Музыкально-оздоровительная работа в детском саду.
учебно-методический материал на тему

Лёшкина Екатерина Владимировна

Выступление на районном методическом объеденении музыкальных руководителей города и района по теме музыкально - оздоровительной работы в ДОУ, её роли в развитии и формировании человека, сохранение и укрепление здоровья дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-ozdorovitelnaya_rabota.docx35.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА                                                 В ДЕТСКОМ САДУ

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

По данным медицинской статистики, в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность.

Поэтому, необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального , эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Все это служит стимулом для создания на базе дошкольных  образовательных учреждений научно обоснованной и апробированной структуры и содержания музыкально-оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями, формы организаций музыкально-оздоровительных мероприятий, технология музыкально-валеологического воспитания.

Новизна системы состоит в следующем:

  1. На музыкальных занятиях необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической  песни- распевки, дающей позитивный настрой детям весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
  2. Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий. Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет как  можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физвоспитанию. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной  организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

О лечебной силе музыки  свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. С ХIХ века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

  1. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление.

Целью является обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

- развивать музыкальные и творческие способности , используя  

  здоровьезберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных  

  возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную  

  речь и ее грамматический строй.

- формировать начала музыкальной культуры.

- создать предметно-развивающую среду.

Воспитательные задачи:

- формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей  

  семье, сверстникам, самому себе.

- развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов,  

  идеалов.

- воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного  

  города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

- сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье .

- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого  

  ребенка.

- с помощью здоровьезберегающих технологий повышать адаптивные  

  возможности детского организма.

-формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах и «Русской горнице», на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия. По содержанию музыкальные занятия, как основная форма музыкальной деятельности, предполагают использование валеологических песенок-распевок, дыхательную, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры.

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Музыкотерапию необходимо проводить педагогам в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

  1. Валеологические песенки-распевки поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира.

                                                       «Цветочек»:

На  полянке между кочек,                    Дети сидят на корточках, опустив голову,                                                   

                                                                сжавшись в комочек.

От травы зеленых,                                 Медленно поднимают голову.     

Потянулся вверх цветочек,

Хрупкий, несмышленый.

Он от ветра задрожал                            «Дрожат»

И листочки вверх поднял                      Выпрямляются, поднимают ручки вверх,  

Вот росой умылся,                                 «Умываются».

А потом… раскрылся!                           Встают, руки в стороны.

Здравствуй, солнце ясное!                     Хлопают в ладоши.

Здравствуй, день погожий!                    Гладят себя по голове.

Я цветок! Такой прекрасный,

Добрый и хороший!

Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях являются:

- укрепляют физиологическое дыхание детей.

- формируют павильное речевое дыхание.

- тренируют силу вдоха и выдоха.

                              «Ладошки»

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки),одновременно с движением  шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно.. Активный вдох- пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха- движения, затем отдыхаем  3-5 секунд. Норма:                              4 раза по 4 вдоха-движения.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой:

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении,  

  в том числе и легочной ткани,

- способствует восстановлению центральной нервной системы,

- улучшает дренажную функцию бронхов,

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание,

- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки  

  и позвоночника.

                                                «Носочки-пяточки»

  1. «Носочки».

Дети сидят на стульях, ноги согнуты под прямым углом. На счет «раз» поднимаем носочки ног. упираясь пятками в пол, - вдох! Возвращаем ноги в и. .п. – выдох!

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

  1. «Пяточки».

Исходное положение не меняется.

Поочередно поднимает то носочки, то пяточки.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения. Рекомендуется детям с плоскостопием.

                              Артикуляционная гимнастика

При разучивании песен на музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

Задачи артикуляционной гимнастики:

- развивать певческие способности детей.

- формировать артикуляцию различных звуков.

- закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.

-совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности  

  движений языка и губ.

- развивать чувство ритма.

- учить детей правильно расставлять акценты при пропевании фраз, слов.

Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада с использованием игрушки «Ротик», иллюстраций, электронных презентаций. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

                                                 «Жаба Квака»

(комплекс упражнений для мышц мягкого неба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала.                            Дети зевают.

Травку сочную сжевала                             Имитируют жевательные движения, глотание.

Да водичку поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а!                                                    Произносят звуки отрывисто и громко.

Квэ-э-э-э! !                                                    

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения, которые проводят по рекомендации педиатра. Они развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание. стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

                                                 «Ворона».

                            Особа всем известная,

                            Она- крикунья местная.

                            Увидит тучку темную,

                            Взлетит на ель  зеленую

                            И смотрит словно с трона,

                            Ворона…                    

                                                                           В. Степанов.

Дети протяжно произносят «Ка-а-р-р!» - сначала громко, потом беззвучно, с закрытым ртом.

                                                 «Песня»

                              Очень любим песни петь,

                              Только слов не знаем.          

                              Но зато старательно

                              Рот мы открываем.

Пение любой песни негромко, без слов, произнося только «А-а-а!»

                                                 Игровой массаж

Массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются, или ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном.

Цель- научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологические активные точки тела. Это и Массаж определенных частей тела, пальцев рук, массаж головы, самомассаж ушей, точечный массаж биологически активных точек.

                                               «Гусенок Тимошка».

Гусенок Тимошка пошел погулять,         Шлепают ладошками по коленям.

Зеленой и сочной травы пощипать.         Щиплют пальцами мочки ушей.

Гусенок «Га-га!»                                        Показывают пальцами рук «клювики». 

Веселый всегда,                                         Хлопают.

Он травку пошел пощипать.                     Щиплют пальцами мочки ушей.

Гусенок Тимошка пошел на лужок,         Шлепают ладошками по животу.

Увидел красивый и вкусный цветок.       Гладят шею сверху вниз.

Гусенок «Га-га!»                                        Показывают пальцами рук «клювики». 

Веселый всегда,                                          Хлопают.

Уж очень был вкусный цветок!                Делают круговые движения по животу.

Гусенок Тимошка на речку пошел,          Шлепают ладошками по груди.

В высокой осоке лягушку нашел.            Щиплют щечки.

Гусенок «Га-га!»                                        Показывают пальцами рук «клювики». 

Лягушка «Ква-ква!»                                   Качают ладонями растопыренными пальцами.

Подружку себе он нашел!                         Хлопают.

                                                  «Кошка»

                                             (пальчиковая игра)

Посмотрели мы в окошко –                Делают пальцами обеих рук «окошко».

По дорожке ходит кошка                    «Бегают» указательным и средним пальцами правой            

                                                               руки по левой руке.

С такими усами!                                   Показывают «длинные усы».         

С такими глазами!                                Показывают «большие глаза».

Кошка песенку поет,

Нас гулять скорей зовет!                   «Зовут» правой рукой.

                                                  «Поросенок»

Громкий стук раздался утром рано.         Хлопки.

Я в окошко выглянул спросонок:             Рисуют пальцами «окошко».

Розовый, веселый, аккуратный                 Гладят себя по голове.

На машине ехал Поросенок.                     Прижимают пальцем кончик носа.

Поросенок был красив собою:                  

Был костюмчик в клеточку на нем.          «Рисуют» пальцами клеточки.

Он вертел довольно головою,                   Вертят головою.

Вместе с головой вертел рулем.               «Крутят руль».

на копытцах – белые перчатки,                Гладят поочередно одну руку другой.

И панамка вышита цветами:                     Делают руками «домик».

Ехал он на травке поваляться                   «Крутят руль».

Или же в деревню в гости к маме…

Ехал Поросенок на рассвете ,                    Поднимают руки вверх.

Розовый, похожий на зарю…                    Описывают руками дугу.

И, предупреждая всех на свете,                 Грозят пальцем.

Нажимал на пятачок:            

-Хрю-хрю!                                                     Прижимают пальцем кончик носа, говорят              

                                                                       «хрю-хрю».

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Использование речевых игр позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Речевые игры и упражнения могут сопровождаться движениями, звучащими жестами, использованием детских музыкальных инструментов.

                                         «Солнышко»

Солнышко, солнышко,                 Ритмичные хлопки.

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,                        Притопы.

По камушкам скачут.                   Легкие прыжки с хлопками.

                                         «Листопад»

Осень! Осень! Листопад!              Ритмичные хлопки.

Лист осенний конопат.                  Щелчки пальцами.

Листья рыжие шуршат                  Трут ладошкой о ладошку.

И летят, летят, летят!                     Качают руками.

                                        «Теремок»

Тук-тук молоток –

Мишка строит теремок.

Позовет в него гостей!

Чтобы было веселей!

                      Мышка – норушечка

                      В гости бежит,

                     Тихо шуршунчиком

                     Мышка шуршит.

Зайка веселый

Потом прискакал,

Лапками звонко

В барабан застучал.

                     Вот и лиса

                     К теремочку идет,

                     Лисичка – сестричка

                     Трещотки несет.

Серый волчок
В бубенцы загремел,

А петушок

Громко песню запел.

                     Мишка мохнатый

                     Рад новоселам:

                     Живет в теремочке

                     Оркестр веселый!

Музыкотерапия – способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность,  головную и мышечные боль, восстанавливает спокойное дыхание.

                                                   «Зайчата»

                Дети выполняют движения соответственно тексту.

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать.

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем,

Ручку левую потянем,

Глазки открываем,

С ножками играем:

Поджимаем ножки,

Выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся.

Музыкально -валеологическое воспитание дошкольников включает в себя следующие направления:

- проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий.

- музыкально-физкультурные досуги и развлечения.

- взаимодействие со школой по валеологическому воспитанию.

- совместные мероприятия ДОУ и родителей по вопросам воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни.

Музыкально-валеологические занятия носят, чаще всего, интегрированный характер.

