Главные вкладки

    Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 12" г. Майкопа
    статья на тему

    Мельниченко Надежда Александровна

     

    Актуальность проблемы

    Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения – реалии сегодняшней жизни. В этих условиях особое значение имеет заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов – детей.

    Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Данный материал будет полезен для педагогов ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx303.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
    «Дорога без опасности» в ДОО

    Актуальность проблемы

    Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения – реалии сегодняшней жизни. В этих условиях особое значение имеет заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов – детей.

    Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

    Целью   работы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12» является создание условий для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

    Задачи:

    1. Развивать познавательные процессы, необходимые для ориентации в пространстве.

    2. Формировать и развивать навыки безопасного поведения на улицах всех участников образовательного процесса.

    3. Развивать эмоционально-волевые качества, необходимые для ориентации на улицах.

    Создавая условия для работы в этом направлении, в нашем дошкольном учреждении  назначен  ответственный за организацию профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, ежегодно разрабатывается  план по профилактике ДДТТ со всеми участниками образовательного процесса, разработан  паспорт по дорожной безопасности образовательного учреждения, в который входят общие сведения о МБДОУ, планы-схемы:

    -путей движения транспортных средств и детей;

    -маршруты движения организованных групп детей от ОУ к площади Солидарности и другие.

    В паспорте содержатся методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения.

     В детском саду  создана учебно-материальная база по профилактике ДДТТ, которая включает:

    в методическом кабинете:

    -программы по ОБЖ (есть несколько парциальных программ), перспективное планирование по возрастным группам, технологии, методики и методические пособия по изучению правил дорожного движения;

    -художественные произведения разных авторов по ознакомлению  с ПДД;

    -папка накопленного опыта работы педагогов МБДОУ, куда входят:

    -методические  разработки: перспективные планы, сценарии праздников и развлечений, материалы по работе с родителями – родительские собрания, анкеты, памятки;

     подборка всероссийской газеты «ДДД».

    Материально-техническая база в детском саду представлена:

    -предметно-развивающей средой для обучения ПДД в методическом кабинете: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал, конструкторы, комплекты для изучения ПДД «Главная дорога», электронные плакаты и другое.

    В каждой возрастной группе есть центры по дорожному движению, во дворе МБДОУ для проведения профилактической  работы есть площадкой с разметкой. В фойе для родителей

    оформлен уголок безопасности, электрифицированный стенд «Дорожные правила для малышей и их родителей».

    Изучение дорожной азбуки в детском саду начинается с младшего дошкольного возраста и  даются в определённой системе. В своей работе педагоги  МБДОУ   используют программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста»  Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой. В это курс Основ безопасности жизнедеятельности для дошкольников,   входят шесть разделов, которые затрагивают основные сферы жизни ребёнка. Шестой раздел «Ребенок и улица», помогает детям познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, рассказывает о работе ГАИ и учит, что делать, если ребёнок потерялся.

    Полученные  знания  дети   закрепляют   в  сюжетно – ролевых   играх: «ГИБДД», «Пешеходы», «Дорожное движение», подвижных играх «Красный, желтый, зеленый», «Собери светофор», дидактических играх «Умные знаки», «Какие бывают машины?», в играх - путешествиях  «В стране дорожной азбуки».  Задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде, а   в игровых тренингах, моделировании дорожных ситуаций на различные темы дети познают и усваивают дорожную азбуку. Например: ситуации: «Если ты потерялся на улице?», «Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?» и т.д. В детском саду  проводятся минутки безопасности, на которых педагоги вместе с детьми повторяют дорожную азбуку, отгадывают  загадки, придумывают сказки и рассказы. Кроме того с детьми  проводятся викторины «Умный пешеход», КВН «Знатоки правил дорожного движения».  

    Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся целевые прогулки  для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора.

     От взаимодействия в работе по профилактике ДДТТ зависит качество профилактической работы по данному направлению.

    Работе с родителями в детском саду уделяется большое внимание, ведь именно они каждый день и не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

    Работа с родителями  по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни ведется через разнообразные формы: анкетирование,  беседы с родителями на темы: «Правила дорожного движения нужны и важны», «Дорога в детский сад. Опасна ли она?». Родители   с детьми составляют индивидуальный маршрут  «Мой безопасный путь в детский сад». Работа по  профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется через

     официальный сайт детского сада и  печатный орган - газету «Тополек-территория счастливого детства». Кроме того информацию о проведенных интересных мероприятиях в МБДОУ, размещаем на сайте МВД,  в газете «Майкопские новости».

