Главные вкладки

    " Музыкально-оздоровительная работа в детском саду"
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Орлова Надежда Александровна

    Цель: Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Музыкально-оздоровительная работа в детском саду

     На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

     Применение валеологических песен-распевок, игрового самомассажа, пальчиковых игр, пассивной музыкотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний, сопровождение речевых игр музыкально-ритмическими движениями.

     Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий.

     Применение новых форм взаимодействия с семьёй по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

    Цель:

    Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

    Задачи:

    1. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников.

    2. Формировать начало музыкальной культуры.

    3. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка. 4. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

    5. Формировать правильную осанку.

    Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

    1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

    2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка. 

    3. Повышение уровня речевого развития.

    4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).

    5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

    Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

    • Валеологические песенки-распевки;
    • Дыхательная гимнастика;
    • Артикуляционная гимнастика;
    • Оздоровительные и фонопедические упражнения;
    • Игровой массаж;
    • Пальчиковые игры;
    • Речевые игры;
    • Музыкотерапия.

    Валеологические песенки-распевки

    Трямди –песенка.
    Дети стоят парами лицом друг к другу
    Маленькие пальчики: трям-трям-трям!
    Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
    А теперь ладошки: трям-трям-трям!
    Кулачками постучим: трям-трям-трям!
    По трям-трямски говорим:
    Засопели носики: трям-трям-трям!
    Носики –насосики: трям-трям-трям!
    А теперь мы улыбнулись,
    Прыгнули и повернулись.
    Мы в Трям-трямдии живем,
    Трямди песенки поем: трям-трям-трям!

    «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской) . 

    1. Доброе утро! (Разводят руки в стороны 

    Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.) 

    И сегодня весь день («Пружинка».) 

    Будет веселее. (Поднимают руки вверх). 

    2. Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту). 

    Носик и щёчки. 

    Будем мы красивыми, (Наклоны головы к правому 

    Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно). 

    3. Разотрём ладошки (Движения по тексту. )

    Сильнее, сильнее! 

    А теперь похлопаем 

    Смелее, смелее! 

    4. Ушки мы теперь потрем 

    И здоровье сбережем. 

    Улыбнемся снова, 

    Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны.)

    Дыхательная гимнастика

    (по А.Н. Стрельниковой)
    «Ладошки»
    Ладушки-ладошки,
    Звонкие хлопошки.
    Мы ладошки все сжимаем,
    Носом правильно вдыхаем.
    Как ладошки разжимаем,
    То свободно выдыхаем.

     «Насос»
    По шоссе летят машины — 
    Все торопятся, гудят.
    Мы накачиваем шины,
    Дышим много раз подряд.

    «Кошка»
    (приседание с поворотом)
    Мягонько ступают ножки,
    Язычком ест вместо ложки,
    Ты погладь ее немножко —
    Сразу замурлычет кошка.

    «Люблю себя»
    Ах, какой хороший я!
    Как же я люблю себя!
    Крепко обнимаю,
    Носиком вдыхаю 

    «Повороты головы»
    Ежик по лесу гулял
    И цветочки собрал.
    Справа –белая ромашка,
    Слева –розовая кашка.
    Как цветочки пахнут сладко!
    Их понюхают ребятки.

    Артикуляционная гимнастика

    «Окошко»
    широко открыть рот — «жарко»
    закрыть рот — «холодно»

    «Чистим, зубки»
    улыбнуться, открыть рот
    кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы 

    «Месим тесто»
    улыбнуться
    пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…»
    покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

    «Чашечка»
    улыбнуться
    широко открыть рот
    высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

    «Дудочка»
    с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

    "Жаба Квака"        

    (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

    Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
    Сладко-сладко позевала. 
    (дети зевают)
    Травку сочную сжевала 
    (имитируют жевательные движения, глотают)
    Да водички поглотала.
    На кувшинку села,
    Песенку запела:
    "Ква-а-а-а! 
    (произносят звуки отрывисто и громко)
    Квэ-э-э-!
    Ква-а-а-а!
    Жизнь у Кваки хороша!

    Оздоровительные и фонопедические упражнения

    «Динозаврик»

    Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
    Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
    Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
    И мы все время заняты, нам некогда грустить!

    Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-ы-и-скрип!»

