и

воспитания детей.

Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: - разбудить организм ребёнка, настроить его на действенный лад;

  • разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему;
  • активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма;
  • стимулировать работу внутренних органов и органов чувств;
  • способствовать формированию правильной осанки, хорошей походке;
  • предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду. Она проводится до завтрака, после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей.

С первой младшей группы в режим дня включается утренняя гимнастика, длительностью 4-5 минут. В её содержание входят: строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки, а так - же 3-4 общеразвивающих упражнения, разученных на занятии, каждое из которых повторяется 4-5 раз. Упражнения подбираются для разных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног), комплекс составляется на две недели. На второй неделе упражнения даются с усложнением - меняются положения рук, ног, дозировка или полностью упражнение. В течение года целесообразно периодически возвращаться к одним и тем же комплексам. В основном все упражнения проделываются при построении врассыпную. Воспитатель их выполняет вместе с детьми, используя игровые приёмы, имитацию. Важно, чтобы дети делали гимнастику с желанием, интересом, чтобы испытывали радость от движений. Недопустимо принуждать их заниматься утренней гимнастикой.

Во второй младшей группе продолжительность утренней гимнастики - 5-6 минут. В комплекс должны входить 5-6 общеразвивающих упражнений (как с предметами, так и без них), строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки. Можно включать упражнения на внимание, танцевальные движения. Повторность упражнений 5-6 раз, выполняются в общем для всех темпе. Приучать детей соблюдать правильное положение туловища, сохранять заданное направление. В начале учебного года в комплекс утренней гимнастики включаются упражнения, освоенные детьми в первой младшей группе.

Педагог выполняет упражнения вместе с детьми по 2-3 раза, после чего просто подсказывает им последовательность движений, осуществляет общий контроль.

В средней группе утренняя гимнастика (длительность 6-8 минут), должна проводиться в среднем и быстром темпе, без длительных объяснений и пауз. В комплекс необходимо включать 6-7 общеразвивающих упражнений, которые выполняются по 4-6 раз из разных исходных положений. Кроме того, следует предусматривать упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению мышц стопы. Дозировка и темп выполнения упражнений определяются с учётом их сложности, а так же физической подготовленности детей. Имитация используется только в том случае, когда нужно подчеркнуть особенность упражнения, улучшить качество выполнения.

В старшей группе длительность гимнастики -8-10 минут. В комплекс утренней гимнастики входят 6-8 общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных исходных положений. Количество повторений -5-8 раз, в зависимости от степени сложности.

Обязательно следует включать упражнения по формированию осанки, укрепления стопы, танцевальные движения. Указания воспитателя должны быть краткими. Если возникнет необходимость, педагог может прибегнуть к наглядному образцу: выполнить упражнения самому или предложить это сделать кому-либо из детей. Следует напоминать детям, что - бы они не задерживали дыхание, сохраняли правильную осанку. Объяснение воспитателем упражнения происходит не более 30 секунд.

Для выполнения упражнений удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, чтобы не мешать друг другу (на вытянутые руки). Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одного делают шаг вперёд. Для удобства проведения упражнений сидя и лёжа, целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота, направо или налево.

В подготовительной группе подготовка к утренней гимнастике и сбор детей могут быть поручены дежурным. Воспитатель только наблюдает за сборами детей на гимнастику и даёт советы.

Продолжительность утренней гимнастики - 10-12 минут. Дозировка упражнений, темп, задаются воспитателем с учётом сложности упражнений от 6 до 12 раз.

Дети способны проделывать упражнения по слову воспитателя, запоминать и самостоятельно воспроизводить последовательность упражнений в комплексе. Они могут сами назвать, показать и пояснить упражнения. Но воспитатель может и сам первое упражнение показать с объяснением.

От детей седьмого года следует требовать хорошего качества движений на утренней гимнастике: они должны занимать чёткие исходные и промежуточные положения, точно, с нужной амплитудой проделывать упражнения, сохраняя заданные позы, акцентировать внимание на главном, выпрямлять ноги, руки, спину, оттягивать носки, совершать движения с определённым напряжением. Всё это благоприятно для укрепления разных мышечных групп, формирования осанки ребёнка.

Строевые упражнения.

В 1 младшей группе детей строят в колонну по одному, в шеренгу, в круг, врассыпную, сначала подгруппами, потом всей группой. Построение проводится с помощью воспитателя по зрительным ориентирам. Ходьба в колонне за воспитателем.

Во 2-ой младшей группе детей нужно учить строиться подгруппами и сей группой в колонну, в шеренгу, круг, находить своё место в строю. В первой половине учебного года воспитатель оказывает детям непосредственную помощь, используя зрительные ориентиры (нарисованный круг, линию, расставленные кегли и т.п.), а в дальнейшем подводит их к тому, что бы они своё место находили самостоятельно.

В средней группе дошкольников учат строиться по росту, перестраиваться в колонну по два, по три. Приёмы обучения при перестроении в колонну по два можно использовать ориентиры. Детям предлагают встать парами (взявшись за руки), а затем разойтись в стороны, за направляющими, которые должны остановиться у определённых ориентиров. При перестроении в три колонны воспитатель может назвать детей (направляющих), которые пойдут к ориентирам. Для размыкания, педагог показывает и объясняет, что для удобства выполнения упражнений, надо разомкнуться, подняв руки вперёд, затем в стороны.

В старшей группе при обучении строевым упражнениям особое внимание следует обращать на развитие умения быстро ориентироваться в пространстве и действовать в соответствии с командой: строиться в колонну по одному, в шеренгу по росту, в пары, в круг и несколько кругов; перестраиваться в колонну по 2, 3, 4, делать повороты направо, налево, кругом на месте и в движении, равняться, размыкаться и т.п.

На седьмом году жизни дети должны уметь самостоятельно и быстро строиться в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестраиваться в колонну по 2, 3, 4, на месте и в движении, в две шеренги (рассчитываясь на 1-ый - 2-ой), в несколько кругов; делать повороты направо, налево, кругом на месте и в движении; равняться, производить размыкание и смыкание.

Для детей от 2-х до 3-х лет предлагаю комплексы эмоционально- стимулирующей гимнастики, которая позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Комплексы расписаны на весь учебный год и имеют сюжетную форму проведения.

Желаю вам успеха в вашей работе по оздоровлению и обучению детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, в целом обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей.

Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил - В основание системы он фундамент заложил. Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл – Аэробный механизм досконально изучил...

Консультация для родителей "Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней".

Утренняя гимнастика  играет важную роль в режиме дня ребёнка, её необходимо делать для поддержания здоровья....

Обобщение опыта работы по теме: "Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста."

   Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года...

Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней у детей

Консультация для родителей "Утренняя гимнастика - одно из средств оздоравления и профилактики болезней"...

"Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней"

Статья предназначена для педагогов и родителей детей дошкольного возраста....

Утренняя гимнастика - одно из важных средств оздоровления и воспитания дошкольника

Консультация для воспитателей о роли утренней гимнастики в воспитании и оздоровлении дошкольникоа. Консультация также может быть использована в работе с родителями....

Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней.

У детей, которых регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность....