" Музыкально-оздоровительная работа в детском саду"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Орлова Надежда Александровна

Цель: Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду

 На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

 Применение валеологических песен-распевок, игрового самомассажа, пальчиковых игр, пассивной музыкотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний, сопровождение речевых игр музыкально-ритмическими движениями.

 Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий.

 Применение новых форм взаимодействия с семьёй по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

Цель:

Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников.

2. Формировать начало музыкальной культуры.

3. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка. 4. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

5. Формировать правильную осанку.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка. 

3. Повышение уровня речевого развития.

4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).

5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Валеологические песенки-распевки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения;
  • Игровой массаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры;
  • Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки

Трямди –песенка.
Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: трям-трям-трям!
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям!
Кулачками постучим: трям-трям-трям!
По трям-трямски говорим:
Засопели носики: трям-трям-трям!
Носики –насосики: трям-трям-трям!
А теперь мы улыбнулись,
Прыгнули и повернулись.
Мы в Трям-трямдии живем,
Трямди песенки поем: трям-трям-трям!

«Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской) . 

1. Доброе утро! (Разводят руки в стороны 

Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.) 

И сегодня весь день («Пружинка».) 

Будет веселее. (Поднимают руки вверх). 

2. Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту). 

Носик и щёчки. 

Будем мы красивыми, (Наклоны головы к правому 

Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно). 

3. Разотрём ладошки (Движения по тексту. )

Сильнее, сильнее! 

А теперь похлопаем 

Смелее, смелее! 

4. Ушки мы теперь потрем 

И здоровье сбережем. 

Улыбнемся снова, 

Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны.)

Дыхательная гимнастика

(по А.Н. Стрельниковой)
«Ладошки»
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.

 «Насос»
По шоссе летят машины — 
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.

«Кошка»
(приседание с поворотом)
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь ее немножко —
Сразу замурлычет кошка.

«Люблю себя»
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю 

«Повороты головы»
Ежик по лесу гулял
И цветочки собрал.
Справа –белая ромашка,
Слева –розовая кашка.
Как цветочки пахнут сладко!
Их понюхают ребятки.

Артикуляционная гимнастика

«Окошко»
широко открыть рот — «жарко»
закрыть рот — «холодно»

«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы 

«Месим тесто»
улыбнуться
пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…»
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

«Чашечка»
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

"Жаба Квака"        

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. 
(дети зевают)
Травку сочную сжевала 
(имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! 
(произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Динозаврик»

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-ы-и-скрип!»

Игровой массаж

1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»
2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»
3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»
4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»
5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»
6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»
7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»

Пальчиковые игры

«Апельсин»
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

«Гости»
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

«Горшок»
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

 «Дом»
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат —
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Речевые игры

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)

Музыкотерапия

Классика: 
И.С.Бах. «Прелюдия до мажор».
И.С.Бах. «Шутка».
И.Брамс. «Вальс».
А.Вивальди «Времена года»
Д.Кабалевский «Клоуны»
Д.Кабалевский «Петя и волк»
В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»
В.А.Моцарт «Турецкое рондо»
И.Штраус «Полька «Трик-трак»

Детские песни: 
«Антошка» В.Шаинский
«Бу-ра-ти-но» Ю.Энтин
«Будьте добры» А.Санин
«Веселые путешественники» М.Старокадомский
«Все мы делим пополам» В.Шаинский
«Да здравствует сюрприз» Ю.Энтин
«Если добрый ты» Б.Савельев
«Настоящий друг» Б.Савельев
«Песенка о волшебниках» Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна 
Л.Боккерини «Менуэт»
Э.Григ «Утро»
А.Дворжак «Славянский танец»
Лютневая музыка XVII века
Ф.Лист «Утешения»
Ф.Мендельсон «Песня без слов»
В.Моцарт «Сонаты»
К.Сен-Санс «Аквариум»

Музыка для релаксации 
Т.Альбиони «Адажио»
И.С.Бах «Ария из сюиты №3»
Л.Бетховен «Лунная соната»
К.Глюк «Мелодия»
Э.Григ «Песня Сольвейг»
К.Дебюсси «Лунный свет»

Колыбельные 
Н.Римский-Корсаков «Море»
Г.Свиридов «Романс»
К.Сен-Санс «Лебедь»

Литература. 
Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» г.Волгоград, изд. «Учитель», 2009.
Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» г.Москва, изд. ТЦ «Сфера», 2208.
Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» г.Волгоград, изд. «Учитель», 2009. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду.

Здоровье  ребенка- это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится п...

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду

Презентация на тему здоровьесберегающих технологий....

Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду.

Выступление на районном методическом объеденении музыкальных руководителей города и района по теме музыкально - оздоровительной работы в ДОУ, её роли в развитии и формировании человека, сохранение и у...

Музыкально - оздоровительная работа в детском саду

Здоровье ребенка это не только отсутствие болезеней, но и полное физическое, психическое и социальнок благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в р...

Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду».

Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»....