В современных ДОУ педагогам необходимо следить за осанкой детей, способствовать ее коррекции. Это возможно и на музыкальных занятиях – учить детей петь, танцевать, держа прямую спину, проводить музыкальные игры на формирование правильной осанки, выполняя следующие задачи:

-укрепление опорно-двигательного аппарата

- усиление мышечного корсета позвоночника

- улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.

                                                       «Кто там?»

Дети лежат на спине, вытянув ноги. Педагог ставит на пол возле носочков ног маленькую игрушку. Ребенок должен приподнять голову, чтобы увидеть и назвать предмет.

                           «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

(комплексное занятие с использованием дыхательной гимнастики для детей 3-4 лет)

                      Дети входят в украшенный по-осеннему зал.

Ведущая: Ребята, мы попали в осенний парк. Как красиво вокруг!

                            Наступила осень, пожелтел наш сад.

                            Листья на березе золотом горят.     А. Ерикеев.

Обращает внимание на цвет листьев, вместе с детьми рассматривает отдельные листочки.

                           Осень в гости к нам пришла

                           И подарок принесла.

                           Листики здесь разные –

                          Желтые и красные.

Ведущая: Дети, когда дует ветер, то листочки на деревьях шелестят: «ш-ш-ш». Давайте  

                 вместе с листочками пошелестим сначала потихоньку – «Ш! Ш! Ш!», а потом  

                 сильнее – «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!».

                              А теперь мы листики возьмем,

                              С ними весело попляшем и споем.

                      Танец с листочками «Осень» (И. Кишко)

Дует, дует, ветер.                     Идут стайкой, качают листочками.

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,                    Кружатся.

Кружат по дорожке.

Падают листочки                    Машут листочками вверх-вниз.

Прямо нам под ножки.           В конце танца дети прячутся за листочками.      

Ведущая. Где же наши детки?

Дети. Вот они!

Дети весело прыгают и машут листочками. затем собирают листья в большой букет.

Ведущая: А теперь мы превратимся в маленькие ветерки и будем дуть на листочки,  

                 которые растут на нашей березке.

                                Дыхательное упражнение «Ветерок»:                                                                          

                                   На развитие длительного выдоха.

В центр зала ставится макет березки с прикрепленными на ниточках легкими желтыми листочками. Дети подходят к дереву и дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.

Ведущая: Вокруг березки нашей                                                                                                                  

                 Мы весело попляшем!

                      Динамическое упражнение «Осенняя разминка»:

На осеннюю полянку                          Прыгают, как зайчики.

Зайки прискакали.

Высоко-высоко

Зайки прыгать стали.

На осеннюю полянку                          Идут, как лисички.

Подошла лисичка.

Покружилась на носочках                  Кружатся.

Рыжая сестричка.

На осеннюю полянку                          Бегают на носочках по всему залу, машут руками,

Птички прилетали.                              как  крыльями.

Птички прилетали,

Крыльями махали.

На осеннюю полянку                           Хлопают в ладошки.

Детки прибежали.

Детки прибежали,

Громко хлопать стали.

На осеннюю полянку                            Идут вразвалочку.

Вышел бурый мишка.

Стал ногами топотать                            Топают ножкой.

Мишка-шалунишка.

В конце разминки воспитатель вносит игрушечного медведя, говорит за него.

Медведь:  Я тоже с вами танцевал,

      Только очень я устал.

Ведущая:. Жарко тебе, Мишенька, в такой шубке! Сейчас детки на тебя подуют!

                  Носиком вдыхаем,

                  Громко выдыхаем.

Медведь:  Спасибо, ребятки! Мне сразу прохладно стало. А поиграть со мной хотите?

                                   Пальчиковая игра «Мишка»:

Мишка по лесу ходил,                          Шлепают ладошками по коленкам.

Звонки песни выводил:

-Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!                           Имитируют игру на дудочке.

Всем я лапотки сплету.

Себе – большие.                                      Загибают поочередно пальчики на левой руке.

Жене – меньшие,

Сыну – с носочком,

Дочке- с цветочком,

А соседу-заиньке                                                                                                                                             Сплету лапти маленькие.

Ведущая: Ребята, а давайте нарисуем большую картину «Осенний листопад» и подарим ее  

                 Мишке.

                    Рисование коллективной картины.

Дети рисуют красками разноцветные листья на веточках деревьев, на дорожках.

Медведь: Какая яркая и красивая получилось картина!  Можно я ее себе в берлогу возьму?

Ведущая: Конечно, Мишенька! Приходи к нам чаще. А нам в группу пора возвращаться.  

     До свидания!

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду.

Здоровье  ребенка- это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится п...

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду

Презентация на тему здоровьесберегающих технологий....

Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...

Музыкально - оздоровительная работа в детском саду

Здоровье ребенка это не только отсутствие болезеней, но и полное физическое, психическое и социальнок благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в р...

" Музыкально-оздоровительная работа в детском саду"

Цель: Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни....

Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду».

Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»....