    Игровой массаж

    1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»
    2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»
    3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»
    4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»
    5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»
    6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»
    7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»

    Пальчиковые игры

    «Апельсин»
    Мы делили апельсин
    (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
    Много нас – а он – один
    Эта долька – для ежа
    (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
    Эта долька – для чижа
    Эта долька – для котят
    Эта долька — для утят
    Эта долька — для бобра
    А для волка – кожура!
    (встряхиваем обе кисти)

    «Гости»
    К Кате гости прибежали,
    (бежим пальчиками по столу или по полу)
    Все друг другу руки жали.
    Здравствуй Жора,
    (соединяем большой и указательные пальчики)
    Здравствуй Жанна,(большой и средний)
    Рад Серёжа,(большой и безымянный)
    Рад Снежана (большой и мизинец)
    Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
    Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
    Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
    Вот драже вам на дорожку
    (пальчиком тычем в открытую ладошку)
    Вы берите понемножку
    (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
    Все стряхнули быстро крошки
    И захлопали в ладошки!

    «Горшок»
    Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
    Маленькие гномики:
    Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
    (загибать пальчики, начиная с мизинца)
    Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
    Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
    Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
    Тики – платочки,
    Лики – штанишки,
    Чики – носочки,
    Микки умница был,
    Всем водичку носил.

     «Дом»
    Стук -стук- постук, раздается где то стук.
    Молоточки стучат, строят домик для зайчат —
    Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
    Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
    Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
    Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
    И вот с таким замком! (сцепили ручки)

    Речевые игры

    «Дождь»

    Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
    Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
    Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
    Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
    Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
    А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)

    Музыкотерапия

    Классика: 
    И.С.Бах. «Прелюдия до мажор».
    И.С.Бах. «Шутка».
    И.Брамс. «Вальс».
    А.Вивальди «Времена года»
    Д.Кабалевский «Клоуны»
    Д.Кабалевский «Петя и волк»
    В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»
    В.А.Моцарт «Турецкое рондо»
    И.Штраус «Полька «Трик-трак»

    Детские песни: 
    «Антошка» В.Шаинский
    «Бу-ра-ти-но» Ю.Энтин
    «Будьте добры» А.Санин
    «Веселые путешественники» М.Старокадомский
    «Все мы делим пополам» В.Шаинский
    «Да здравствует сюрприз» Ю.Энтин
    «Если добрый ты» Б.Савельев
    «Настоящий друг» Б.Савельев
    «Песенка о волшебниках» Г.Гладков

    Музыка для пробуждения после дневного сна 
    Л.Боккерини «Менуэт»
    Э.Григ «Утро»
    А.Дворжак «Славянский танец»
    Лютневая музыка XVII века
    Ф.Лист «Утешения»
    Ф.Мендельсон «Песня без слов»
    В.Моцарт «Сонаты»
    К.Сен-Санс «Аквариум»

    Музыка для релаксации 
    Т.Альбиони «Адажио»
    И.С.Бах «Ария из сюиты №3»
    Л.Бетховен «Лунная соната»
    К.Глюк «Мелодия»
    Э.Григ «Песня Сольвейг»
    К.Дебюсси «Лунный свет»

    Колыбельные 
    Н.Римский-Корсаков «Море»
    Г.Свиридов «Романс»
    К.Сен-Санс «Лебедь»

    Литература. 
    Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» г.Волгоград, изд. «Учитель», 2009.
    Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» г.Москва, изд. ТЦ «Сфера», 2208.
    Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» г.Волгоград, изд. «Учитель», 2009. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду.

    Здоровье  ребенка- это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится п...

    Музыкально-оздоровительная работа в детском саду

    Презентация на тему здоровьесберегающих технологий....

    Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"

    Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...

    Музыкально-оздоровительная работа в детском саду.

    Выступление на районном методическом объеденении музыкальных руководителей города и района по теме музыкально - оздоровительной работы в ДОУ, её роли в развитии и формировании человека, сохранение и у...

    Музыкально - оздоровительная работа в детском саду

    Здоровье ребенка это не только отсутствие болезеней, но и полное физическое, психическое и социальнок благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в р...

    Музыкально-оздоровительная работа в детском саду

    Музыка - составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. На каждом музыкальном занятии используются здоровьесберегающие технологии: дыхательная ...