    Регулярно педагоги размещают   в родительских уголках информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятки для родителей по правилам дорожного движения», проводят родительские собрания: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода»,  «Наши помощники».

    В начале учебного года во всех группах проводится анкетирование родителей: «Знает ли мой ребенок правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать эффективные формы работы с детьми и родителями.

      Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся педагогические советы «Совершенствование форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», деловые игры, КВН, семинары, консультации, открытые просмотры по обучению детей правилам дорожного движения. Воспитатели и специалисты осуществляют взаимодействие  в работе по формированию навыков практического применения и соблюдения детьми правил дорожного движения.

     Педагогический коллектив МБДОУ в работе с детьми использует  современные образовательные технологии: обучающие игровые ситуации, моделирование, проектирование, информационно-коммуникативные  технологии.  Использование проектов с участием родителей, инспекторов ДПС, ГИБДД в образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения, позволяет поддерживать интерес к данной теме на протяжении длительного времени и закрепить результаты во время проведения  праздничных мероприятий, выставок, акций.

     Так, педагогами подготовительной группы Сухановой  Н.Н. и Кожемяко Т.А. был разработан и  реализован познавательно-творческий проект «Мы-пешеходы», в котором приняли участие педагоги, дети, родители, инспекторы ГИБДД.

    Цель проекта:  формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Реализация проекта предусматривала несколько этапов. В ходе предварительной работы был отобран иллюстративный материал, пословицы, загадки, стихи  и литературные произведения по теме проекта. Во время практического этапа с детьми проводились беседы, экскурсии, игровые обучающие ситуации в центрах по ПДД, чтение литературных произведений и их инсценирование. Н-р: стихов С.В. Михалкова «Песенка друзей», «Бездельник-светофор».

    Дома вместе с родителями воспитанники сочиняли сказки и рассказы о светофоре, рисовали плакаты, рисунки, тем самым  приобщались к совместной работе по проекту. Приход в группу инспекторов ДПС и ОГИБДД стал знаменательным событием для воспитанников. Дети показали свои знания в беседе и в решении ситуаций на дороге.

    Были проведены: спортивный досуг  и развлечении «В стране Светофории».

    Для родителей подготовлены и проведены консультации «Начни с себя», «Как выработать у детей навыки безопасного поведения на улице, оформлены рекомендации, папки-передвижки, б проведен семинар-практикум «Дисциплина на улице - залог безопасности».

    Воспитанники с родителями приняли участие в создании плакатов-лозунгов «Не гоните водители! Вы ведь тоже родители!», «Ребенок имеет право жить». По результатам реализованного проекта детям были вручены сертификаты «Грамотный пешеход». Таким образом, проект стал еще одним доказательством того, что решение проблемы профилактики ДДТТ возможно только совместными усилиями.

    Результаты педагогической диагностики в подготовительных к школе группах показали: общее количество воспитанников с высоким и  уровнем «выше среднего» увеличился на 18 %. Детей с низким уровнем усвоения материала нет. Увеличение показателей говорит о правильно подобранных формах и методах, эффективной систематической работе по изучению правил дорожного движения, построенной на взаимодействии с родителями воспитанников, ГИБДД, ДПС.

    Анкетирование, проведенное среди родителей воспитанников, показало следующие результаты:

    -увеличение доли родителей на 20 %, которые больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД с детьми;

    Уровень ответственности за жизнь и здоровье ребенка, и понимание личного  примера в обучении детей безопасности на дорогах увеличился на 30%.

    Результаты этих исследований указывают на то, что разработанные и проведенные мероприятия по обучению безопасному поведению  на дороге помогают детям постичь главные правила для того «чтобы жили и дружили люди и автомобили».

    Об эффективности проведенной  работы можно судить и по возросшей активности родителей и детей при проведении совместных мероприятий.

    За годы работы по обучению воспитанников правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения нашими воспитанниками.

    Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального  внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

    C:\Users\1\Desktop\конкурс пдд\мероприятия\DSC02472.JPG

    Автор: Мельниченко Надежда Александровна,

    старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12» города Майкопа республика Адыгея,  Россия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях дошкольного учреждения

    Одной из задач педагогов и родителей на сегодняшний день является воспитание из дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения....

    «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

    В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах....

    «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях ДОУ»

    МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка» г. Мичуринска»       ДОКЛАД НА ТЕМУ:«Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортно...